Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование роли ЦБ РФ в обеспечении стабильности денежной системы страны.
• Введение
• 1. Общая характеристика и функции Центрального Банка России
• 1.1 Статус и цели Центрального Банка России
• 1.2 Структура Центрального Банка России
• 1.3 Функции Центрального Банка России
• 2. Денежно-кредитная политика центрального банка
• 2.1 Основные задачи, цели, и формы денежно-кредитного регулирования
• 2.2 Методы денежно-кредитной политики
• 2.3 Инструменты денежно-кредитной политики
• 3. Основные направления денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов
• 3.1 Принципы денежно-кредитной политики, направленные на стабилизацию денежной системы России
• 3.2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов
• Заключение
• Список использованных источников
Усиление конкуренции
С целью повышения эффективности своих действий Банк России при проведении денежно-кредитной политики будет учитывать ситуацию на финансовых рынках, риски, обусловленные ростом денежных агрегатов, кредитов и цен на активы. Банк России будет уделять особое внимание более широкому анализу тенденций в динамике денежных и кредитных показателей, чтобы своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора могли способствовать предотвращению возникновения дисбалансов в финансовом секторе экономики, и, таким образом, содействовать не только выполнению задачи по снижению инфляции, но и поддержанию финансовой стабильности и общего макроэкономического равновесия.
В целях обеспечения доверия
к проводимой денежно-кредитной
политике Банк России будет расширять
практику разъяснения широкой
3.2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов
В соответствии со сценарными условиями
функционирования экономики Российской
Федерации и основными
Расчеты по денежной программе на 2011_2013 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и валютных курсов, а также прогнозных показателей платежного баланса и параметров проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
В соответствии с прогнозом социально-
Банк России разработал три варианта денежной программы в зависимости от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2011_2013 годов. При этом второй вариант базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012_2013 годов. Темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующие оценкам динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от варианта программы могут составить в 2011 году 8_19%, в 2012 году - 11_16%, в 2013 году - 9_13%.
При предполагаемом в прогнозный период ослаблении платежного баланса и повышении гибкости курсовой политики ожидается, что денежное предложение все в большей степени будет формироваться за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при уменьшении роли чистых международных резервов (ЧМР). При этом важное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь предполагаемое изменение чистого кредита банкам, которое, согласно прогнозу, в 2011 году будет происходить за счет увеличения объема свободной ликвидности банковского сектора, а в 2012-2013 годах - за счет ее сокращения. При этом по первому варианту программы предполагается также значительный рост валового кредита банкам к концу прогнозного периода.
Планируемое в 2011_2013 годах сокращение
дефицита федерального бюджета, в том
числе монетарных источников его
финансирования, будет способствовать
ограничению воздействия
В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного исходя из значительного снижения цен на нефть - до 60 долларов США за баррель, снижение ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году. Для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, увеличение ЧВА должно составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах - 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.
Как предусмотрено «Основными
направлениями бюджетной и
Во втором варианте денежной программы, предполагающем умеренный рост цен на нефть в рамках прогнозного периода, соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2011 году 1,4 трлн. рублей, в 2012 году - 1,0 трлн. рублей, а в 2013 году он будет близок к нулевому.
В 2011 и 2012 годах указанный прирост ЧМР будет частично компенсирован сокращением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период оценивается в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно. Вместе с тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, потребуется увеличение ЧВА на 0,9 трлн. рублей.
В условиях предполагаемого по данному варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого кредита расширенному правительству возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей в год.
При прогнозируемой динамике кредита расширенному правительству в 2011 году сокращение ЧВА будет обеспечено за счет изменения чистого кредита банкам, объем которого снизится на 0,8 трлн. рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен за счет повышения чистого кредита банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно.
В соответствии с третьим вариантом денежной программы, основанным на предположении о существенном росте цен на нефть, в 2011 году прогнозируется увеличение ЧМР на 2,7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах - на 2,2 и 1,0 трлн. рублей соответственно. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что сокращение ЧВА по данному варианту должно составить в 2011 году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году - 1,1 трлн. рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить 0,1 трлн. рублей.
С учетом предполагаемой благоприятной
внешнеэкономической
Параметры денежной программы
не являются жестко заданными и могут
быть уточнены при изменении экономической
конъюнктуры и отклонении фактических
значений от исходных условий формирования
вариантов развития экономики. В
целях адекватного реагирования
на изменение состояния денежно-
Курсовая политика в 2011-2013 годах будет направлена на удержание в приемлемых границах волатильности российской национальной валюты. При этом Банк России видит своей задачей последовательное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования и подготовку субъектов экономики к работе в условиях плавающего валютного курса.
Указанный подход позволит
сдерживать чрезмерно резкие колебания
валютного курса, создающие риски
для стабильности российской финансовой
системы, и вместе с тем не будет
препятствовать формированию рыночных
тенденций курсовой динамики, обусловленных
фундаментальными изменениями состояния
мировой экономики, обеспечивая
условия для адаптации
В переходный период порядок
проведения интервенций Банка России
на внутреннем валютном рынке будет
включать использование целевых
покупок или продаж иностранной
валюты, осуществляемых в заранее
установленных объемах и
В 2011-2013 годах основными
факторами изменения курса
Инструменты денежно-кредитной политики и их использование.
В среднесрочной перспективе
одной из важнейших задач Банка
России является создание необходимых
условий для реализации эффективной
процентной политики, что предполагает
совершенствование системы
Действие автономных факторов
формирования ликвидности со стороны
бюджетных потоков (с учетом предполагаемого
дефицита бюджета), а также операций
на внутреннем валютном рынке при
относительно благоприятной внешней
конъюнктуре допускает
В качестве инструментов стерилизации Банк России продолжит использование операций по размещению ОБР и депозитных операции. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.
Банк России продолжит совершенствование порядка и условий проведения депозитных операций, в частности путем внедрения механизма исполнения обязательств кредитными организациями по депозитным сделкам путем предъявления инкассовых поручений Банка России (по согласованию с кредитными организациями) на списание денежных средств в депозит с банковских счетов кредитных организаций, участвующих в депозитных операциях. Планируется продолжить использование как рыночных инструментов изъятия свободной ликвидности - депозитных аукционов, так и инструментов постоянного действия - депозитных операций по фиксированным процентным ставкам. Применение последних будет направлено на абсорбирование краткосрочной ликвидности кредитных организаций.
Информация о работе Роль Банка России в обеспечении стабильности денежной политики