Реализация продукции в сельском хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:26, реферат

Описание работы

В данной работе целью исследования является анализ научно-методических основ и предложений по совершенствованию реализации готовой продукции.
Основными задачами данной работы являются:
изучить сущность учета реализации продукции;
рассмотреть нормативно-правовую базу учета реализации;
исследовать предложения по совершенствованию учета реализации продукции;
изучить международные стандарты бухгалтерского учета.

Работа содержит 1 файл

нирс3.docx

— 45.07 Кб (Скачать)
stify">       Организация может уточнять содержание  приведённых субсчетов, исключать  и объединять их, а также вводить  дополнительные субсчета.

     На  основании типового плана счетов, разрабатываются отраслевые. На сельскохозяйственных предприятиях рекомендуется применять субсчета:

     90-1«Продукция растениеводства»;

     90-2«Продукция животноводства»;

     90-3«Продукция промышленных и подсобных производств»;

     90-4«Продукции вспомогательных, обслуживающих и других производств»;

     90-5 «Продукция и животные, принятые у граждан для реализации»;

     90-6 «Прочая продукция, товары, работы  и услуги»; 

     90-9 «Прибыль/убыток от реализации» [22].

     Факт  совершения хозяйственной операции оформляется первичными учетными документами, на основании которых ведется  бухгалтерский учет и анализ реализации готовой продукции.

     В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 марта 2011 г. № 114 «О некоторых  вопросах применения первичных учетных  документов» установлено, что каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом организация, индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов, независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления.[13]

     В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 15 марта 2011 г. № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов»  Совет Министров Республики Беларусь постановил утвердить перечень обязательных первичных документов: товарно-транспортная накладная , приходный кассовый ордер, расходнй кассовый ордер, акт о приеме-передаче основных средств, акт о приеме-передаче нематериальных активов, акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ и акт о передаче не завершенного строительством объекта.[17]

     В соответствии с Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.05.2001г. №53 организации, осуществляющие реализацию продукции, товаров и прочего  имущества, оформляют данные операции с использованием бланков типовых форм товарно-транспортных накладных ф.№ТТН-1 и товарных накладных на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей ф. №ТН-2.

     В связи с переходом Республики Беларусь на взимание налога на добавленную  стоимость по зачетному методу Министерство сельского хозяйства и продовольствия приказом от 30.03.2000г. №90 утвердило бланки специализированных форм товарно-транспортных и товарных накладных по видам  реализуемой продукции, соответственно: товарно-транспортные накладные ф. №ТТН-1 (растениеводство), ТТН-1 (молоко), ТТН-1 (скот), ТТН-1 (молокопродукты), ТТН-1 (хлебопродукты); товарные накладные  на отпуск и оприходование мясных продуктов ф. №ТН-2 (мясопродукты) и  семян овощных и кормовых культур  ф. № ТН-2 (семена); накладная –  приходный ордер на отпуск ценностей  за наличный расчет ф. №РП-4.

    С принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2010 г. №1491(Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2010 г. №1491 «О признании утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2001 г. №1081 и подпункта 1.11 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2009 г. №183) Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты утратили полномочия по утверждению в нормативном порядке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Кроме того, отраслевые министерства также утратили полномочия по определению отраслевых особенностей состава затрат на уровне нормативных правовых актов.

    Совместными постановлениями Министерства экономики  Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. №148/119/152(постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. №148/119/152 «О признании утратившим силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 мая 2008 г. № 115/91/73) признаны утратившими силу отраслевые особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в организациях, осуществляющих производство пищевой продукции.[15]

    Совокупность  способов и методов ведения бухгалтерского учета, используемых организацией характеризует  учетная политика. В 2009 году было принято значительное количество нормативных документов по бухгалтерскому учету, влияющих на методологический аспект учетной политики. Часть из них вступает в силу с 1 января 2010 г., остальные уже вступили в силу в течение 2009 года [19].

    Организации, руководствуясь нормативными правовыми  актами по бухгалтерскому учету и  отчетности, самостоятельно формируют  свою учетную политику исходя из их структуры, отраслевых и иных особенностей хозяйственной деятельности.

     Положение о порядке реализации товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), определяемым с учетом конъюнктуры рынка на территории Республики Беларусь, утвержденное Советом Министров Республики Беларусь от 09.12.2008 № 1903 было разработано в целях ускорения оборачиваемости запасов готовой продукции и денежных средств.

     В Положении № 1903 определен порядок  принятия решений о реализации на территории Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательством:

     — произведенных товаров (выполненных  работ и оказанных услуг) организациями-производителями по сниженным с учетом конъюнктуры рынка ценам (тарифам), уровень которых складывается ниже себестоимости, а также с учетом предоставленных ими скидок, за исключением товаров (работ, услуг), на которые установлены фиксированные цены (тарифы);

     — товаров организациями, осуществляющими  оптовую и розничную торговлю, по ценам, сниженным с учетом конъюнктуры  рынка, ниже цен их приобретения, за исключением товаров, на которые  установлены фиксированные цены, за счет снижения (отмены) торговой (оптовой) надбавки и (или) снижения цены приобретения по соглашению между указанными организациями и организацией-производителем (поставщиком) [14].

     Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая  часть) от 19.12.2002 (в редакции от 29.12.2009), Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29.12.2009 предусматривает  взимание налогов из выручки таких, как налог на добавленную стоимость, акцизы, а также единый налог для  сельскохозяйственных производителей [11].

     Налог на добавленную стоимость относится  к группе косвенных налогов и  включается в отпускную цену товаров (работ, услуг). НДС представляет собой  изъятие в бюджет части прироста вновь созданной стоимости, возникающей  на всех стадиях производства и реализации  (глава 12 НК). С 01.01.2010 стандартная (основная) ставка НДС увеличивается с 18 процентов до 20 процентов (подп. 1.3 п. 1 ст. 102 НК). Ставка НДС в размере 15,25 процента увеличивается до 16,67 процента (подп. 1.4 п. 1 ст. 102 НК). Из состава оборотов, не признаваемых объектами налогообложения, исключены имущественные взносы (вклады) в уставный фонд организации в размерах, установленных учредительными документами. Это связано с тем, что подобные обороты не признаются реализацией товаров в силу подп. 3.4 п. 3 ст. 31 НК. С 2010 года допускается внесение изменений и дополнений в налоговую декларацию (расчет) по НДС за прошлый год (ч. 12 п. 2 ст. 102 НК), т.е. допускается представление уточненной декларации за прошлый год (ч. 2 п. 8 ст. 63 НК). Установлено осуществление налоговых вычетов в полном объеме по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для производства и (или) реализации товаров, которые облагаются НДС по ставке 10 процентов (при реализации продукции растениеводства, животноводства, рыболовства и пчеловодства) (подп. 23.2 п. 23 ст. 107 НК) [11].

     К разряду специальных косвенных  налогов, включаемых в отпускную  цену продукции как надбавка к  цене, относятся акцизы (глава 13НК). Акцизами облагается следующая продукция: спирт гидролизный технический, спиртосодержащие растворы, алкогольная  продукция, пиво, табачная продукция, автомобильное  топливо и др. Ставки акцизов устанавливаются в зависимости от подакцизных товаров.

     В НК введен новый термин "налоговые  вычеты по акцизам" (ст. 123 НК). Для  целей применения налоговых вычетов  внесены изменения и дополнения в порядок предъявления плательщиками  сумм акцизов в первичных учетных (расчетных) документах при передаче подакцизных товаров (ст. 120 НК). Внесены изменения в термин "использование на собственные нужды" для целей определения объекта налогообложения акцизами (ч. 2 подп. 2.3 ст. 113 НК) [11].

     Уплата  единого налога заменяет уплату всей совокупности налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и  внебюджетные фонды, за исключением  указанных в пункте 4 настоящего Декрета (Декрет Президента РБ от 13 июля 1999 г. № 27). Ставка единого налога 2%  от валовой выручки организации. При этом при определении валовой выручки, облагаемой единым налогом, не учитываются средства, полученные от реализации сельскохозяйственной продукции, заготовленной у населения и сданной государству, стоимость скота, выбракованного из основного стада и поставленного на откорм, а по крестьянским (фермерским) хозяйствам – и выручка от реализации продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства, произведенной этими хозяйствами в течение трех лет с момента их регистрации. Уплата производителями сельскохозяйственной продукции акцизов, налога на добавленную стоимость, налога на доходы в виде дивидендов и приравненных к ним доходов, государственных пошлин, лицензионных и регистрационных сборов, обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, отчислений в государственный целевой бюджетный фонд содействия занятости, а также внесение таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь производится в соответствии с законодательством [11].

     В соответствии с Альбомом регистров журнально-ордерной формы учета в организациях агропромышленного комплекса и инструкция по их применению синтетический учет операций, отражаемых по счету 90 «Реализация», сельскохозяйственные организации осуществляют в журнале-ордере ф.№11-АПК,  который открывается на месяц и составляется на основании итоговых данных соответствующих регистров аналитического учета: ведомости учета реализации продукции, работ и услуг (ф. №62-АПК); реестра документов по реализации готовой продукции (ф. №63-АПК); реестра документов по реализации товарно-материальных ценностей, работ, услуг, основных средств и прочих активов (ф. №64-АПК) [2].

     Таким образом, каждое сельскохозяйственное  предприятие в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности руководствуется определенной нормативно-правовой базой. Существует множество нормативно-правовых документов, регулирующих учет реализации продукции. Они требуют постоянного пересмотра и совершенствования в связи с меняющимися условиями в мировой экономике. 
 
 
 
 
 

     3.ОБЗОР  ЛИТЕРАТУРЫ 

     Вопрос  об исследовании учета реализации продукции в сельском хозяйстве был и остается актуальным и требует своего решения. Существует множество научных трудов, связанных с совершенствованием и упрощением ведения бухгалтерского учета реализации продукции.

     На  развитие и эффективность производства в сельскохозяйственных предприятиях огромное влияние оказывают реализация продукции, работ, услуг и получаемые при этом финансовые результаты. Поэтому изучение методов учета выручки от реализации продукции, работ, услуг является одним из основных аспектов учета.

     Сумма выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг отражается в бухгалтерском  учете на момент ее признания в  соответствии с учетной политикой  организации:

     - при признании в бухгалтерском  учете выручки от реализации  товаров, продукции, работ, услуг  по мере отгрузки товаров, продукции,  выполнения работ, оказания услуг  и выписки счетов покупателям,  потребителям (заказчикам) - метод начисления;

     - при признании в бухгалтерском  учете выручки от реализации  товаров, продукции, работ, услуг  по мере оплаты отгруженных  товаров, продукции, выполненных  работ, оказанных услуг – кассовый  метод.

     Каждый из методов определения выручки от реализации продукции, работ, услуг имеет как достоинства, так и недостатки.

     Ученые  и специалисты ведут споры  по поводу целесообразности выбора того или иного варианта. Первый вариант  признания выручки от реализации по мере оплаты отгруженной продукции  является традиционным для отечественного учета. Он чаще используется организациями  еще и потому, что в условиях инфляции и неплатежей как бы гарантирует  финансовую возможность расчетов с  бюджетом по налогам, поскольку деньги от покупателей зачислены на счета  организаций.

Информация о работе Реализация продукции в сельском хозяйстве