Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:35, курсовая работа
Аудит и ревизия способствуют повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности субъектов хозяйствования. Проверка соблюдения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, выявление нарушений и злоупотреблений, их причин и виновных в этом лиц, вскрытии внутрипроизводственных резервов повышения эффективности деятельности предприятия, разработка конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и нарушений и другое - все эти вопросы решаются в ходе проведения контрольно- ревизионной работы.
Введение……………………………………… …… ……… ….….3
Литературное, нормативно-правое и информационное обеспечение проверки объекта контроля …………………...5
Общая характеристика СПК «Гигант» Бобруйского района Могилевской области… ……… ………… …………………14
Организация и методика ревизии и аудита расчетов
с поставщиками и подрядчиками…… … …………… ……25
Проверка организации и состояния контроля
за выполнением договорных
обязательств поставщиками и подрядчиками… …25
Проверка обоснованности и
целесообразности используемых СПК «Гигант»
форм безналичных расчетов с
поставщиками и подрядчиками……… …… ……..27
Проверка правильности расчетов с
поставщиками и подрядчиками……… ……… …..30
Выводы и предложения…………………………… ……………..36
Список использованной литературы………
Между обоими видами задолженности есть много общего, но имеются и определенные различия. Общее состоит в том, что как кредиторская, так и дебиторская задолженности основаны на разрыве во времени между товарной сделкой и ее оплатой. Различия между ними возникают из-за особенностей функционирования каждой разновидности долговых обязательств.
Мы поддерживаем мнение, так как по каждой сумме необходимо установить все обязательства ее возникновения и меры, принимаемые к взысканию задолженности. По аналитическим счетам бухгалтерского учета устанавливается дата возникновения и достоверности задолженности по отчетам дебиторов и кредиторов, выявляются лица, виновные в пропуске исковой давности, если такие случаи имеются.
На взгляд автора, с которым мы согласны, для модернизации расчетов следует воспользоваться тем наилучшим, что имеется в системе расчетов за рубежом, но с учетом белоруской специфики. Система расчетов должна отвечать таким требованиям, как надежность, дешевизна и предсказуемость сроков получения платежа.
Как отмечает О.А. Телепнева [20] в современных условиях хозяйства заключают до десятков и сотен договоров ежегодно. Решить задачи учета и управления договорами, позволит, по мнению автора, разработанный программный продукт «АстроСофт: Учет договоров», автоматизирующий все процессы договорной деятельности, тем самым обеспечивая своевременный доступ к необходимой оперативной и аналитической информации по договорам. Это позволит эффективно организовать работу с договорами, что дает такие преимущества, как сокращение издержек на оперативную работу с договорами, четкое распределение и закрепление ответственности за составление, заключение и исполнение договора, сохранность договоров и сопутствующих документов, возможность быстрой оценки целесообразности сделок.
Многие специалисты уделяют внимание оформлению расчетных документов. О.М. Розенкова [16] рассуждает о том, что при организации учета расчетных операций, в том числе с поставщиками и подрядчиками, важным является правильное документальное оформление операций. Первичные учетные документы принимаются к учету если они составлены по типовым формам. При отсутствии утвержденных типовых форм или недостатке содержащейся в них информации организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы, которые должны содержать обязательные реквизиты.
А.А. Лукутин [11] пишет, что по экономическому и правовому содержанию поставки товаров рассматриваются как разновидность договора купли – продажи наряду с различной куплей – продажей, продажей недвижимости. Главной целью договора является получение прибыли. А. Гуненко [5] отмечает, что при разработке договора в основу должен быть положен экономический расчет, который обеспечивается с улаживанием условий. Отношение сторон, связанные с поставкой, обычно имеют длительный, партнерский характер и должны быть устойчивыми, стабильными, поэтому их необходимо регулировать сразу же с момента заключения договора. Обычно инициатором сделки является поставщик. Но не всегда это предложение безоговорочно принимается другой стороной, покупателями.
О.М. Розенкова [16] обращает внимание на то, что счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях, не имеет субсчетов, каждая организация перечень субсчетов определяет самостоятельно.
Так, например, организация, практикующая различные формы расчетов может открывать субсчета в соответствии с применяемыми формами расчетов, либо можно выделить субсчета, которые различаются по субъектам (объектам) расчетов.
Введение необходимых субсчетов позволит повысить аналитическую и контрольную функции учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Стрельская Н.Н. [19] считает, что ни одно из предприятий не обходится без использования в производственной деятельности сырья, материалов, оборудования. Для их приобретения, по сложившейся практике, в договорах на поставку предусматривается предварительная оплата. И если на дату составления баланса материальные ценности не поступили, то в журнале-ордере №6-АПК или, заменяющей его машинограмме по расчетам с поставщиками, на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» остается дебетовое сальдо, т.е. дебиторская задолженность поставщиков, которая составляет огромные суммы и на которую приходится основная часть общей дебиторской задолженности по предприятию. Такой результат вполне соответствует нормативным положениям по учету к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Также
автор, с мнением которого мы согласны,
предлагает обратиться к европейской
практике и международным стандартам
отображения дебиторской
А.А. Лукутин [11] считает, что установление обязательной очередности платежей привело на практике к очередному усложнению оформления платежных документов. Следует четко понимать, что предприятие, которое не торгует, не реализует, не поставляет свою продукцию, не сможет выжить, и не помогут ему в этом никакие кредиты, никакая подобная помощь, за исключением направленных инвестиций на реорганизацию предприятия, на проведения маркетинговых исследований.
Е. Алборов [1] отмечает, что Правительством и Национальным банком Республики Беларусь применяются меры по снижению остроты проблемы неплатежей. Национальным банком в целях улучшения расчетно-платежных отношений был осуществлен ряд мер:
Таким образом, в экономической литературе, на наш взгляд, существует ряд предложений по совершенствованию организации расчетов с поставщиками и подрядчиками, которые нуждаются в дальнейшем изучении и практическом применении.
Что касается инвентаризации расчетов, то А.Крупнова и Л.Конькова [9], пишут, что, особенность инвентаризации расчетов заключается в документальном подтверждении остатков по счетам учета расчетов путем двухсторонней сверки этих расчетов.
При инвентаризации расчетов с поставщиками, прочими дебиторами и кредиторами анализируется сумма кредиторской задолженности, не погашенная на 1 ноября отчетного года, включая суммы с истекшим сроком исковой давности, и составляется акт сверки расчетов с должниками (п.163 Инструкции №180).
Срок «на 1 ноября отчетного года» установлен в целях подтверждения в течение месяца правильности и обоснованности числящейся задолженности, проведения двухсторонней сверки расчетов, документального оформления ее результатов и подготовки к инвентаризации обязательств на 1 декабря отчетного года.
В ходе инвентаризации устанавливаются факторы, которые влияют на возникновение, списание и отражение в учете задолженности: условия договора, статус должника, принятие мер по погашению задолженности, причины списания задолженности и отражение результатов в бухгалтерском учете.
Учитывая, что с момента возникновения задолженности до ее погашения проходит некоторое время, следует определить, является ли эта задолженность текущей, просроченной или с истекшим сроком исковой давности. Поэтому при инвентаризации расчетов важным моментом является подтверждение наличия, состояния и оценки задолженности.
Сроки
исковой давности по задолженностям
по сделкам с резидентами
3.
Организация и
методика проведения
ревизии и аудита
расчетов с поставщиками
и подрядчиками
3.1.
Проверка организации
и состояния контроля
за выполнением договорных
обязательств с поставщиками
и подрядчиками
Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость денежного обращения в стране и наиболее эффективное воздействие финансово- кредитных рычагов на дальнейшее развитие общественного производства. Расчетами, характерными для сельскохозяйственных предприятий, являются взаимоотношения с поставщиками и подрядчиками.
Цель проверки расчетных операций –оценка правильности ведения учета расчетов в организации, подтверждение законности образования дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.
Цель проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками – соответствие действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерском учете и отчетности.
Основными задачами контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками являются следующие:
-проверка
достоверности и законности
- проверка соблюдения расчетно- финансовой дисциплины и её влияние на платежеспособность предприятия;
-
установление реальной
-
установление законности, целесообразности
и реальности возникновения
и осуществления расчетных
Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками начинается с установления наличия и правильности оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ресурсов, по оказанию работ и услуг, по выполнению капитального строительства. Такими документами являются договора на поставку продукции, оказания услуг и выполнения работ. Договор является документом, определяющим правовой режим взаимоотношений поставщиков и предприятия - потребителей.
При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками в договорах устанавливают соблюдение их планового характера, юридическую обоснованность возникновения, наличие и правильность оформления договоров, нарядов, наличие планов капитальных вложений, планов финансирования, проектно- сметной документации. Особо эффективен этот контроль за указанными операциями на преддоговорной стадии их возникновения, что призваны обеспечить, в первую очередь руководитель и главный бухгалтер предприятия. К проведению такого контроля необходимо привлекать планово- экономическую службу общественные организации хозяйства.
Так как договор является первоначальным документом, по которому можно произвести проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, то ревизор должен уделять большое внимание его изучению, особенно разделов, в которых отражается ответственность сторон и штрафные санкции.
Рассмотрим ответственность сторон и штрафные санкции на примере договора (Приложение 9), заключённого между СПК “Гигант” (покупатель) и ЧУП “Павел-М” (поставщик). Документом предусмотрена ответственность и штрафные санкции следующего характера:
Если ревизором были установлены факты уплаты штрафных санкций, он должен проверить обоснованность и правильность их уплаты. Если СПК были уплачены штрафные санкции, то необходимо проверить правильность их оприходования и отражения их на счетах.
Также обращается внимание на правильность применения в договорах цен, тарифов за услуги и товары. Подобные факты обнаруживаются сопоставлением цен, указанных в счетах поставщиков, с ценами, указанными в заключенных договорах. Если будет выявлены факты завышения объемов выполненных работ, неправильного применения цен, включения в счета расходов, не предусмотренных сметой, необходимо провести контрольный обмер выполненных объемов строительно- монтажных работ.
Таким образом, проверяющий должен установить наличие договоров поставки по проведенным сделкам, правильность их оформления, дату возникновения и причину образования просроченной задолженности.
3.2.
Проверка обоснованности
и целесообразности,
используемых СПК
“Гигант” форм
безналичных расчетов
с поставщиками
и подрядчиками
При проверке обоснованности и целесообразности, используемых СПК “Гигант” форм безналичных расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитор должен руководствоваться положением о безналичных расчетах в Республике Беларусь от 31 января 1997 года №849, утвержденным постановлением правления Национального банка Республики Беларусь от 27 декабря 1996 года, протокол №36.
Информация о работе Ревизия и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками