Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики Национального банка Кыргызской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью моего исследования является выявление эффективности денежно-кредитной политики Национального банка, анализ применяемых инструментов, а также основных макроэкономических показателей. В этой работе я также рассмотрела состояние кыргызской экономики в целом и частично коснулась приоритетов денежно-кредитной политики на этот год.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА1. Центральный банк и денежно-кредитная политика. 5
§1. Сущность центрального банка. 5
§2. Функции центрального банка. 7
§3. Денежно-кредитная политика. 9
ГЛАВА2. Национальный банк и денежно-кредитная политика
Кыргызской Республики. 12
§1. Цели, задачи и функции Национального банка
Кыргызской Республики. 12
§2. Основные инструменты денежно-кредитной политики
Национального банка Кыргызской Республики. 14
§3. Вопрос независимости Национального банка. 16
ГЛАВА3. Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики
Национального банка Кыргызской Республики. 19
§1. Итоги денежно-кредитной политики за 2004-2005 г.г. 19
§2. Основные направления денежно-кредитной политики на 2006г. 24
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 34.57 Кб (Скачать)

ведет дела с  центральными банками других стран  и вообще осуществляет международные  операции от имени американского  правительства.                  

3.  Денежно-кредитная политика.

Денежно-кредитная  политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, направлена главным образом на воздействие  на валютный курс, процентные ставки и  на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции.

Чаще  всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов  всей экономической политики и прямо  определяется приоритетами правительства. Взаимоотношения ЦБ и правительства  в проведении денежно-кредитной политики обычно четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику. Различают «узкую» и «широкую» денежно-кредитную политику. Под узкой политикой имеют в виду достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов кредитного контроля регулируется ликвидность банковской системы и долгосрочные процентные ставки. Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой и, соответственно, финансированием госбюджета.

Основные  инструменты денежно-кредитной политики:

    ·        Официальная учетная ставка – относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.

    ·        Обязательные резервы – часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.

    ·        Операции на открытом рынке.

    ·        Валютные интервенции – вмешательство центрального банка на валютном рынке, то есть, купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.

    ·        Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования, играющие важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.

    ·        Разумный банковский надзор – различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных коэффициентов.

    ·        Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска акций и облигаций, квоты выпуска, очередность эмиссии и т. д.

    ·        Допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.

    ·        Специальные депозиты – часть прироста депозитов или кредитов коммерческих банков, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.

    ·        Количественные ограничения – потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок.

    ·        Управление государственным долгом – эмиссия государственных облигаций нейтрализует ликвидность банков и связывает их средства.

    ·        Таргетирование – установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

    ·        Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.

    ·        Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.                        
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ГЛАВА 2. Национальный банк и денежно-кредитная  политика Кыргызской Республики.

1. Цели, задачи и  функции Национального  банка Кыргызской  Республики.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Национального  банка Кыргызской Республики законодательно определены Конституцией Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики"О  Национальном банке Кыргызской Республики" от 29 июля 1997 года.

Целью деятельности Банка Кыргызстана являются достижение и поддержание стабильности цен  посредством проведения соответствующей  денежно-кредитной политики.

Основной задачей, способствующей достижению цели (или  подчиненной основной цели) деятельности Банка Кыргызстана, являются поддержание  покупательской способности национальной валюты, обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной системы республики (статья 3 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики").

Для выполнения поставленных задач Национальный банк Кыргызской Республики самостоятельно организует и осуществляет свою деятельность независимо от органов государственной  власти и управления.

Национальный  банк Кыргызской Республики выполняет  следующие основные функции:

    ·        определяет и проводит денежно-кредитную политику в Кыргызской Республике;

    ·        разрабатывает и осуществляет единую валютную политику;

    ·        обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков;

    ·        является кредитором последней инстанции для банков в соответствии с настоящим Законом;

    ·        устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

    ·        выдает лицензию на ведение банковских операций, деятельность ломбардов, привлечение юридическими лицами денежных средств от населения на условиях срочности, возвратности и платности в соответствии с законодательством республики и ведет реестр выданных лицензий;

    ·        осуществляет регулирование и надзор за деятельностью банков и финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Банком Кыргызстана;

    ·        способствует эффективному функционированию платежной системы и осуществлению межбанковских платежей;

    ·        осуществляет валютное регулирование, включая издание нормативов, регулирующих операции с иностранной валютой, а также операций по купле, продаже и обмену иностранной валюты в соответствии с законодательством республики;

    ·        владеет и управляет официальными валютными резервами в соответствии с настоящим Законом;

    ·        составляет совместно с Национальным статистическим комитетом платежный баланс Кыргызской Республики;

    ·        представляет интересы и выступает от имени Кыргызской Республики на международных совещаниях, конференциях и организациях, касающихся денежно-кредитной и банковской политики;

    ·        осуществляет иные функции, полномочия и права в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.      
     
     
     
     

2. Основные инструменты  денежно-кредитной  политики Национального  Банка Кыргызской  Республики.

1. Операции на открытом  рынке         

-  инструмент, используемый для регулирования ("стерилизации"/ пополнения) уровня ликвидности в банковской системе.

1.1. Аукционы  по продаже нот НБКР   

Ноты - это государственные краткосрочные  ценные бумаги, выпускаются в обращение  НБКР на срок 7, 14, 28 дней на еженедельных аукционах. Доходность определяется в  зависимости от спроса и предложения  со стороны коммерческих банков. Доходность 28-дневных нот НБКР на 1 января 2006 года составила 4,1 процента, что на 1,2 п.п. ниже уровня ставки на начало декабря 2005 года. Общий объем нот НБКР в обращении составил на конец декабря 2005 года 16,0 млн. сомов.

1.2. Покупка/продажа  государственных ценных бумаг  на условиях РЕПО (т.е. с обязательством  их обратной продажи/покупки в  определенную дату в будущем  и по заранее оговоренной цене) на вторичном рынке    

Операции  проводятся как по инициативе НБКР, так и комбанков на регулярной основе. Доходность операций определяется исходя из уровня текущих ставок на финансовом рынке. Средний срок операций РЕПО - 6 месяцев.

1.3. Прямая  покупка/продажа ГЦБ на вторичном  рынке          

Данные операции позволяют предоставлять или  изымать ликвидность на более  длительный период, соответствующий  дате погашения торгуемой ГЦБ. Операции проводятся как по инициативе НБКР, так и коммерческих банков.

2. Учетная ставка      - инструмент, используемый как основной ориентир при определении стоимости денежных ресурсов в экономике. Размер учетной ставки привязан к текущей доходности нот НБКР сроком обращения 28 дней, устанавливаемой на еженедельных аукционах по размещению нот НБКР.

3. Обязательные резервные  требования (ОРТ)       

- инструмент, используемый в качестве регулятора  объема денежных агрегатов, банковского  кредита и спроса на ликвидность,  а также как средство снижения  риска неплатежеспособности банковской  системы. В качестве резервных  активов используются средства  коммерческого банка на корреспондентском  счете в НБКР. Объем ОРТ рассчитывается  еженедельно и определяется в  процентах от среднедневного  объема депозитов за предыдущую  неделю. В настоящее время норма  ОРТ составляет 10% , а в состав  депозитной базы включаются все  депозиты, за исключением депозитов  в иностранной валюте со сроком  до погашения более 1 года. Базовый (расчетный) период выполнения ОРТ составляет 2 недели. За выполнение ОРТ НБКР выплачивает компенсацию, за несоблюдение взимает плату.

4. Операции рефинансирования (кредитование) банков  

-инструмент  прямого воздействия на денежную  массу используемый для корректировки  уровня резервов в коммерческих  банках в случае возникновения  дефицита финансовых средств.

Общий объем заимствований в национальной валюте на 1 января составил 306,8 млн. сомов, что на 56,7 процентов меньше по сравнению  с предыдущим месяцем. Средневзвешенная ставка по кредитам в нацвалюте снизилась  по сравнению с предыдущим месяцем  на 1,5 п.п. до 1,0 процента.

В иностранной  валюте на внутреннем межбанковском  кредитном рынке была заключена  одна сделка на сумму 20,7 млн. сомов по ставке 5,0 процента. В предыдущих месяцах  таких сделок не было.

4.1. Кредит "овернайт"        

Предоставляется в национальной валюте на один день, под залоговое обеспечение, для  поддержания краткосрочной ликвидности  банка. В качестве залогового обеспечения  принимаются государственные ценные бумаги Кыргызской Республики, размещаемые  через НБКР, имеющие дату погашения  не позднее последнего дня квартала, в который осуществляется выдача кредита "овернайт". Процентная ставка устанавливается в размере 1,5 от учетной ставки НБКР. Используется регулярно по инициативе коммерческого  банка.

Информация о работе Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики Национального банка Кыргызской Республики