Расходы госбюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Содержание

По каким направлениям осуществляются расходы госбюджета?
Уровень расходов на финансирование народного хозяйства.
Место кредита в структуре источников финансирования
Словарь терминов.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ТЕМА.doc

— 145.00 Кб (Скачать)
 

       
 
 
 
 

        Московский государственный университет сервиса 
 
 

№ группы  БСП – 2К   Преподаватель Журавлева Надежда Владимировна  

Ф.И.О. студента    Островерхова Наталья Николаевна 

ШИФР_________КУРС___________СПЕЦИАЛЬНОСТЬ    080109

                                       

Предмет   Финансы  

Контрольная работа №       1       Тема:   Расходы госбюджета 

Адрес студента   152020 Ярославская область, г.Переславль-Залесский, ул.Первомайская, дом 2, кв. 2. 
 

Дата проверки_______________________Оценка________________________ 
 

Подпись преподавателя______________________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         ТЕМА: Расходы госбюджета. 

  1. По  каким направлениям осуществляются расходы  госбюджета?
  2. Уровень расходов на финансирование народного хозяйства.
  3. Место кредита в структуре источников финансирования

    Словарь терминов.

    Список  литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. По  каким направлениям осуществляются расходы  госбюджета?

      Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

      Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину.

      Конкретные  виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями  государства, уровнем социально-экономического развития стран, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным  устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

      Важное  значение имеет функциональная классификация расходов бюджета, отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:

  1. государственное управление и местное самоуправление;
  2. судебная власть;
  3. международная деятельность;
  4. национальная оборона;
  5. правоохранительная деятельность и обеспечение безопастности государства;
  6. фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  7. промышленность, энергетика и строительство;
  8. сельское хозяйство и рыболовство;
  9. охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;
  10. транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
  11. жилищно-коммунальное хозяйство;
  12. образование;
  13. здравоохранение и физическая культура;
  14. культура, искусство и кинематография;
  15. средства массовой информации;
  16. обслуживание государственного долга;
  17. финансовая помощь бюджетам других уровней;
  18. целевые бюджетные фонды;
  19. пополнение государственных запасов и резервов;
  20. социальная политика;
  21. прочие расходы.

          Такая классификация наглядно отражает роль государства в различных областях общественной жизни.

      Расходы государственного бюджета стран  с развитой рыночной экономикой подразделяются на следующие пять групп:

    • Военные;
    • Вмешательство в экономику;
    • Социальные цели;
    • Содержание государственного аппарата управления;
    • Предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам.

    Основные в  государственном бюджете расходы  на милитаризм, вмешательство в экономику  и на социальные цели.

    1. На военные расходы в ведущих зарубежных странах приходится

 от 20 до 35% общей  суммы расходов государственного  бюджета. Они подразделяются на прямые и косвенные военные расходы.

      Прямые  военные расходы отражаются в  военных бюджетах – отграниченной  части государственного бюджета. Они  включают затраты на производство новейших наступательных стратегических вооружений, содержание и обучение личного состава вооруженных сил, научные исследования  военного характера, содержание милитаристских блоков (НАТО).

      Прямые  военные расходы резко возрастают в периоды войн и в условиях милитаризации экономики. Так, финансовая стоимость Первой мировой войны (81 млрд. долл. в постоянных ценах и 208 млрд. долл. в текущих ценах) была равна финансовой стоимости всех войн XIX в. Финансовая стоимость Второй мировой войны для воевавших капиталистических стан составила 925 млрд. долл. Из них 325 млрд. долл. Приходилось на США, 272 млрд. долл. – на фашистскую Германию, 120 млрд. долл. – на Великобританию.

      Наиболее  высокими темпами прямые военные  расходы после Второй мировой  войны нарастали в США. Они составили за 20 лет (с1974 по 1993 гг. включительно) более 4,5 трлн. долл. И только в связи с изменением международной обстановки в 90-е годы началось их незначительное сокращение.

      К косвенным военным расходам относятся  часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу, контрибуции и репарации, пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших, а также военные расходы, которые проходят по статьям гражданских ведомств. Часть процентов по государственному долгу относится к военным расходам, поскольку государственные займы являются основным методом финансирования расходов государства в периоды войн и играют важную роль в условиях милитаризации хозяйства.

      Расходы по государственному долгу достигли в промышленно развитых западных странах крупных величин.

      Контрибуции, т.е. обязательства, налагаемые на побежденные  страны, в ХХ в. не применялись. После Первой и Второй мировых войн были установлены репарационные платежи (репарации – возмещение за убытки, причиненные государствами – зачинщиками войны).

      После Второй мировой войны общая сумма  репарационных платежей была установлена 20млрд. долл., из которых 10млрд. долл. должны были получить СССр и Польша и 10 млрд. долл. остальные страны антигитлеровской коалиции. СССР получил лишь часть возмещения причиненного ему ущерба.

      Статья  «пенсии и пособия инвалидам  войны и семьям погибших» в  комментариях не нуждается. Многие военные  расходы проходят по статьям гражданских  ведомств. К ним также относятся  затраты на строительство дорог  и других стратегических объектов, финансирование которых осуществляется по сметам общественных работ и др.

  1. Быстрорастущей группой государственных расходов являются затраты по вмешательству в экономику.  В современных условиях усилилось целенаправленное воздействие государственного бюджета на процесс воспроизводства, развитие производительных сил. Государственные расходы оказывают огромное стимулирующее воздействие на развитие экономики страны. После Второй мировой войны «экономическое чудо» в Западной Германии, Японии, а позднее в Южной Корее, на Тайване и в других странах произошло при большой финансовой поддержке государств.

      К расходам по вмешательству в экономику  относятся затраты на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), на экономическую и социальную инфраструктуру, поддержку сельского хозяйства, государственных отраслей экономики, обеспечение занятости в отдельных отраслях хозяйства и регионах страны, на стимулирование экспорта.

      Особое  место в этих расходах занимают затраты  на НИОКОР. Эти расходы обеспечивают от 50 до 70% всех затрат на научные исследования, тогда как доля государственных средств, направленных на НИОКОР до Второй мировой войны, на превышала 10-15%.

      Значительно возросли государственные капитальные  вложения. Повысились субсидии частным фирмам, особенно в так называемых районах развития, к ним относятся районы с высоким уровнем безработицы и замедленным экономическим ростом (например, Шотландия и северная Ирландия в Великобритании, Сицилия в Италии). В некоторых странах выдаются субсидии на занятость предприн6имателям на вновь принятых работников.

      В целях структурной перестройки  экономики отдельным отраслям промышленности оказывается выборочная помощь в виде государственных субсидий или льготных банковских кредитов с правительственной гарантией.

      Значительные  ресурсы из государственного бюджета предоставляются сельскому хозяйству. Это одна из наиболее опекаемых и приоритетных отраслей в зарубежных странах. Субсидии сельскому хозяйству выдаются двух видов: на поддержание гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию и на производственные цели – приобретение сельскохозяйствен-ных машин, минеральных удобрений постройку складских помещений. Основное значение имеют субсидии на поддержание гарантированных цен. В странах Европейского Союза (ЕС) поддержка сельского хозяйства осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.

      Активная  помощь оказывается также экспортным фирмам, что значительно облегчает  их положение в условиях острой конкурентной борьбы на мировых рынках.

      Государственное вмешательство в экономику не только стимулирует высокие темпы  экономического роста, но и смягчает её циклические колебания. Применение широкой системы регулирующих мер, в том числе и с помощью государственных финансов, позволило предотвратить глубокие экономические кризисы, подобные кризису 1929-1933 гг.

      Удельный  вес расходов государственных бюджетов по вмешательству в экономику  увеличился с 15-17% в середине 50-х до20% в середине 60-х и 22-25% в 80-90-х годах.

      3. Затраты на социальные цели включают расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение. Они проходят по многочисленным социальным программам. В США насчитывается около 100 таких программ, в Великобритании – несколько десятков. Среди социальных расходов наибольшие средства направляются на социальное страхование, социальное обеспечение, образование. Следует иметь ввиду, что затраты на социальное страхование в значительной мере финансируются за счет самих трудящихся.

      В зарубежных странах на полном государственном финансировании находятся лишь начальные школы, остальные виды образования имеют смешанные источники финансирования. В США и некоторых других странах в системе среденй школы значительный удельный вес занимают частные школы, обеспечивающие за большую плату высокий уровень подготовки учащихся. За обучение в наиболее престижных университетах США (Гарвардском, Колумбийском) со студентов взимается высокая плата (25-35 тыс.долл. в год). В Германии в большинстве высших учебных заведений обучение платное. В Японии более 70% университетов – частные, обучение в которых также осуществляется за плату.

      Недостаточные средства выделяются на здравоохранение. В США подавляющая часть населения  получает медицинскую помощь по линии  медицинского страхования путем уплаты страховых взносов. Государственная помощь малообеспеченным гражданам в этой стране проводится по программе «Медикейр», финансируемой из федерального бюджета, и по программе «Медикейд», финансируемой федеральным правительством и штатами. В Великобритании, Франции, Германии существует государственная служба здравоохранения, т.е. все виды медицинской помощи оказываются бесплатно. Однако трудящиеся производят, также, как и в случае социального страхования, специальные взносы на цели здравоохранения. Значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам.

      4. Расходы на содержание государственного аппарата управления включают затраты на содержание органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции, различных министерств и ведомств. В отдельных странах – Великобритании, Бельгии, Японии – из государственного бюджета выделяются средства на содержание королевской семьи, в Японии – семьи императора, в целом расходы на государственный аппарат занимают 4-5% общей суммы расходов бюджета.

Информация о работе Расходы госбюджета