Проблемы общения с налоговыми органами при проведении встречных, камеральных и выездных проверок

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:04, контрольная работа

Описание работы

Одним из условий функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, осуществляемый в том числе и путем проведения выездных налоговых проверок. Общие правила проведения налоговых проверок (камеральных и выездных) регламентируются ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в соответствии с которой проверка может быть проведена у налогоплательщика (как юридического, так и физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), плательщика сборов и налогового агента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
1. Проблемы общения с налоговыми органами при проведении встречных, камеральных и выездных проверок…………………………………………..4
2. Составление приказа об учетной политике………………………………18
3. Практическое задание………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованной литературы…………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Вариант 8.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

1. Проблемы общения  с налоговыми органами при  проведении встречных, камеральных  и выездных проверок…………………………………………..4

2. Составление  приказа об учетной политике………………………………18

3. Практическое задание………………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………..32

Список использованной литературы…………………………………………34

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном обществе налоги — основная форма доходов государства.

     Одним из условий функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, осуществляемый в том числе и путем проведения выездных налоговых проверок. Общие правила проведения налоговых проверок (камеральных и выездных) регламентируются ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в соответствии с которой проверка может быть проведена у налогоплательщика (как юридического, так и физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), плательщика сборов и налогового агента.

     В том случае, если организация-налогоплательщик реорганизуется или ликвидируется, правило об ограничении количества проверок не применяется. Повторная проверка может быть проведена также и в порядке контроля за деятельностью налогового органа его вышестоящим налоговым органом по мотивированному постановлению последнего и с соблюдением требований, предъявляемых к проведению проверки.

     Следует обратить внимание на то, что ограничение, касающееся проведения повторных выездных проверок, применяется к налогоплательщикам (плательщикам сборов), но не к налоговым агентам. К налоговым агентам не применяется и положение указанной статьи в части проведения встречных проверок (т.е. проверок документов, относящихся к деятельности проверяемых) у лиц, связанных с ними, например, у контрагентов по гражданско-правовому договору.

     На  сегодняшний день главные задачи контрольной работы - это усиление аналитической составляющей и, как следствие, - целенаправленный отбор плательщиков для проведения проверок. При этом при отборе плательщиков для проведения выездных проверок налоговыми органами анализируются такие показатели, как: снижение налоговой нагрузки без видимых на то причин; превышение суммы займов и кредитов над суммой выручки; снижение налоговых платежей в случае повышения рентабельности предприятия; низкий уровень заработной платы и другие.

     Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Назначение выездных налоговых проверок  регулируется нормами статей 87 и 89 Налогового Кодекса.

Встречные налоговые проверки.

         Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

       Встречная проверка может проводиться только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки. При этом лицо, обладающее необходимой информацией о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах. Таким образом, встречные проверки могут проводиться как налоговым органом, в котором состоит на учете налогоплательщик - контрагент (по мотивированному запросу другого налогового органа), так и налоговым органом, проводящим выездную или камеральную проверку.

        Встречная проверка проводится путем истребования соответствующих документов. Для этого составляется письменное требование налогового органа (ст.31 НК РФ). Четкой формы такого требования налоговое законодательство не содержит. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

       Нарушение налогоплательщиком этого положения влечет за собой ответственность в соответствии с п.2 ст.126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст.135.1 НК РФ (данная статья устанавливает ответственность банков за непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности клиентов банка).

      Арбитражные суды при разрешении спорных вопросов, связанных с проведением встречных проверок, указывают, что налоговый орган имеет право истребовать только документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика.             Несоблюдение этого требования может повлечь за собой недействительность результатов встречной проверки.

        НК РФ не предусматривает право налоговых органов истребовать у организаций в рамках встречной налоговой проверки сведения о поставщиках, в отношении которых налоговым органом не проводится налоговая проверка. Поэтому требование налоговой инспекции о представлении налогоплательщиком информации о поставщиках реализованных товаров является необоснованным (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.09.2003 N А26-2708/03-211). В ходе проведения встречной проверки, налогоплательщик не представил в налоговый орган информацию о лицах, участвующих в цепочке производства и обращения экспортируемых товаров. При этом налогоплательщик ссылался на то, что истребование налоговым органом в ходе встречной проверки документов, которые относятся к финансово-хозяйственной деятельности не проверяемой организации, а самого ответчика, противоречит положениям абз.2 ст.87 НК РФ. Налоговый орган привлек налогоплательщика к налоговой ответственности в соответствии с п.2 ст.126 НК РФ.

      Суд первой инстанции признал позицию налогового органа неправомерной. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. Суд кассационной инстанции оставил решение нижестоящего суда без изменения и сделал следующие выводы.

      На основании пп.2 п.1 ст.31 НК РФ налоговый орган вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ. Порядок проведения налоговых проверок регламентирован нормами гл.14 НК РФ. Согласно абз.2 ст.87 НК РФ в том случае, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка). Из этого следует, что круг субъектов, в отношении которых допускается проведение встречной проверки, - любые иные лица, с которыми у проверяемого лица имеются какие-либо отношения, и предмет такой проверки - необходимые для налогового контроля документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

         Таким образом, абз.2 ст.87 НК РФ предусмотрены два необходимых условия правомерности встречной проверки. Нарушение любого из них может быть расценено как превышение налоговым органом своих полномочий и может повлечь за собой признание встречной проверки незаконной.

        В рассматриваемом деле имело место нарушение условия о предмете встречной проверки. В частности, налоговая инспекция выставила ответчику требование представить документы о поставщиках общества, которые участвовали в цепочке производства и обращения экспортируемых товаров, но не имели прямых связей с проверяемым налогоплательщиком.   Деятельность проверяющих вышла за рамки указанного звена, поэтому должна расцениваться как превышение налоговым органом его полномочий.

Налогоплательщикам  следует обратить внимание на следующие  моменты:

  • встречная проверка проводится путем истребования документов у одного налогоплательщика о деятельности другого налогоплательщика;
  • встречная проверка осуществляется только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки;
  • предметом встречной проверки являются информация, документы о финансово-хозяйственных взаимоотношениях контрагента с проверяемым налогоплательщиком;
  • истребование документов оформляется путем письменного запроса налогового органа на основании ст.31 НК РФ.

Проблемы  общения с налоговыми органами при  проведении встречных проверок:

1. Истребование  документов, связанных с деятельностью  проверяемого налогоплательщика. Как указывается в ст. 87, цель истребования документов — получение информации о деятельности проверяемого налогоплательщика. На практике налоговые органы нередко не соблюдают вышеуказанные требования и требуют у контрагентов проверяемого налогоплательщика массу документации, которая с налогообложением этого налогоплательщика никак не связана. Часто под предлогом встречной проверки у предприятия — контрагента истребуются его собственные бухгалтерские регистры, налоговые декларации, штатное расписание, договоры с третьими лицами и связанные с ними первичные документы и т. п. [2].

2. Применительно  к встречной проверке это означает, что налоговый орган обязан  не только назвать вид контрольного  мероприятия (встречная проверка), но и назвать налогоплательщика, который проверяется в рамках основной проверки, а также налоговый период, охваченный основной проверкой.

Камеральные налоговые проверки.

      Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе документов о деятельности налогоплательщика (декларация, документы, представленные налогоплательщиком для исчисления и уплаты налога, и другие документы, имеющиеся у налогового органа, например расчеты по налогам, справки об авансовых платежах). Налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе потребовать дополнительные сведения, а также получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налога (ст. 88 НК РФ).

      Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

       Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

       При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

      На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

         Налоговые споры по камеральным проверкам в основном связаны с возмещением (возвратом или зачетом) налога на добавленную стоимость (НДС), возмещением экспортного НДС, а также с налогом на прибыль.

О начале камеральной проверки налогоплательщик не информируется.

Первое, что проверяется в ходе камеральной  проверки - факт представления отчетности.

       Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган по месту его учета лично или через его представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи. Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность представляются по установленным формам на бумажных носителях или в электронном виде.

        Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях или дата отправки заказного письма с описью вложения.

         На каждом документе принятой налоговой декларации (титульном листе) проставляются сведения о ее представлении в налоговый орган. В случае сдачи налоговой декларации и бухгалтерской отчетности налогоплательщиком лично (через представителя) на остающихся у него копиях налоговый орган по просьбе налогоплательщика проставляет отметку о принятии декларации и дату ее представления.

        На стадии принятия налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности все представленные документы подвергаются визуальному контролю на наличие всех необходимых реквизитов. Сотрудник отдела (камеральных проверок) работы с налогоплательщиками не вправе отказать в принятии налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, за исключением случаев их представления по неустановленной форме.

Информация о работе Проблемы общения с налоговыми органами при проведении встречных, камеральных и выездных проверок