Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:16, реферат
Научные исследования и обобщение опыта практической работы свидетельствуют о том, что наиболее продуктивными являются рабочие группы, состоящие из лиц разного возраста, пола и темперамента.
Введение
1. Роль руководителя в становлении коллектива…………………………..4-6
2. Типы взаимоотношений в коллективе и роль руководителя……….....7-13
Заключение
Список используемой литературы.
Содержание
Введение
1. Роль руководителя в становлении коллектива…………………………..4-6
2. Типы взаимоотношений в коллективе и роль руководителя……….....7-13
Заключение
Список
используемой литературы.
Введение
Классическая теория представляет руководителя как лицо, наделенное магическими способностями, в том числе умением руководить коллективом. Чтобы руководить, необходимо обладать соответствующими личными качествами, в том числе знать правила этикета и умело использовать в своей руководящей деятельности. В настоящее время руководитель встречает у своих подчиненных меньше покорности, чем прежде. Все чаще говорят о кризисе власти, который охватил как армию, так и школу, как семью, так и производство. Раньше способы управления долгое время оставались неизменными, так как общество было стабильно. Старая модель потеряла свою былую силу. Мы больше не знаем, как поступать. Поэтому очень важно выработать новые модели поведения, которые позволили бы руководителю успешно осуществлять управление в условиях нашего изменчивого общества. Литература, а также философская психология и добрая часть экспериментальной психологии пытались представить руководителя в свете его индивидуальных черт. Руководитель должен обладать особыми качествами, которые делают его способным управлять. Вот, например, некоторые из них в представлении различных авторов:
- Искусство убеждения, импозантность, благородство, любовь к риску.
- Энтузиазм, знание подчиненных, решительность, предприимчивость, дисциплинированность и беспристрастность.
- Смелость, воля, гибкость ума, неподкупность. Честность, беспристрастность, справедливость, искренность. Хладнокровие.
- Молчаливость, умение сохранять дистанцию и т. д. Эти качества, эти черты, являются не только субъективными, но еще и абстрактными. Если придерживаться этих требований, то невозможно было бы найти достаточное число руководителей, необходимых для осуществления социальной жизни.
Кроме
того, качества, представленные в списке,
как правило, формулировались без
учета конкретной ситуации, в которой
руководитель призван действовать.
Ни одна группа не похожа на другую. У
каждой из них свои цели, своя работа,
своя величина, своя функция. Не могут
быть одинаковыми качества руководителей,
действующих в столь различных
условиях. Знаменитые руководители, как
Цезарь, Наполеон, Гитлер, королева Виктория
или же Александр Македонский, показывает
абсурдность утверждения, что руководителем
может быть только справедливый, уравновешенный,
обладающий чувством юмора и т. д. человек.
Мы начинаем лучше понимать, что наряду
с теорией, представляющей руководителя
как человека, обладающего столь разнообразными
и чудесными качествами, данными ему свыше,
делающая упор на взаимоотношения между
группой и ее руководителем, культурных
моделях руководителя. Трудно отметить,
какой руководитель нужен определенной
группе, но чтобы руководить, несомненно,
нужно одно: обладать соответствующими
личными качествами, уметь приспосабливаться
к конкретным обстоятельствам, группе
и ситуациям, - все это вместе формирует
авторитет руководителя.
1. Роль руководителя в становлении коллектива.
Итак, эффективность работы коллектива, его способность решать поставленные задачи во многом зависит от морально-психологического климата, а также от господствующего в группе "настроя" сотрудников, который, при прочих равных условиях, обусловлен, во-первых, качественным составом персонала и, во-вторых, особенностями неформальных отношений между руководителем и подчиненным. Остановимся на этих проблемах более подробно. Научные исследования и обобщение опыта практической работы свидетельствуют о том, что наиболее продуктивными являются рабочие группы, состоящие из лиц разного возраста, пола и темперамента. Молодые работники лучше воспринимают новое, более энергичны, но порою самонадеянны, не склонны к компромиссам. Пожилые, напротив, достаточно консервативны, но обладают жизненным опытом, не склонны к авантюрам, способны принимать более взвешенные решения, как правило, избегают конфликтных ситуаций. Далее, чисто женские и чисто мужские коллективы обладают специфическими недостатками: в женских коллективах чаще случаются мелочные склоки, больше потерь рабочего времени в связи с систематическим обсуждением житейских проблем и т.д., в то время как в некоторых мужских коллективах в рабочее время процветают сквернословие и "дурные привычки". Иными словами, совместная работа лиц разного пола как бы подтягивает работников, повышает самодисциплину, требовательность к себе. Не менее важно иметь в группе индивидов с разным темпераментом, поскольку каждый из них, имеет свои достоинства и недостатки. Неформальные отношения между руководителем и подчиненными заслуживают самого серьезного внимания. Наряду с умением выбрать оптимальный в данной ситуации стиль руководства, необходимо, прежде всего, знать типичные ошибки, присущие людям его статуса, и правильно строить межличностные отношения с персоналом. К типичным ошибкам относятся случаи, когда:
- руководитель не дает конкретных заданий, но постоянно досаждает подчиненных большим количеством вопросов общего характера;
- "зациклен" на одной теме в общении с персоналом, например, трудовой дисциплине;
- ежедневно формулирует новые идеи для выполнения задания;
- постоянно проповедует свои замыслы;
- не доверяет своим сотрудникам, злоупотребляет мелочным контролем;
- увлекается бумаготворчеством;
- малодоступен территориально и во времени;
- не имеет готовых решений производственных задач, предлагаемых персоналу.
Успех неформальных отношений с подчиненными, без чего невозможно формирование чувства уважения к своему руководителю, зависит от соблюдения целого ряда принципов и правил делового общения. Основополагающее значение имеет уважение чужого достоинства. Нравственно-психологической основой этого принципа является аксиома социальной психологии, согласно которой ни один человек не чувствует себя достаточно комфортно без положительной самооценки. Следовательно, руководитель обязан видеть в каждом подчиненном не должность, а личность, проявлять доброжелательность и терпимость, с уважением относиться к его личной жизни, но при этом избегать советов в этой области. Желательно всегда помнить, что "сильный никогда не унижает" и, следовательно, недопустимо повышать голос на своего сотрудника, навешивать ярлыки типа "лентяй", "бездельник", "тупица" и т.д. Если подчиненный ошибся или допустил проступок, он, как правило, понимает свою вину и адекватно воспринимает наказание, но если начальник при этом заденет его самолюбие, он не простит этого. Следовательно, при разборе ситуации необходимо разделять человека и поступок: критиковать конкретные действия, а не личность провинившегося.
Важно
помнить, что уважают только тех руководителей,
которые хвалят при всех, а выговаривают
с глазу на глаз; никогда не жалуются на
своих сотрудников и, если надо, берут
их вину на себя; своевременно и открыто
признают свои ошибки. Несмотря на личные
симпатии и антипатии, руководитель обязан
предъявлять ко всем подчиненным одинаковые
требования, ко всем относиться ровно,
никого не выделять; при посторонних обращаться
к своим сотрудникам по имени и отчеству,
вне зависимости от их возраста. Недопустимо
читать нотации и поучать персонал, если
сам руководитель не соблюдает данное
требование: воспитательное значение
имеет только личный пример руководителя.
Типичная ошибка молодых руководителей
— стремление стать "своим" среди
подчиненных. Лучше все же сохранять дистанцию,
разделять личное и служебное, не допускать
панибратства. В противном случае приказ
как форма распоряжения будет неэффективен.
Руководитель не имеет морального права
скрывать от своих сотрудников важную
для них информацию. Вместе с тем он обязан
пресекать сплетни и доносы. Любой начальник
сталкивается с жалобами со стороны своих
сотрудников по поводу условий работы,
отношений внутри коллектива или с другими
подразделениями. Даже если руководитель
не в состоянии сам решить проблему, он
обязан внимательно выслушать подчиненного.
Недопустимо игнорировать обращения подчиненных,
поскольку, как верно подметила американский
социолог Диана Трейси, жалобщики — не
предатели. Очень может статься, что жалобщик
оказывает вам большую услугу, сообщая
о ситуации, от которой страдают другие,
но молчат. Таким образом, основа успеха
любой современной коллективной деятельности
- отношения сотрудничества, взаимопомощи.
2. Типы взаимоотношений в коллективе и роль руководителя.
Не претендуя на специальное рассмотрение проблемы руководства, обращает внимание интересная классификация типов взаимоотношений в рабочей группе, предложенную американскими исследователями Блейком и Мутоном. Она основана на комбинации двух главных параметров — внимании к человеку, степени учета интересов людей и внимании к производству, степени учетов интересов дела. Это пять типов взаимоотношений внутри коллективов, существенно различающихся с точки зрения морально-психологического климата.
1. Невмешательство - низкий уровень заботы руководителя о производстве и о людях. Руководитель много делает сам, не делегирует своих функций, не стремится к серьезным достижениям. Главное для него — сохранить свою должность.
2. Теплая
компания, высокий уровень заботы
о людях, стремление к
3. Задача:
внимание руководителя
4. Золотая
середина: руководитель в своей
деятельности стремится
5. Команда:
наиболее предпочтительный тип
взаимоотношений в рабочей
Однако эта модель не является универсальной, так как конкретные ситуации могут существенно отличаться друг от друга. Не менее интересное исследование динамики межличностных отношений в системе "руководитель — подчиненный", предложенное двумя американцами — Херси и Бланчардом. В рамках этого подхода предполагается, что степень руководства сотрудником и его эмоциональной поддержки самым тесным образом связана с уровнем его профессиональной зрелости, т.е. по мере роста профессионализма руководитель все меньше управляет и все больше поддерживает сотрудника, вселяя в него уверенность в своих силах. Вместе с тем с достижением среднего уровня зрелости и выше руководитель не только меньше руководит, но и меньше эмоционально поддерживает его, поскольку такой подчиненный уже в состоянии сам контролировать себя, и в этой ситуации сокращение опеки расценивается как доверие со стороны шефа. Такой подход к проблеме позволяет использовать четыре вида отношений в системе "руководитель — подчиненный": приказание, внушение, участие и делегирование. Согласно предлагаемой схеме приказание оптимально в случае низкого профессионализма, когда исполнитель не готов к самостоятельному выполнению задачи и не хочет брать на себя ответственность. Задача руководителя — инструктировать сотрудника, много руководить и мало доверять. Внушение рекомендуется использовать на уровнях зрелости от сотрудника среднего, до высокого: подчиненные еще не способны, но уже готовы взять на себя ответственность. Здесь особенно важны как руководство, так и поддержка, которые помогут добиться выполнения поставленной задачи. Участие наиболее эффективно на уровне зрелости от среднего до высокого. Сотрудник уже способен к самостоятельному выполнению задания и в такой ситуации требуется не столько руководство, сколько психологическая поддержка, совместное обсуждение проблемы и совместное принятие решения. Высокий уровень профессиональной зрелости предполагает передачу полномочий исполнителю — делегирование, что означает слабое управление и малую степень эмоциональной поддержки. Проблема выбора оптимального поведения руководителя не имеет "кабинетного" решения, но можно выделить типичные ситуации, возникающие в случае неадекватности поведения руководителя. У подчиненных возникает чувство досады, создается почва для недовольства и сопротивления в тех случаях, когда:
- за ошибки одного отвечает другой;
- решение принимается без участия сотрудника;
- разнос, разбирательство устраиваются при третьих лицах или в отсутствие работника;
- руководитель не способен признать свою ошибку, пытается найти виновного среди подчиненных;
- от исполнителя скрывается важная для него информация;
- работник, профессионально пригодный занять более высокую должность, не продвигается по службе;
- руководитель жалуется на подчиненного вышестоящему начальнику;
- поощрения за труд одного работника достаются другому;
- уровень требовательности не одинаков для всех сотрудников, в коллективе есть любимчики и отверженные и т.д.
В обязанности руководителя входят не только вопросы стратегического плана, но и чистое администрирование, обозначающее директивные способы общения руководителя с подчиненными. Особое место занимают разного рода наказания и поощрения. Один из таких методов известен как "кнут и пряник". Причем все психологи второй половины XX в. убеждены, что "пряник" гораздо предпочтительнее "кнута" и много эффективнее при управлении людьми. "Управлять подчиненными по их положительным отклонениям!" — вот лозунг сегодняшнего дня. Это не значит, конечно, что наказания как вид управленческого воздействия вот-вот отомрут. Это значит лишь, что не они положены в основу деятельности руководителя, стремящегося чего-то добиться от подчиненных. Ибо действенность "негативных стимулов" в управленческой практике сильно подпорчена многочисленными "отягчающими обстоятельствами":
- они конфликтогенны; снижают самооценку работников, нарушают их психологическое равновесие;
- порождают страх совершения ошибок;
- не способствуют устойчивому росту производительности;
- плохо обучают, так как человек в этом случае учится в первую очередь избегать наказания, а не формировать "правильное" поведение.
Таким
образом, общее правило, выведенное
многочисленными
Информация о работе Роль руководителя в становлении коллектива