Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:56, курсовая работа
Переход всего народного хозяйства страны к рыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организаций (акционерных обществ, обществ с различной ответственностью, производственных кооперативов и др.) и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы экономического контроля в РФ. Коренные изменения произошли в структуре контрольно-ревизионных служб и видов контроля.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА АРЕНДЫ
1.1 Понятие и классификация основных средств. Документальное оформление и корреспонденция
1.2 Особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств
1.3 Учет лизинговых операций
2. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДЫ
2.1 Методика аудиторской проверки учета основных средств
2.2 Аудиторская проверка арендованных основных средств
3. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЭФЕС»
3.1 Краткая экономическая характеристика ООО «ЭФЕС»
3.2 Аудиторское заключение по ООО «ЭФЕС»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Разработанный рабочий план счетов соответствует описанному в учетной политике. Учет денежных средств на предприятии осуществляется: наличных денег – счет 50 «Касса» с ведением кассовой книги (КО-4); безналичные расчеты – счет 51 «Расчетный счет» и субсчет 2 «Чековые книжки» счета 55 «Специальные счета в банках».
Чековая книжка выдана директору ООО «ЭФЕС». Учет строительных материалов осуществляется на субсчете 1 «Сырье и материалы» счета 10 «Материалы». Учет затрат на приобретение МПЗ производится с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или без их использования. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета материалы учитываются на счете 10 по фактической себестоимости их приобретения.
Основными контрагентами предприятия являются: ООО «Двина», ОАО «Сантехлит», ООО «Сантехкомплект», ОАО «Брянскметаллресурсы» - поставщики материалов и деталей; ОВО при Советском РОВД - поставщик услуг по пресечению правонарушений и преступлений в зданиях мастерских и складов; ООО «СТБ» - арендодатель основных средств. Расчеты с данными организациями подтверждаются договорами, товарно-транспортными накладными, счетами, счетами-фактурами. На конец отчетного периода имеются акты сверок по расчетам за предоставленные услуги.
3.2 Аудиторское заключение по ООО «ЭФЕС»
Проведение аудиторской проверки производственно-торгового предприятия ООО «ЭФЕС» на примере раздела учета «Аренда основных средств».
Планирование аудиторской проверки аудитор начинает со знакомства с экономическим субъектом. Краткая характеристика проверяемого предприятия ООО «ЭФЕС» дана в пункте 3.1. настоящей работы. В этом же пункте подробно рассмотрены организация работы бухгалтерии и системы внутреннего контроля на предприятии. Примерный план проведения аудиторской проверки представлен в приложении.
Перед началом проведения проверки аудитор должен проверить рабочий план счетов на предмет соответствия описанному в учетной политике. В случае ООО «ЭФЕС» рабочий план счетов соответствует действующему законодательству и приказу «Учетная политика организации»
Также до начала проверки проверяются заданные константы - условно-постоянные величины, значения которых действуют в течение определенного времени. Например, название предприятия будет действовать во всех документах до его изменения в установленном порядке.
Фамилия главного бухгалтера - действует в течение работы данного сотрудника в данной должности. В случае ООО «ЭФЕС» все исходящие первичные и отчетные документы заполняются при помощи бухгалтерской программы, в которую реквизиты и другие константы предприятия и его контрагентов уже внесены при установке программы, поэтому при заполнении реквизитов документов практически исключены ошибки.
Приступая к проведению проверки аудитор должен рассчитать уровень существенности – предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности не сможет делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные управленческие и экономические решения.
Определим уровень существенности
за 2006 год на основании бухгалтерского
баланса и отчета о прибылях и убытках
за этот период. Показатели берутся на
конец отчетного периода.
Таблица 4. Расчет уровня существенности за 2006[1].
Базовый показатель Значение базового показателя, тыс. руб. Доля % Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, тыс. руб.
1 2 3 4
Балансовая прибыль 60400 10 604
Валовый объем реализации, без НДС 7504492 2 15008
Валюта баланса 6514241 2 13028
Сумма собственного капитала 3667076 5 18335
Общие затраты организации 6396664 2 12793
Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:
(604+15008+13028+18335+12793):
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(11954-604):11954100%=94,9%, т.е. почти вчетверо;
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(11954-18335):11954100%=-53,3%
Поскольку значения 604 тыс. руб. и 18335 тыс. руб. отличается от среднего значительно, то принимаем решение отбросить их при дальнейших расчетах. Новое среднее арифметическое составит:
(15008+13028+12793):3=13610 тыс. руб.;
Полученную величину допустимо округлить до 13600 тыс. руб. и использовать количественный показатель в качестве уровня существенности. Различие между значениями уровня существенности до и после округления составляет:
(13600-11954):11954100%=13,7%, что находится в пределах 20%.
После знакомства с порядком организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии в процессе подготовки общего плана и программы аудиторский риск оценен как «средний», а уровень существенности установлен в размере 13600 тыс. рублей.
Для оценки системы внутреннего контроля предприятия (пункт 3 программы) проведем устный опрос персонала. Полученные в ходе тестирования сведения позволяют оценить систему внутреннего контроля как достаточно высокую (приложение №2).
В соответствии с пунктом 4 программы произведен аудит учредительных документов на предмет соответствия учредительных документов ООО «ЭФЕС» действующему законодательству. В ходе проверки Устава установлено, что уставный капитал сформирован в объеме, соответствующем законодательству РФ и внесен полностью, что подтверждается банковскими документами.
Порядок образования и основные положения деятельности ООО «ЭФЕС» отвечают требованиям законодательства, что подтверждается тем, что Устав общества прошел регистрацию в Администрации г. Брянска Рег.№165 от 20 августа 2001 г. Проверив систему внутреннего контроля и установив соответствие учредительных документов действующему законодательству перейдем непосредственно к аудиту банковских операций по прочим счетам на предприятии ООО «ЭФЕС».
Пункт 5 программы предусматривает проверку оформления первичных учетных документов. Проверке подвергнуты договора аренды, данные счета 76, выписки банка, Главная книга, выписки банка за 2006 гг., платежные поручения, платежные требования.
В ходе проверки установлено, что все они являются доброкачественными, т.е. составлены по утвержденной форме и заполнены в соответствии с требованиями Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете предприятий. Также установлено, что все операции, отраженные в первичных документах отвечают требованиям законности (не противоречат законодательству, инструкциям) и целесообразности (направлены на выполнение задач, стоящих перед предприятием).
Согласно пункту 6 программы произведен опрос для оценки внутреннего контроля: основные средства и учет соответствующих хозяйственных операций. Из данных тестирования (см. табл. 5) можно сделать вывод, что в организации не проводится периодически инвентаризация отдельных объектов основных средств, а только один раз в три года.
Даже перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризация не проводится. В учетной политике организации не определены перечень объектов основных средств и сроки проведения их инвентаризации. Не выбрана единая учетная политика по амортизации стоимости объектов, и организация лишена возможности применения прогрессивных способов начисления амортизации по основным средствам.
Кроме того, отсутствует контроль за правильностью начисления амортизации со стороны специалистов и внутренних аудиторов.
Далее, основные средства не застрахованы на случай стихийных бедствий, что может привести к негативным финансовым последствиям.
В организации практически отсутствуют анализ эффективности использования основных средств и анализ правильности возмещения и начисления налогов (НДС, налог на имущество и т.д.).
Последнее может привести к финансовым санкциям за допущенные ошибки по начислению налогов.
В организации не выбран вариант учета и финансирования затрат на ремонт основных средств (отсутствует внутреннее положение или инструкция по данному вопросу), что может стать причиной искажения себестоимости продукции (работ, услуг) из-за использования произвольного варианта учета затрат. Отсутствует также контроль за обоснованностью сданных в аренду основных средств и расчетов арендной платы со стороны совета директоров, что может привести к созданию для отдельных лиц финансовой «лазейки».
В соответствии с пунктом 7 программы аудита произведена проверка данных регистров учета аренды и сверка с данными Главной книги.
Таблица 5. Вопросник для оценки внутреннего контроля: основные средства и учет соответствующих хозяйственных операций
№ Направления и вопросы тестирования Ответы Примечание
Нет ответа Да Нет
1
Условия
Ведутся ли детализированные регистры для различных видов основных средств?
Х
2
Реальность
Фиксируются ли в учете места размещения и эксплуатации основных средств и за кем они закреплены?
Х
3 Отражается ли в учете факт сдачи основных средств в аренду? Х
4 Проводится ли периодическая инвентаризация основных средств? Х 1 раз в 3 года
5
Полнота
Застрахованы ли объекты основных средств на случай стихийных бедствий?
Х
6 Анализируются ли периодически коэффициенты покрытия? Когда проводился последний анализ? Х
7 Анализируется ли периодически правильность начисления налогов? Когда проводился последний анализ? Х
8
Разрешение
Подготавливаются ли счета на арендную плату и предложения по аренде для просмотра и утверждения Советом директоров?
Х Вопрос решает единолично руководитель организации
9 Подписываются ли главным бухгалтером и утверждаются ли руководителем акты приема-передачи и списания основных средств? Х
10
Точность
Выбран ли вариант (способ) начисления амортизации основных средств в учетной политике?
Х Традиционный вариант учетной политики
11 Проверяют ли начисление амортизации внутренние аудиторы или другие ответственные лица? Х
12
Классификация
Выбран ли вариант учета и финансирования затрат на ремонт основных средств в учетной политике?
Х
13
Бухгалтерский учет
Соответствуют ли данные регистров учета основных средств данным Главной книги?
Х
14
Периодизация
Отражаются ли в учете основные средства на дату утверждения акта приема-передачи?
Х
Для обобщения данных по разделу учета «Аренда» к сч.76 «Прочие дебиторы и кредиторы» открыт субсчет 76-1 «Аренда помещений».
Арифметический пересчет данных регистров учета по счету 76-1 показал, что подсчет произведен верно. Обороты и сальдо на конец отчетного периода по проверяемому счету соответствуют итоговому значению дебетового и кредитового оборота за отчетный период и остаткам на конец отчетного периода данным Главной книги.
Пункт 8 программы предусматривает аудит правомерности.
В целом, в ходе проведения аудиторской проверки не было выявлено нарушений законодательства при выполнении хозяйственных операций.
Все документы, подтверждающие совершенные операции достоверны и подлинны. Претензий к ведению учета на предприятии нет.
Сличение учетных остатков денежных средств с фактическими не выявило недостачи. Издержки обращения указаны в полном объеме и отражаются в соответствии с законодательством РФ.
Итоговое аудиторское
заключение на мой взгляд может быть безусловно
положительным
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как правило, заказчик, прибегая к услугам аудиторской фирмы, желает получить не одну, а несколько видов услуг одновременно.
Это обусловливает необходимость:
- постоянного повышения квалификации аудиторов и периодической их переаттестации;
- привлечения к проверкам высококвалифицированных практических специалистов из числа работающих на государственных и коммерческих предприятиях, хорошо знающих методику бухгалтерского учета и экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности;
- специализации аудиторов в конкретных сферах деятельности предприятий;
- оснащения аудиторских служб в целом и каждого аудитора в отдельности соответствующей вычислительной и организационной техникой, необходимой для их нормальной деятельности; наличия систематически пополняемого каталога действующих нормативных актов (указов, законов, постановлений), инструктивных материалов, специальной литературы, относящихся к деятельности аудиторских служб, налоговой политике, к вопросам учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности;
- постоянных контактов с обслуживаемыми в соответствии с заключенными договорами предприятиями по конкретным хозяйственным и финансовым вопросам.