Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики Национального банка Кыргызской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью моего исследования является выявление эффективности денежно-кредитной политики Национального банка, анализ применяемых инструментов, а также основных макроэкономических показателей. В этой работе я также рассмотрела состояние кыргызской экономики в целом и частично коснулась приоритетов денежно-кредитной политики на этот год.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА1. Центральный банк и денежно-кредитная политика. 5
§1. Сущность центрального банка. 5
§2. Функции центрального банка. 7
§3. Денежно-кредитная политика. 9
ГЛАВА2. Национальный банк и денежно-кредитная политика
Кыргызской Республики. 12
§1. Цели, задачи и функции Национального банка
Кыргызской Республики. 12
§2. Основные инструменты денежно-кредитной политики
Национального банка Кыргызской Республики. 14
§3. Вопрос независимости Национального банка. 16
ГЛАВА3. Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики
Национального банка Кыргызской Республики. 19
§1. Итоги денежно-кредитной политики за 2004-2005 г.г. 19
§2. Основные направления денежно-кредитной политики на 2006г. 24
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 34.57 Кб (Скачать)

4.2. Кредит  последней инстанции 

Предоставляется в исключительных случаях коммерческим банкам, испытывающим серьезные финансовые проблемы, на срок не более 6 месяцев. Процентная ставка устанавливается Правлением НБКР. Используется по инициативе коммерческого  банка при условии наличия  программы оздоровления банка.

5. Операции на валютном  рынке  

- операции  с иностранной валютой на межбанковском  валютном рынке 

5.1. Валютные  интервенции          

Операции  по покупке/продаже иностранной  валюты. Проводятся с целью предотвращения резких колебаний обменного курса  сома. Операции проводятся по инициативе НБКР.

5.2. SWAP-операции  

Соглашение  об обмене иностранной валюты на эквивалентную  сумму в национальной валюте на определенный срок, по окончании которого участники SWAP-соглашения возвращают друг другу  основные суммы и процентные платежи, оговоренные при заключении сделки. Применяется для воздействия  на уровень краткосрочной ликвидности  коммерческих банков (до 5 дней). Операции проводятся по заявкам коммерческих банков.  

3. Вопрос независимости  центральных банков.

Этот  вопрос очень важен, так как разная степень независимости центральных  банков означает их различные возможности  и методы проведения денежно-кредитной  политики.

В мировой  практике среди множества объективных  факторов оценки независимости центральных  банков принято выделять следующие:

    1.     Доля собственности государства в капитале центрального банка.

    2.     Процедура назначения или выбора руководства банка;

    3.     Степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;

    4.     Право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;

    5.                Наличие законодательного ограничения кредитования правительства.

Рассмотрим  эти критерии на примере Национального  банка.

По существующему  законодательству, уставный капитал  Банка Кыргызстана является государственной  собственностью. Но, исходя из зарубежного  опыта, следует отметить, что состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной  политики не оказывает существенного  влияния на его независимость.

В Кыргызстане, как, например, в Австрии, Великобритании, Дании, США, Германии, руководство банка  выбирается или назначается из предложенных кандидатур. Председатель Банка Кыргызстана  назначается сроком на семь лет и  освобождается от должности Президентом  Кыргызской Республики с согласия Жогорку  Кенеша Кыргызской Республики.

В большинстве  промышленно развитых стран руководство  центрального банка не может быть отозвано раньше установленного срока. НБКР же более зависим от государства.

В Конституции  КР закреплены основополагающие идеи организации и деятельности Центробанка, а в законе  – его задачи и функции. Однако в ряде стран, например, в США и Швеции формулировка задач центрального банка в законодательстве дана лишь в общих чертах, а в Англии – вообще не зафиксированы. Эти задачи базируются также в на национальных традициях в этой области, основанных на исторических документах.

Неоправданно  высока независимость НБКР по фактору  права государственных органов  вмешиваться в проводимую им денежно-кредитную  политику. По существующему Закону «О Национальном банке» НБКР обязан всего  лишь предоставить в Жогорку Кенеш  проект «Основных направлений денежно-кредитной  политики», предварительно представив его Президенту и правительству  КР. А Жогорку Кенеш ограничивается его рассмотрением. По степени независимости  Нацбанк уступает только центральным  банкам Германии и Швейцарии, в законодательстве которых отсутствует право государства  на вмешательство в денежную политику центрального банка, а также Австрии  и Дании, где это право не предусмотрено. Кыргызстан находится примерно на одном  уровне с Нидерландами и Швецией, но нельзя забывать, что эти страны имеют давно сформировавшиеся и  стабильно функционирующие банковские системы.

По последнему критерию – наличию законодательного ограничения кредитования правительства  Банк Кыргызстана  не вправе предоставлять кредиты Правительству Кыргызской Республики и другим государственным органам.

Статус  банка не так важен, как законодательное  определение его полномочий и  прописанный механизм контроля за его  деятельностью. Обязательная строгая  подотчетность должна сочетаться с  наделением центробанка достаточными полномочиями для выполнения его  функций.    
 
 

ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы  денежно-кредитной  политики Национального  банка Кыргызской Республики

1. Итоги денежно-кредитной  политики за 2004-2005 г.г.

Согласно  предварительным данным НСК, в 2005 году отмечен отрицательный экономический  рост (-0,6 процента в реальном выражении), что в основном было связано со спадом выпуска продукции в обрабатывающей промышленности (-12,1 процента) и сельском хозяйстве (-4,2 процента).

Состояние платежного баланса Кыргызской Республики за 2005 год, по предварительным данным на конец января 2006 года, характеризуется  значительным ростом дефицита текущего счета и отрицательным сальдо в целом платежного баланса    (-25,3 млн. долларов США). Объём валовых международных резервов на конец 2005 года составил 612,3 млн. долларов США, увеличившись за отчетный год на 47,1 млн. долларов США (565,2 млн. долларов США на 31 декабря 2004 года), что, по предварительным данным, покрывает 4,4 месяца импорта товаров и услуг.

Инфляция: итоги и тенденции

По данным НСК, прирост индекса потребительских  цен за 2005 год составил 4,9 процента. Уровень инфляции без учета плодоовощной группы составил 3,6 процента (в 2004 году – 3,5 процента).

рисунок 1. Годовая динамика ИПЦ. 

 Для  определения влияния факторов  инфляции была сделана поправка  на фактор сезонности, в результате  чего уровень инфляции составил 3,6 процента. Влияние монетарных  факторов с учетом инфляционных  ожиданий за 2005 год составило  42 процента, а влияние немонетарных  факторов – 58 процентов. 

Динамика  денежно-кредитных  показателей

Номинальные темпы прироста денежных агрегатов  на 1 января 2006 года находились в диапазоне 10,6 – 24,9 процента, что ниже по сравнению  с темпами прироста 19,4 – 33,4 процента в 2004 году.

рисунок 2. Годовая динамика денежных агрегатов.

В отчетном 2005 году наибольшие темпы прироста были характерны для денежной базы, что в большей степени было обусловлено увеличившимся объемом  операций с иностранной валютой  в коммерческих банках и обменных бюро. Снижение темпов роста широкой  денежной массы М2Х связано с  методологическими изменениями, отмеченными  выше.

Денежная  база увеличилась за 2005 год на 3 085,9 млн. сомов, или на 24,9 процента, и  по состоянию на 1 января 2006 года составила 15 465,6 млн. сомов, что отражает сохраняющийся  спрос на деньги (22,9 процента в 2004 году)...

Информация о работе Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики Национального банка Кыргызской Республики