Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении прохождения ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации, для её достижения необходимо рассмотреть следующие вопросы: программа ревизии, методы документального и фактического контроля в ходе ревизии.

Содержание

Введение 3
1. Программа ревизии 4
2. Применение методов документального контроля в ходе ревизии 7
3. Применение методов фактического контроля в ходе ревизии. 14
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 131.00 Кб (Скачать)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию ФБГОУ ВПО

Всероссийский заочный  финансово-экономический институт

Кафедра Аудита

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Контроль и ревизия»

на тему: «Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации»

Вариант № 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наиболее глубоким методом финансового контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций организации.

Ревизия охватывает все  направления финансово - хозяйственной деятельности организации. Основными вопросами, решаемыми в ходе ревизии, являются вопросы соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей, вопросы, которые являются непременными условиями и факторами выполнения требований законодательства при совершении организацией хозяйственных и финансовых операций.

В ходе ревизии документально и фактически устанавливается обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, кредитных и расчетных операций, расчетов сметных назначений, исполнения смет доходов и расходов, полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Важными разделами исследования в ходе ревизии являются соблюдение законодательства и правил бухгалтерского учета при осуществлении операций с основными средствами и нематериальными активами, инвестиций, затрат на текущую деятельность, расчетов по оплате труда и других расчетов с физическими лицами; формирование финансовых результатов и их распределение.

Цель данной работы состоит в изучении прохождения ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации, для её достижения необходимо рассмотреть следующие вопросы:  программа ревизии, методы документального и фактического контроля в ходе ревизии.

1. Программа ревизии

Проведению ревизии предшествует подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить  необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные,  характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации.

В процессе предварительного изучения документов и подготовки программы проведения ревизии проверяющие определяют наличие и комплектность представленных материалов ревизуемой организации. При этом к ревизии  принимаются подлинные документы, соответствующие нормам и стандартам, установленным законодательством Российской Федерации.

На основе изучения указанных  материалов разрабатывается программа  ревизии.

Программа ревизии включает в себя ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. [5, 60с]

Программа ревизии может содержать следующие  разделы:

  1. Цель ревизии – в этом разделе формулируются главные задачи ревизии, (например анализ финансового состояния АО), влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансово-хозяйственную деятельность предприятия и расчеты с бюджетом; проверка эффективности использования внеоборотных активов, перечисляются объекты ревизии. Часто в данном разделе приводится перечень структурных подразделений организации.
  2. Вопросы, подлежащие проверке – здесь перечисляются направления финансово-хозяйственной деятельности организации (например проверка основных средств, капитальных вложений, ценных бумаг).
  3. Средства и условия, необходимые для проведения ревизии – в этом разделе содержится перечень оргтехники, средств связи, доставки, условия проживания, время работы и т.д.
  4. Сроки и место исполнения – в этом разделе указываются время начала и окончания ревизии, промежуточные контрольные сроки, место расположения объектов ревизии.
  5. Состав участников ревизии – в этом разделе дается перечень лиц, допущенных к проведению ревизии. Отдельно может быть составлен перечень лиц, имеющих допуск к конфиденциальной информации.

Состав участников ревизии  оформляется постановлением государственного органа или приказом по организации, которым устанавливается также срок ревизии.

  1. Формы документально оформления ревизии – в этом разделе приводятся образцы описей, актов, ведомостей, форма итогового акта ревизии.

Полная, правильно  составленная программа ревизии  концентрирует внимание ревизирующего на основных вопросах ревизии, раскрывает их содержание, т.е. помогает ревизирующему детально  проверить каждый вопрос. Недостаточно продуманная программа может привести к бессистемной проверке документов, результаты которой часто сводятся к случайному обнаружению нарушений в деятельности организации, при больших затратах времени ревизия может не дать должных результатов

При согласовании программы проведения ревизии уточняются вопросы, относящиеся к компетенции  контрольно-ревизионного органа, круг должностных и материально-ответственных лиц ревизируемой организации, присутствие которых необходимо при проведении ревизии, а также специалистов других ведомств и организаций, привлечение которых необходимо для проведения проверок и экспертиз, дачи заключений по вопросам, не входящим в компетенцию контрольно-ревизионных органов.

Руководитель  ревизионной группы до начала ревизии  знакомит участников ревизии с содержанием  программы и распределяет её между  исполнителями.

На основании полученных заданий члены ревизионной группы 
составляют рабочие планы проведения ревизии порученного им участка деятельности ревизуемого предприятия (организации), которые утверждаются руководителем ревизионной группы. В рабочем плане указываются перечень работ, подлежащих выполнению во время проведения ревизии, способ проверки (сплошной или выборочный) и сроки выполнения.

Программа ревизии  в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и  статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена в ходе ревизии. [4, 34с.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Применение  методов документального контроля  в ходе ревизии

Документальный  контроль базируется на изучении первичных  документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской, статистической и оперативно-технической отчетности, нормативной, проектно-конструкторской, технологической и другой документации. К методам документального контроля относятся:

Формальная проверка — можно определить как оценка внешнего вида документа: заполнение реквизитов, наличие номера, даты, подписей, наличие исправлений и других визуально различимых признаков.

Начальная стадия осмотра может привлечь внимание проверяющего к отдельным отклонениям от формальных требований:

  • отклонение от правил составления и оформления документов. При этом первичные документы составляются по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации. Все самостоятельно разрабатываемые формы документов подлежат обязательному утверждению в составе иных документов, утверждаемых при формировании учетной политики организации;
  • отсутствие каких-либо реквизитов (печати, подписи, части текста и т.п.). Обязательные реквизиты документа находят закрепление в п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете»;
  • наличие сомнительных реквизитов, свидетельствующих о признаках материального подлога (подчисток, травления, подклеек, приписок, иных изменений цифровых и текстовых записей);
  • наличие излишних реквизитов. Этот факт, как правило, свидетельствует о стремлении определенного лица внешне придать документу наибольшую достоверность и силу;
  • несоответствие документов реальной обстановке их составления, использования и хранения (чистые, немятые путевые листы, накладные материальных складов и др.);
  • противоречия между реквизитами документа. Они бывают формальными, т.е. между самими реквизитами (например, несоответствие между штампом и печатью по названию предприятия), и логическими, проявляющимися в необычном их сочетании или находящиеся в противоречии с нормальной хозяйственной деятельностью предприятия. [3, 77с.]

Арифметическая проверка — это проверка правильности суммы, результата других арифметических действий. Данный метод применяется для определения в документах правильности подсчетов и выявления ошибок или злоупотреблений, завуалированных путем арифметических действий.

Арифметически может быть проверена правильность обобщения данных первичных документов в регистрах бухгалтерского учета, а также правильность переноса данных из регистров бухгалтерского учета в бухгалтерскую отчетность.

С помощью данной проверки могут быть выявлены следующие искажения  в первичных и сводных документах:

  • завышение или занижение итоговых сумм по горизонтальным и вертикальным строчкам;
  • последующие дописки штрихов и цифр — как в итоговых суммах, так и в отдельных строчках и колонках.

Отличительными чертами  рассмотренных методов являются их простота в применении и высокая  поисковая значимость при проведении проверок и ревизий. С их помощью  юристы-практики и ревизоры могут выявить из большого объема документов наиболее сомнительные и подвергнуть их всесторонней и глубокой проверке.

Вместе с тем подозреваемые  лица с целью сокрытия следов хищений и иных злоупотреблений часто изготавливают подложные документы, которые по своему внешнему виду не отличаются от подлинных и не содержат внутренних противоречий. Подобного рода несоответствия выражаются иногда в виде противоречий в содержании нескольких взаимосвязанных документов, поэтому требуют исследования этих связанных между собой документов.

Логическая проверка — это рассмотрение сущности операции, оценка соответствия сущности и формы документа, бухгалтерской записи, проверка полномочий должностных лиц, подписавших документы и т.д. Такая проверка позволяет определить объективную возможность и целенаправленность в расходовании денежных средств и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями. Осуществление логической проверки обусловливается квалификацией проверяющего, знанием необходимых нормативных документов, умением анализировать взаимосвязи хозяйственных операций.

Логическая проверка проводится способами сличения, сравнения, сопоставления и т.д.

Подобный контроль необходим  для сопоставления различных документов, отражающих взаимосвязанные хозяйственные операции. При этом возможно сопоставление:

  • документов, отражающих непосредственное совершение хозяйственной операции, с документами, имеющими к первым косвенное отношение (сопоставление материального отчета о расходе сырья и материалов с данными карточек складского учета);
  • документов, отражающих хозяйственную операцию, с документами, оформление и содержание которых обусловливается непосредственно первичными документами (включение в акт выполненных работ таких объемов, на которые не оформлены наряды, и пр.);
  • регистров бухгалтерского учета с данными первичных документов, что позволяет установить наличие фиктивных записей, сделанных с целью сокрытия хищений и злоупотреблений. Применение указанного метода дает возможность уточнить достоверность и своевременность отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете. [2, 89с.]

Специальные проверки. Примером может быть почерковедческая экспертиза — специальный метод, позволяющий определить правомерность подписи на документе. С применением электронной подписи эта процедура усложняется, поэтому привлекается еще и эксперт в области компьютерной техники, так как подпись может быть подлинной, но поставлена (в электронном виде) без ведома должностного лица. Такая же проблема возникает при проверке документов с факсимильной подписью.

Отдельное место занимает процедура прослеживания. Если перечисленные виды проверки применяются к одному документу, то прослеживание предполагает изучение последовательно подготавливаемых документов и анализ их на предмет сохранения сущности и параметров операции. Например, проверка договора с поставщиком по срокам, ассортименту, ценам, затем проверка накладной поставщика, счет-фактуры на соответствие договору, затем проверка документов складского учета на оприходование этой поставки, учет этих ценностей в инвентаризационной ведомости, до момента списания данных ценностей с учета.

Методы исследования взаимосвязанных  документов включают встречную проверку и взаимный контроль.

Встречная проверка. Эта проверка представляет собой сличение разных документов или сравнение нескольких экземпляров одного и того же документа, находящихся в разных подразделениях ревизуемой организации или в других организациях.

Применять названный метод  целесообразно только в двух ситуациях:

  • когда проверяемые лица уничтожили находящийся только у них экземпляр документа, но в других организациях (подразделениях) экземпляры сохранились;
  • когда в результате совершения подлога появились расхождения в содержании разных экземпляров одного и того же документа. В этом случае преступники сумели сфальсифицировать не все экземпляры, т.е. оригиналы их сохранились.

В рамках проводимой документальной ревизии встречная проверка оформляется актом.

Метод взаимного контроля заключается в использовании в любом сочетании самых различных документов, прямо либо косвенно отображающих проверяемую хозяйственную операцию.

О наличии в документах подлога могут свидетельствовать  две группы признаков, выявляемых взаимным контролем:

  • отсутствие необходимых взаимосвязанных документов (разрыв в «цепочке» документов);
  • противоречия в содержании взаимосвязанных документов.

Информация о работе Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации