Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:56, курсовая работа
Хозяйственная деятельность любого предприятия (организации) связана с необходимостью осуществлять расчеты, как внутри, так и вне него.
Многообразие расчетных операций хозяйствующего субъекта обусловливает необходимость их классификации по ряду признаков:
1) в зависимости от направленности расчетов они могут быть подразделены на внутренние (например, расчеты с персоналом по заработной плате) и внешние (например, расчеты с бюджетом по налогам и сборам);
Хозяйственная деятельность любого предприятия (организации) связана с необходимостью осуществлять расчеты, как внутри, так и вне него.
Многообразие расчетных операций хозяйствующего субъекта обусловливает необходимость их классификации по ряду признаков:
1) в зависимости от
направленности расчетов они
могут быть подразделены на
внутренние (например, расчеты с
персоналом по заработной
2) в зависимости от
контрагента расчетов могут
с поставщиками и подрядчиками;
с покупателями и заказчиками;
с различными дебиторами и кредиторами;
по кредитам и займам;
с бюджетом и внебюджетными фондами;
с персоналом по оплате труда;
с подотчетными лицами;
с персоналом по прочим операциям;
с учредителями;
внутрихозяйственные расчеты (например, расчеты головной организации с филиалом) и пр.;
3) в зависимости от
формы проведения расчетов они
могут быть подразделены на
расчеты в денежной и
4) в зависимости от
характера операций, по которым
производятся расчеты,
Расчеты по товарным операциям, связанные с перемещением товара, - это расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями, в т. ч. плановые платежи, которые осуществляются посредством: платежных поручений, платежных требований, аккредитивов, чеков, векселей; возможны также зачет взаимных требований и расчеты наличными деньгами.
Расчеты по нетоварным операциям, предполагающие лишь движение денежных средств, - расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями фирмы, подотчетными лицами, по претензиям. При этом расчеты по нетоварным операциям при безналичных расчетах оформляются только платежными поручениями.
1.2 Задачи и общая характеристика бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
Основными задачами бухгалтерского учета расчетов с покупателями являются:
- своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
- контроль над использованием денежных средств в расчетах исключительно по целевому назначению;
- контроль над соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками;
- своевременная выверка
расчетов с дебиторами для
исключения просроченной
Система нормативно-правового регулирования различных форм и видов расчетов с покупателями в РФ достаточно сложна и включает в себя нормативно-правовые акты различного уровня и юридической силы.
К первому уровню системы
нормативно-правового
Отдельные виды расчетных
отношений урегулированы
Согласно Федеральному закону
«О бухгалтерском учете» от 21.11. 1996 г.
№129-ФЗ документы, которыми оформляются
хозяйственные операции с денежными
средствами, подписываются руководителем
и главным бухгалтером
Важным элементом контроля движения наличных денежных средств в государстве является установленное федеральным законом обязательное применение специальной контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении денежных расчетов с населением по торговым операциям или по оказанию бытовых услуг. Эти сферы деятельности связаны с массовым наличным денежным оборотом. Исключение составляют только предприятия, которые в силу специфики своей работы используют документы строгой отчетности, заменяющие чеки контрольно-кассовых машин, а также некоторые другие организации в связи с особенностями их местонахождения.
Организации и банки - участники безналичных расчетов и посредники в них при их проведении должны соблюдать также требования норм банковского законодательства РФ (в первую очередь - Федерального закона «О банках и банковской деятельности»), а при проведении безналичных расчетов с использованием иностранной валюты (например, при расчетах с зарубежными контрагентами) - требования норм законодательства о валютном контроле.
Второй уровень системы
нормативно-правового
Порядок ведения кассовых операций регламентируется Центральным Банком Российской Федерации (ЦБ РФ). Он же устанавливает требования к помещению главной кассы (в дальнейшем просто кассы).
Расчеты наличными деньгами
в условиях нестабильных рыночных отношений
широко распространены, что обусловлено
двумя важными
Кассовые операции являются самыми многочисленными и самыми распространенными на предприятии. Их учет сопровождается оформлением целого ряда типовых документов, формы которых утверждены Госкомстатом РФ.
Нормативно-правовая регламентация порядка проведения безналичных расчетов основывается на Положении ЦБР от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».
Третий уровень регулирования расчетных отношений - это положения по бухгалтерскому учету. В настоящее время Минфином РФ принято и нормативно утверждено двадцать одно положение по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Четвертый уровень - внутренние
локальные субъектов
2. Нормативно-правовая база, регулирующая учет расчетов с покупателями и заказчиками
Одним из важнейших вопросов курсовой работы является нормативно-правовая база. Все действия директора и главного бухгалтера должны опираться в основном на Кодексы, Законы, приказы, инструкции, нормативные акты, положения, (стандарты).
Нормативные документы в бухгалтерском учете - это документы, определяющие методологические основы, порядок организации и основные правила ведения бухгалтерского учета на предприятиях в России.
Организация бухгалтерского учета в Российской Федерации, отвечающая Международным стандартам учета и отчетности, ориентированная на требования рыночной экономики, предполагает четырехуровневую систему документов, регулирующих и регламентирующих учет.
Такая многоуровневая система документов позволяет организовать на предприятии надлежащую систему организации бухгалтерского учета и отчетности.
Основными документами, регламентирующими учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, расчетов с покупателями и заказчиками в нашей стране, являются:
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ;
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996 года N 14-ФЗ;
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от5 августа 2000 года N 117-ФЗ;
Кодекс об административных правонарушениях введен в действие Федеральным законом от 30 декабря 2001г. № 196-ФЗ, вступил в силу с 1 июля 2002 г.;
Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
Положение по бухгалтерскому
учету «Учет материально-
План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
и другие.
Первичные
документы и документальное
«Положение о документальном
обеспечении записей в
Документация – это способ оформления хозяйственных операций соответствующими документами. Бухгалтерские документы используются для передачи распоряжений от распорядителя исполнителю, для управления деятельности. Документация выполняет роль импульса, дающего начало движению учетной информации. Она обеспечивает бухгалтерскому учету цельное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. С помощью документации контролируется правильность осуществления операций, ведется текущий анализ выполненной работы.
Первичные документы – документы, состоящие в процессе ведения хозяйственной операции или тот час после ее завершения.
Первичные документы должны иметь обязательные реквизиты: название, код формы, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции, должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи.
Основанием для осуществления расчетов с покупателями и заказчиками является договор, в котором определяется обязанности сторон по выполнению условий договора и ответственность сторон в случаи нарушения принятых обязательств.
Кроме договора обязательным условием отражения операций в бухгалтерском учете является наличие первичных документов.
На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги предприятие – покупатель обязано получить от поставщика расчетные документы (табл.1)
Таблица №1 Первичные документы по расчетам с покупателями и заказчиками
Расчеты с отечественными
Возникновение задолженности
Накладные; счета фактуры; счета, акты принятых работ, услуг; налоговые накладные; товаротранспортные накладные
(ТМ-1) товарные
накладные, письма на
Коммерческие документы (счета-фактуры), транспортные накладные (CMR – железно-дорожная накладная, авиа-накладная, товаро-транспортная накладная) платежные документы на перерасчет сумм таможенных платежей и другие налоги на счета таможенных служб, расчеты курсовых разниц.
Погашение задолженности
Выписки банка, платежные поручения, заявление на акредитов, инкассо, вексель
Выписки банка, платежные поручения, ВКО,ПКО, вексель
Под постоянным контролем
работников бухгалтерии должно находиться
подписание договоров о материальной
ответственности; соответствие документов
оприходованию, расходам материальных
ценностей; наличие на предприятии
соответствующих нормативных
На сумму оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги отечественным и зарубежным покупателям и заказчикам и по начисленному налогу на добавленную стоимость на выручку составляются бухгалтерские проводки:
Дт 361 «Расчеты с отечественными покупателями»
362 «Расчеты с зарубежными покупателями» отражен доход от
Кт 70 «Доходы от реализации»
71 «Прочие операционный доход»
74 «Прочие доходы»
Дт 70 «Доходы от реализации»
71 «Прочие операционный доход» начислен НДС
74 «Прочие доходы»
Кт 64 «Расчеты по налогам и платежам»
При погашении задолженности покупателей и заказчиков составляются бухгалтерские проводки:
Дт 30 «Касса»
31 «Расчеты с банком»