Роль бухгалтерской (финансовой) отчетности в формировании информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:43, контрольная работа

Описание работы

Бухгалтерская (финансовая) отчетность является связующим звеном между организацией и другими субъектами рынка. Изучая бухгалтерскую отчетность, субъекты рыночных отношений преследуют различные цели: деловых партнеров интересует информация о возможности своевременно погашать долги; инвесторов - перспективы организации, финансовая устойчивость; акционеров – цена акции, размеры и порядок выплат дивидендов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
Бухгалтерская (финансовая) отчетность как источник информации об имущественном положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов…………………………………………………….. 4
Заключение……………………………………………………………… 22
Список литературы…………………………………………………….. 23

Работа содержит 1 файл

анализ бух фин отч.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

     В пояснительной записке по отдельным  разделам приводятся дополнительные показатели, отдельно отражаются и показатели задолженности, по которой истекли сроки ее погашения. При этом обособленно необходимо показывать задолженность, числящуюся в бухгалтерском учете как просроченная свыше 3 месяцев от отчетной даты.

     В разделе ≪Амортизируемое имущество≫ приводится расшифровка состава нематериальных активов, основных средств и доходных вложений в материальные ценности по первоначальной (восстановительной) стоимости, принадлежащих хозяйствующему субъекту.

     В разделе ≪Движение средств финансирования инвестиций и финансовых вложений≫  отражается наличие собственных  и привлеченных средств организации и их использование на цели капитальных и других вложений долгосрочного характера.

     Состав  долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений хозяйствующего субъекта в  российской и иностранной валютах  расшифровывается в разделе ≪Финансовые  вложения≫.

     Данные  о рыночной стоимости числящихся в бухгалтерском учете облигаций и других ценных бумаг отражаются справочно к разделу ≪Финансовые вложения≫.

     В разделе ≪Расходы по обычным видам  деятельности≫ приводятся расходы организации, сгруппированные по элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию, прочие затраты.

     В разделе ≪Социальные показатели≫  отражаются отдельные социальные показатели деятельности организации: взносы на государственное  социальное страхование (Фонд социального  страхования РФ, Пенсионный фонд РФ), в Государственный фонд занятости населения РФ и на обязательное медицинское страхование по установленным законодательством Российской Федерации нормам.

     Наряду  с описанными формами бухгалтерская (финансовая) отчетность содержит также пояснения и дополнения. Эта информация более подробно раскрывает отдельные аспекты деятельности корпорации, например: риски и неопределенности, влияющие на деятельность предприятия; ресурсы и обязательства, не отраженные в балансе; сведения о географических и хозяйственных сегментах; информацию о прекращаемой деятельности и др.

     Согласно  Положению по бухгалтерскому учету ≪Бухгалтерская отчетность организации≫ (ПБУ 4/99) к годовому бухгалтерскому отчету прилагается пояснительная записка, в которой отражаются следующие данные:

     •о  наличии на начало и конец отчетного  периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений;

     •наличии  на начало и конец отчетного периода  отдельных видов дебиторской задолженности;

     •изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации;

     •количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных, количестве акций, выпущенных, но неоплаченных или оплаченных частично, номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного, его дочерних и зависимых обществ;

     •составе  резервов предстоящих расходов и  платежей, оценочных резервов, наличии на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода;

     •наличии  на начало и конец отчетного периода  отдельных видов кредиторской задолженности;

     •объемах  реализации продукции, товаров, работ  и услуг по видам деятельности и географическим рынкам сбыта;

     •составе  затрат на производство (издержках  обращения);

     •составе  прочих внереализационных доходов  и расходов;

     •любых  выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации.

     Существующие  нормативные положения не содержат исчерпывающей схемы примечаний и пояснений. Поэтому исходя из международного опыта необходимо разработать правила представления такой информации.

     Так, согласно международным стандартам многих стран в примечаниях должна отражаться вся существенная информация, необходимая для понимания отчетности субъектами рыночных отношений. Форма представления такой отчетности не регламентируется и базируется на определенных правилах. Общее же правило требует, чтобы в примечаниях была показана такая информация, которая исключала бы возможность возникновения недоразумений. При решении вопроса о целесообразности включения того или иного примечания важнейшую роль играет существенность содержащихся в них сведений.

     В случае необходимости в пояснительной  записке следует указать принятый порядок расчета аналитических показателей (рентабельности, финансовой устойчивости, деловой активности и пр.).

     При характеристике платежеспособности следует обратить внимание на такие показатели, как наличие денежных средств на счетах в банках, в кассе организации, убытки, просроченные дебиторская и кредиторская задолженность, не погашенные в срок кредиты и займы, пол нота перечисления соответствующих налогов в бюджет, уплаченные (подлежащие уплате) штрафные санкции за исполнение обязательств перед бюджетом. Кроме того, может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются: широта рынков сбыта продукции; репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации, и др.;

     Важной  составной частью анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности является анализ внутренней отчетности организации, в первую очередь финансовые отчеты бизнес-единиц. В зависимости от вида бизнес-единицы ее финансовые отчеты могут способствовать уточнению и детализации различных показателей.

     В том случае, когда бизнес-единица  имеет характер центра прибыли и реализует локальный бизнес-процесс по производству определенной группы товаров (работ, услуг), она имеет собственный баланс и отчет о финансовых результатах своей деятельности. Использование такой отчетности позволяет выявить различия в доходности разных видов бизнеса и ее динамику, что позволяет оптимизировать структуру производственного ассортимента и в рамках стратегического планирования обеспечить внутренние переливы прибыли с целью своевременного обновления потенциала каждой бизнес-единицы и организации в целом.

     В тех случаях, когда организация имеет филиалы, одним из важных направлений проверки отчетности должна стать оценка единства учетной политики, т. е. использования единых принципов и подходов к составлению отчетности филиалов, так как такие подразделения составляют отчетность более полно, в обязательном порядке имеют обособленный баланс, отчет о прибылях и убытках и самостоятельно составляют некоторые налоговые декларации.

     Особым  объектом анализа и важным дополнительным источником информации для оценки финансового состояния организации и ее финансовых результатов является сводная (консолидированная) отчетность, которую составляют корпоративные структуры.

     Сводная финансовая отчетность - это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, сформированная в соответствии с утвержденными методическими указаниями .

     Бухгалтерская отчетность дочернего общества включается в сводную бухгалтерскую отчетность, если:

     •головная организация обладает более 50% голосующих акций акционерного общества или более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;

     •головная организация имеет возможность  определять решения, принимаемые дочерними обществами, в соответствии с заключенными между головной организацией и дочерними обществами договорами;

     •в  случае наличия у головной организации иных способов определения решений, принимаемых дочерними обществами.

     Данные  о зависимых обществах включаются в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

     Сводная отчетность может не составляться в случае, если одновременно соблюдаются следующие условия:

     •сводная  бухгалтерская отчетность составлена на основе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО);

     •обеспечена достоверность сводной бухгалтерской  отчетности, составленной на основе МСФО;

     •пояснительная  записка к сводной бухгалтерской  отчетности содержит перечень применяемых требований к бухгалтерской отчетности, раскрывает способы ведения бухгалтерского учета, включая оценки, отличающиеся от правил, предусмотренных нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету Министерства финансов РФ.

     Дочернее общество, которое выступает головной организацией по отношению к своим дочерним обществам, может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность, если:

     •100% его голосующих акций или уставного капитала принадлежат другой головной организации, которая не требует составления сводной бухгалтерской отчетности;

     •90% и более его голосующих акций или уставного капитала принадлежат другой организации и остальные акционеры (участники) не требуют составления сводной бухгалтерской отчетности.

     Сводная отчетность головной организации и дочерних (зависимых) обществ объединяет отчетность, составленную за один и тот же период, на одну и ту же дату.

     При составлении сводной отчетности должна использоваться единая учетная политика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов головной организации и дочерних обществ. Если учетная политика дочерней организации отлична, то при составлении сводной отчетности ее данные должны быть приведены в соответствие с учетной политикой головной организации.

     Сводная бухгалтерская отчетность составляется в объеме и по формам, разработанным головной.

     Ответственность за достоверность сводной отчетности несет руководитель головной организации.

     Показатели  бухгалтерской отчетности дочернего общества, рассчитанные в иностранной валюте, для включения в сводную бухгалтерскую отчетность пересчитываются в валюту Р. Ф. .

     При объединении отчетности головной организации и дочерних обществ в сводном бухгалтерском балансе и сводном отчете о прибылях и убытках выделяются отдельно расчетные показатели, отражающие долю меньшинства соответственно в уставном капитале и финансовых результатах деятельности общества.

     В сводном бухгалтерском балансе показатель доли меньшинства отражается отдельной статьей ≪Доля меньшинства≫ за итогом раздела III ≪Капитал и резервы≫, а составляющие капитала группы - за минусом доли меньшинства.

     В сводном отчете о прибылях и убытках показатель доли меньшинства отражает величину финансового результата деятельности дочернего общества, не принадлежащую головной организации.

     Включение данных о зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность осуществляется посредством отражения в ней следующих двух расчетных показателей:

     •показатель, отражающий стоимостную оценку участия  головной организации в зависимом обществе, приводится в сводном бухгалтерском балансе отдельной статьей в группе статей ≪Долгосрочные финансовые вложения≫ в виде величины, рассчитываемой как разность между фактическими затратами, производимыми организацией при осуществлении (покупке) инвестиций, и долей головной организации в прибылях (убытках) зависимого общества за период осуществления инвестиций;

     •показатель, отражающий долю головной организации  в прибылях или убытках зависимого общества за отчетный период, рассчитывается исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка зависимого общества за отчетный период и процента принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве.

     Характерным для многих предприятий является распространение деятельности на различные по своей географии регионы и/или товарные рынки. Цель такой диверсификации —ограничение предпринимательских рисков и обеспечение финансовой устойчивости в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка.

     Объединение в одной статье бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках информации, характеризующей деятельность в разрезе отдельных сегментов, затрудняет возможность оценки рисков развития каждого отдельного направления деятельности и, следовательно, всего предприятия в целом. Именно поэтому в международной и российской практике учета предусмотрены требования по раскрытию информации в разрезе отдельных сегментов .

Информация о работе Роль бухгалтерской (финансовой) отчетности в формировании информации