Ревизия как одна из форм экономического контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 12:15, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в раскрытии содержания и задач ревизии как наиболее распространенной формы экономического контроля.
Задачи:
1. Определить, что такое ревизия, в чем ее значение для контроля экономической деятельности, раскрыть содержание, выделить ее главные задачи.
2. Ознакомиться с классификацией ревизий.
3. Назвать основные этапы ревизионного процесса.
4. Понять в чем заключается отличие между аудитом, учетом, ревизией и судебно-бухгалтерской экспертизой.
В ходе написания работы использовалась учебная и специальная литература, затрагивающая следующие области: бухгалтерский учет, аудит, контроль и ревизия, экономический контроль. Также были использованы различные справочники и словари, кроме того, нормативные документы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность ревизии, цель и задачи………………………………………4
2. Виды ревизий…………………………………………………………….7
3. Ревизионный процесс: планирование и процедуры осуществления….9
4. Отличия между аудитом и ревизией....................................................12
5. Контрольно-ревизионная служба Украины. Ее роль и функции…...14
Вывод……………………………………………………………………………17
Список использованной литературы………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Украины.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

  Последний этап ревизии — контроль за выполнением решений, принятых по материалам ревизии. Выполнения принятых решений по результатам ревизии контролируется путем получения информации от проверенного предприятия об устранение выявленных недостатков и нарушений во время проведения следующей плановой ревизии [4]. 
 

  1. Отличия между аудитом  и ревизией
 

  При условиях рыночной экономики и разнообразия форм собственности встала необходимость  усовершенствования функций управления процессом производства, которое  вызвало потребность создания хозрасчетных органов финансового контроля, то есть аудиту. В мировой практике аудит приобрел широкое распространение. Аудит являет обязательной частью цивилизованного функционирования рыночной экономики любой страны.

  Аудит – независимая проверка балансов и финансовой отчетности субъектов хозяйствования с целью получения заключений.

  Аудиторы  стали нужны как собственникам компаний, фирм, объединений, так и незаинтересованной стороне 
— суда, арбитража, которые отстаивают справедливость. Развития аудиту оказывало содействие также размежевания функций и интересов между предпринимателями (администрацией, управленцами, менеджерами), когда собственник для руководства своими предприятиями нанимал специальный аппарат управления. Для предупреждения недостатков, злоупотреблений, утаивания затрат и доходов, неправильного распределения прибылей, намеренного присвоения их нанимаемыми управляющими собственник должен был прибегать к проверке финансовой отчетности независимым аудитором.

  В условиях рынка никто в деловом  мире не принимает всерьез предпринимателей, отчетные данные которых не подтвержден аудиторским выводом. Аудиторские службы на договорных началах предоставляют также консультации, разрабатывают рекомендации относительно ведения и постановки учета, увеличения прибылей, повышение рентабельности, оздоровления финансового состояния. Привлеченные к аудиту высококвалифицированные внешние консультанты наиболее объективно и профессионально решают исследуемые вопросы.

  Ревизия — это составная системы управленческого контроля, призванная устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность осуществляемых хозяйственных операций. Основные задачи ревизии такие: осуществления контроля за соблюдением государственной дисциплины, использованием средства, сохранением материальных ценностей, правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности и предупреждения фактов бесхозяйственности, злоупотреблений и краж.

  Общность  аудита и ревизии состоит в том, что они исследуют один предмет - хозяйственно-финансовую деятельность предприятий, пользуются одинаковыми методическими приемами и процедурами хозяйственно-финансового контроля. Они в одинаковой мере призванные выявлять отрицательные явления в деятельности юридических и физических лиц с целью ликвидации и предупреждения их в будущем, то есть активно реагируют на выявление причин и виновников бесхозяйственности и нарушений нормативно-правовых актов. Кроме того, они используют одинаковые источники информации — первичные документы, регистры бухгалтерского учета, балансы и отчеты, законы и инструктивно-нормативные акты по вопросам производственной деятельности предприятий и организаций, которые подлежат проверке.

  Однако  выводы аудитора являются взвешенным и обоснованным доказательством во время решения имущественных споров в арбитражном и народном судах между собственником и его контрагентами. Аудит дает возможность субъектам предпринимательской деятельности прогнозировать повышения эффективности и расширения сфер влияния предпринимательских структур, оказывает содействие развитию маркетинга и коммерческой деятельности как на внутреннему, так и на международному рынках, помогает избегнуть банкротства.

  А ревизоры, как правило, осуществляют проверки с позиций следования законности хозяйственных операций, не вникая в определение перспектив деятельности. Результаты ревизии предоставляют трудовому коллективу для принятия мер по ликвидации выявленных недостатков.

  Ревизия назначается распоряжением руководящей  организации. Результаты ревизии оформляются  актом ревизии.

  Для проведения аудита между владельцем – заказчиком и аудиторской фирмой (аудитором - предпринимателем) – исполнителем заключается договор. Результаты аудита оформляются аудиторским отчетом или аудиторским заключением [4].

  1. Контрольно-ревизионная служба Украины. Ее роль и функции

  Государственная контрольно-ревизионная служба Украины  и ее органы на местах контролируют соблюдение финансовой дисциплины предприятиями  и организациями по территориальному делению расходования средств из государственного бюджета на социальные потребности, содержание органов государственного управления и др.

  Законом Украины о государственной контрольно-ревизионной  службе предусмотрено создание ее при  Министерстве финансов Украины в  составе Главного контрольно-ревизионного управления Украины в составе Главного контрольно-ревизионного управления Украины, контрольно-ревизионных управлений в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионных подразделений (отделов, групп) в районах, городах и районах городов.

  Главная задача КРУ – осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранностью, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах и государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов, представление предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений нормативных актов и предупреждения их в дальнейшей деятельности.

  Государственная контрольно-ревизионная служба имеет  централизованную организационную структуру.

  Главное контрольно-ревизионное  управление Украины возглавляет заместитель министра финансов Украины, назначаемый Кабинетом Министров Украины.

  Руководителей региональных контрольно-ревизионных  управлений и подразделений назначают  вышестоящие руководители в порядке  подчиненности.

  Структурные подразделения контрольно-ревизионной  службы являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы, расчетные и другие счета в банках.

  Функции КРУ состоят в проведении ревизий и проверок финансовой деятельности, состояния сохранности средств и материальных ценностей, достоверности учета и отчетности в министерствах, ведомствах, организациях и на предприятиях, которые содержаться за счет государственного бюджета. В ее функции также входит проведение ревизий и проверок правильности расходования государственных средств на содержание местных органов государственных средств на содержание местных органов государственной исполнительной власти, учреждений и организаций, действующих за рубежом и финансируемых из государственного бюджета, контроль полноты оприходования, использования и сохранности валютных средств, проверка выполнения решений по результатам проведенных ревизий.

  Важной  функцией государственной контрольно-ревизионной  службы является составление нормативно-методических документов по проведению контрольно-ревизионной  работы, обобщение опыта этой работы и расширение его в контрольно-ревизионных подразделениях.

  Главное контрольно-ревизионное  управление Украины  и его подразделения  имеют право:

  - в процессе ревизии проводить инвентаризацию фактического наличия денег, ценных бумаг, сырья, материалов, готовой продукции и др.;

  - беспрепятственного доступа на склады, в хранилища, производственные и другие помещения для обследования их по вопросам, связанным с ревизией;

  - прекращать операции на счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях в случае, когда руководительство ревизуемого объекта препятствует выполнению контрольно-ревизионных процедур;

  - привлекать на договорных началах квалифицированных специалистов для проведения контрольных обмеров строительных, монтажных, ремонтных и других работ, контрольных запусков сырья, материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов, готовой продукции, других контрольно-ревизионных процедур с оплатой за счет специально предусмотренных для этого средств;

  - требовать от руководителей ревизуемых объектов проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, средств и расчетов, в случае необходимости опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, а в случае выявления подделок, других злоупотреблений изымать необходимые документы на срок до окончания ревизии или проверки, оставляя в делах акт изъятия и копии или реестры изъятых документов;

  - получать от Национального банка Украины и его учреждений, коммерческих банков и других кредитных учреждений необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средств на счетах объектов, которые ревизуются или проверяются, а от других предприятий и организаций, в том числе негосударственных форм собственности, - справки и копии документов об операциях и расчетах с ревизуемым объектом;

  - получать от должностных и материально ответственных лиц ревизуемых объектов письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизии;

  - предъявлять руководителям и другим должностным лицам ревизуемых объектов требования по устранению выявленных нарушений законодательства по вопросам сохранности и использования государственной собственности и финансов, изымать в бюджет выявленные ревизиями сокрытые и заниженные валютные и другие платежи, ставить перед соответствующими органами вопросы о прекращении бюджетного финансирования и кредитования, если полученные предприятиями средства и ссуды используются с нарушением действующего законодательства;

  - взыскать в доход средства, полученные по незаконным соглашениям, без установленных законом оснований;

  - налагать в случаях, предусмотренных законодательством, на руководителей и других служебных лиц предприятия административные взыскания;

  - применять к предприятиям и субъектам предпринимательской деятельности финансовые санкции, предусмотренные законодательством по налогообложению.

  Ревизии, контрольные проверки осуществляются на основании распорядительного  документа, подписанного начальником подразделения контрольно-ревизионной службы в районе, городе. По инициативе государственной контрольно-ревизионной службы ревизия предприятия, учреждения, организации проводится не чаще одного раза в год. По поручению правоохранительных органов ревизию проводят в любое время.

  Жалобы  на действие ревизоров рассматриваются  и решаются руководителями подразделений  государственной контрольно-ревизионной  службы. Подача жалоб не прекращает обжалованного действия должностных  лиц государственной контрольно-ревизионной службы.

  Органы  государственной контрольно-ревизионной  службы проводят ревизии и проверки субъектов предпринимательской  деятельности независимо от форм собственности  по постановлению правоохранительных органов. Эти же органы оказывают  помощь ревизорам в исполнении ими должностных обязанностей.

  Должностные лица государственной контрольно-ревизионной  службы являются представителями органов  государственной исполнительной власти. Законные требования ревизоров обязательны  для выполнения должностными лицами ревизуемых объектов. Эти лица при исполнении своих служебных обязанностей пребывают под защитой закона [3].

    
 
 
 
 
 
 
 

Вывод

  Ревизия — метод заключительного (ретроспективного) контроля, который дает возможность  произвести всестороннюю оценку производственной и финансово-хозяйственной деятельности объединения, предприятия и других объектов предпринимательской деятельности относительно выполнения производственных и финансовых планов, расходования материальных и трудовых ресурсов, результатов коммерческой деятельности за обревизованный период, обеспечения сохранности собственности, обнаружения резервов повышения эффективности производства и совершенствования качества продукции, ее конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках.

  Исходя  из содержания экономического контроля, периодичности, информационного обеспечения и форм осуществления выделяют общеэкономический и финансово-хозяйственный контроль.

Информация о работе Ревизия как одна из форм экономического контроля