Проблемы финансирования жилищно-коммунального хозяйства из бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить механизм финансирования ЖКХ, проблемы и пути их решения.
Задачи исследования:
- Характеристика жилищно-коммунального хозяйства в РК;
- Изучение проблемы финансирования жилищно-коммунального хозяйства на примере КСК "Наш дом";
- Определение путей решения проблем финансирования ЖКХ в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА В РК.
1.1 Проблемы финансирования жилищно-коммунального хозяйства из бюджета.
1.2 Структура жилищно-коммунального хозяйства.
1.3 Послание президента РК.
II. О ЖИЛИЩНО-КОМУНАЛЬНОЙ РЕФОРМЕ ИЛИ РАЗОРИТЕЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОМУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО.
2.1 Анализ инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ
2.2. Анализ сильных и слабых сторон текущей ситуации в ЖКХ
2.3 Состояние жилищного сектора
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

таня.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Десятое. Развитие сельского хозяйства.

Аграрный сектор Казахстана обладает большими экспортными возможностями и высоким потенциалом для внедрения инноваций.  
Потребность в продовольствии с каждым годом в мире будет возрастать. Эту возможность нам упускать нельзя.  
Государство оказывает огромную помощь сельскому хозяйству.  
Нам следует разработать и внедрить государственную систему гарантирования и страхования займов для снижения рисков частных инвестиций в аграрное производство.  
Необходимо найти альтернативные пути для расширения доступа фермеров к финансированию.  
Поручаю Правительству разработать и внедрить механизм государственной поддержки розничной торговли без посредников.  
Государству необходимо организовать и структурировать зерновую отрасль, создать единый зерновой холдинг.  
Необходимо активизировать реализацию проекта по развитию экспортного потенциала производства мяса.  
Поручаю Правительству обеспечить разработку программ по развитию других отраслей животноводства, в том числе овцеводства, а также кормопроизводства и отгонного животноводства.  
 
Уважаемые казахстанцы!

Сегодня всему миру и  каждому государству важно найти ответы на мощные глобальные и внутренние вызовы.  
Выполнив задачи по десяти направлениям социально - экономической модернизации, мы укрепим экономику, сделаем стабильным наше общество, повысим благосостояние нашего народа.  
В то же время Казахстан как достойный участник мировой политики продолжит активное участие в определении путей укрепления мира и безопасности.  
Мы выдвинули инициативы по ядерной безопасности, принятию Всеобщей декларации безъядерного мира.  
В марте текущего года на Глобальном саммите по вопросам ядерной безопасности в Сеуле они будут конкретизированы и дополнены.  
Важное значение будет иметь Астанинский экономический форум в этом году, на котором, надеюсь, будет обсуждаться наша идея «G global» по выходу из мирового кризиса.  
Также в нынешнем году в Астане пройдет IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий, ставший важной площадкой международного межконфессионального диалога.  
Мы должны приложить все усилия для реализации провозглашенной Казахстаном Глобальной энерго¬экологической стратегии.  
Мы продолжим работу по осуществлению Астанинской инициативы «Зеленый мост», направленной на трансферт «зеленых» технологий.  
Внешнеполитические предложения Казахстана получили поддержку у мировой общественности.  
В них - суть нашей внешнеполитической стратегии на десятилетия вперед.  
Мы будем продолжать нашу сбалансированную внешнюю политику, взаимодействуя не только с Западом, но и государствами Азии.  
В этом году исполнится 20-лет моей инициативе о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.  
В текущем году мы должны достойно завершить председательство в Организации исламского сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности.  
В 2012 году Астана является культурной столицей СНГ и тюркского мира.  
Надо достойно провести эти мероприятия.  
Мы отвечаем на глобальные вызовы ХХI века углублением евразийской интеграции.  
Мы вместе с Россией и Беларусью сформировали Единое экономическое пространство, идём к созданию Евразийского экономического союза.  
Это важный фактор общерегиональной стабильности, повышения конкурентоспособности наших экономик.  
Мы готовы поддержать стремление других государств СНГ присоединиться к евразийской интеграции. 
 
Уважаемые соотечественники!

Социальная модернизация - это центральный вопрос деятельности нового Парламента и Правительства, всех ответственных сил Казахстана – партий, общественных объединений, творческих и профессиональных союзов, средств массовой информации, всех патриотов нашей страны.  
Тем более я попытался учесть конструктивные предложения всех партий, принявших участие на последних выборах в Мажилис.  
Мы должны объединить все силы на благо Родины.  
Нам предстоит проделать большую работу.  
Призываю всех казахстанцев принять самое активное участие в работе по достижению всех обозначенных задач!  
 
Дорогие друзья!

Работа предстоит огромная, напряженная и трудная, но интересная для всех, и для простых людей, и для Правительства, Парламента, в целом - для государства. Не ставя  таких больших целей, мы не можем  развиваться. Мы всегда делали то, что говорили. Все наши планы, программы мы выполняли.  
Сейчас предстоит напряженная работа. Мир таков, таково положение. Таков сегодняшний вызов.  
Давайте призовем всех казахстанцев и мобилизуем себя на выполнения этих грандиозных задач, которые улучшат жизнь всех казахстанцев! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. О ЖИЛИЩНО-КОМУНАЛЬНОЙ РЕФОРМЕ ИЛИ РАЗОРИТЕЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОМУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО.

 

2.1 Анализ инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ

В сфере ЖКХ существует ряд рисков, минимизация которых позволит повысить инвестиционную привлекательность данной отрасли.

1. Отраслевые риски:  ввиду значительных первоначальных  затрат и длительного периода  окупаемости инвестирование в  инфраструктурные проекты в сфере  ЖКХ не привлекательно.

2. Политические риски:

при смене руководства  МИО возможен пересмотр инвестиционных планов и изменение приоритетов  в развитии коммунальной инфраструктуры;

МИО, ответственные за уровень инфляции и платежеспособность местного населения, а также органы, уполномоченные регулировать коммунальные тарифы, неохотно соглашаются на повышение тарифов.

3. Финансовые (валютные) риски: большие сроки окупаемости  ставят в опасную зависимость  заемщиков от колебаний курсов  национальной валюты и валюты  заимствования.

4. Технологические риски: в связи со значительным износом эксплуатация коммунальных систем характеризуется частыми простоями и авариями и связанными с этим высокими показателями технологических и некоммерческих потерь. Эти технические факторы делают непредсказуемыми размеры эксплуатационных затрат. 

Анализ состояния отечественного производства товаров в сфере ЖКХ на внутреннем рынке и данных на основе внешнеторговых показателей показывает невысокую конкурентоспособность товаров, производимых в сфере ЖКХ.

По данным Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, общий оборот товаров, применяемых в сфере ЖКХ в 2009 году, составил 280 548,8 млн. тенге. Из них импортировано в целом по республике на сумму 218 092,8 млн. тенге, экспортировано на сумму                 62 456 млн. тенге.

Основными поставщиками товаров, применяющихся в ЖКХ, является Россия, откуда было ввезено товаров на сумму 76 878 481,6 тыс. тенге, что составляет 35,2% от общего объема импорта товаров в сфере ЖКХ,             Китай – 31 861 247,6 тыс. тенге или 14,6%.

Основными товарами, ввозимыми в республику являются: фланцы и фитинги (10,1% от общего объема импорта), вентили, краны, клапаны (9,6%), насосы (8,9%), трубы из металла (8,3%), трубы из полимеров (6,0%), котлы (4,9%).

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в 2008 году в республике произведены следующие товары, применяющиеся в сфере ЖКХ:

трубы, трубки, рукава и шланги из резины в объеме 212 700 тонн (доля казахстанского содержания составляет 91%);

трубы, трубки, рукава и шланги, и их фитинги из пластмасс в объеме 58 497,0 тонн (доля казахстанского содержания варьируется от 31% до 57,4%);

трубы большого и малого диаметров, профили пустотелые стальные – 104082,0 тонн (доля казахстанского содержания составляет 75%);

трубы, трубки и фитинги к ним, из асбестоцемента, фиброцемента, растительных, синтетических волокон и т.д. в объеме 6785,0 тонн (доля казахстанского содержания составляет 100%); 

насосы центробежные для перекачки жидкостей, насосы прочие, подъемники жидкостей в объеме 10253,0 штук (доля казахстанского содержания составляет 68%).

Также необходимо отметить имеющийся потенциал по увеличению доли казахстанского содержания в производстве товаров, работ, услуг для сферы ЖКХ, в частности:

котлов центрального отопления – 2890 штук (доля казахстанского содержания составляет 68%);

радиаторов для центрального отопления, без электрического нагрева из черных металлов – 648 тонн (доля казахстанского содержания составляет 100%).

Анализ показывает, что объем производства товаров для ЖКХ в республикенезначителен, существенно меньше объема импорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ сильных  и слабых сторон текущей ситуации  в ЖКХ

 

Сильные стороны

Слабые стороны

Угрозы (Риски)

Возможности

достаточный уровень  сырьевой базы для обеспечения необходимыми ресурсами населения

нерациональное использование  имеющихся ресурсов

высокий уровень потерь энергоресурсов и как следствие  повышение тарифов для населения

проведение энерго- и  ресурсо-сберегающих мероприятий

поддержка государства

отсутствие эффективного и точного планирования

секвестирование республиканского бюджета, являющегося одним из основных источником финансирования

увеличение частных  инвестиций и механизмов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП)

высокий уровень частных  предприятий в сфере ЖКХ

отсутствие высококвалифицированных  кадров 

отсутствие механизма  мотивации по привлечению к работе молодых способных специалистов

совершенствование системы  образовательного процесса путем создания учебно-методического объединения  по специальностям ЖКХ

высокая потребность  в услугах ЖКХ надлежащего  качества

отсутствие методики измерения качества услуг ЖКХ;

наличие высокого износа объектов и сетей коммунального  сектора,

отсутствие надежной инфраструктуры (аварии, потери)

возможный отказ оборудования по причине физического износа, риск негативного воздействия на окружающую среду; отсутствие контроля в сфере ЖКХ за надлежащим содержанием и эксплуатацией жилищного фонда

предоставление качественных коммунальных услуг,обновление активов  и использование энерго- и ресурсосберегающих технологий

благоприятный инвестиционный климат, заинтересован – ность  зарубежных финансовых институтов в  модернизации и развитии ЖКХ

низкий уровень конкурентоспособности  отрасли ЖКХ

отсутствие ликвидного залогового обеспечения, снижение конкуренто –способности сферы ЖКХ в результате не отрегулированных тарифов

возможность привлечения  иностранных инвестиций, развитие ГЧП

наличие отечественных  предприятии по производству товаров  для сферы ЖКХ

слабая материально-техническая база, отсутствие трансферта необходимых технологий

отсутствие стабильного  долгосрочного государственного заказа на научно – исследовательские и  опытно – конструкторские работы (далее – НИОКР), вероятность невозможности  практического применения технологий

использование зарубежного опыта по управлению жилищным фондом и проведению НИОКР, трансферт инновацион –ных технологий, развитие отечественного производства в сфере ЖКХ

применение дифференцированных тарифов

отсутствие долгосрочных тарифов от 5 и выше лет

рост инфляции, социальное недовольство населения

оказание государствен –ной поддержки социально не защищенным слоям населения

наличие опыта применения информационно-аналитических систем в иных отраслях

отсутствие достоверных  данных о техническом состоянии ЖКХ

неэффективное планирование средств, направляемых на развитие сферы  ЖКХ, отсутствие жестких рычагов  усиления финансовой дисциплины, вероятность  предоставления и получения некорректных данных

Формирование информацион  –но-аналитической системы мониторинга и контроля за состоянием объектов ЖКХ и выделяемых бюджетных средств


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Состояния  жилищного сектора.

 

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике в 2009 году, жилищный сектор республики насчитывает 267,8 млн. кв. метров общей площади, из них 261,4 млн. кв. метров или 97,6% жилья находится в частной собственности.Количество объектов кондоминиума в городских населенных пунктах составляет 172 164 единиц. По данным Министерства юстиции Республики Казахстан число зарегистрированных объектов кондоминиума составляет 14 687 единиц, или 8,5% к общему количеству объектов кондоминиума. Основной проблемой регистрации объектов кондоминиума является необходимость присутствия при регистрации всех собственников для письменного заверения размеров долей правообладателей в общей собственности.

Государственный контроль в области жилищного фонда осуществляется местным исполнительным органом (далее – МИО) посредством проведения проверки должностными лицами жилищной инспекции МИО общего имущества участников кондоминиума. Основными проблемами в деятельности жилищных инспекций являются:

отсутствие бюджетных программ, позволяющих финансировать обеспечение деятельности жилищных инспекций, и программы по проведению технологического обследования;

отсутствие нормативных правовых актов, детально регламентирующих деятельность жилищных инспекций;

не определен единый подход по созданию жилищных инспекций как структурных подразделений МИО.

Платежная дисциплина собственников квартир и помещений по-прежнему низка.

Собственники квартир  по различным причинам не осуществляют накопление денежных средств на капитальный  ремонт жилья, что приводит к ветшанию жилищного фонда, ускоряемое ненадлежащим его содержанием.

Предотвращение дальнейшего  разрушения зданий и их сохранение должны стать первоочередными мерами в жилищном секторе. По данным МИО 50,1 млн. кв. метров, или 32% от жилищного  фонда, относящегося к МЖД, требуют проведения отдельных видов ремонта, а 3,8 млн. кв. метров (2%) – это аварийное жилье, подлежащее сносу, как непригодное для проживания.

Кроме того, согласно данным Министерства по чрезвычайным ситуациям  Республики Казахстан (далее – МЧС) на сегодняшний день в республике имеется 414 жилых зданий повышенной этажности, на которых были предусмотрены проектом и оборудованы системы противопожарной защиты. При этом в 264 зданиях системы автоматической пожарной сигнализации и подпора воздуха в лифтовые шахты находятся в неисправном состоянии. В нерабочем состоянии находятся: системы дымоудаления – в 257 жилых зданиях; внутренний противопожарный водопровод – в 251 жилом здании.

Кроме того, в неудовлетворительном техническом состоянии находятся 622 школы, 305 больниц, 132 детских дошкольных учреждений,                           1481 общественное здание и сооружение и 459 зданий производственных предприятий, более чем на 1152 объектах социального и производственного назначения общей площадью 489 тысяч кв.м. требуются работы по сейсмоусилению.

Данные обстоятельства требуют приведение систем противопожарной  защиты жилых зданий и объектов социальной сферы повышенной этажности в  исправное состояние и сейсмоусиления.

Решение проблем жилищного  сектора невозможно без решения проблемы пассивности собственников квартир в управлении общим имуществом, сочетающейся с низким уровнем правового сознания и культуры населения по отношению к объекту кондоминиума. Предусмотренная в действующем законодательстве гражданско-правовая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей лицами, осуществляющими управление объектами кондоминиума, а также отдельных собственников помещений (квартир), не исполняющих или исполняющих ненадлежащим образом обязанностей по содержанию и эксплуатации общего имущества жилого дома, не позволяет эффективно решать проблемы содержания и ремонта многоквартирных домов.

Положительный опыт постсоциалистических стран свидетельствует о возможности  приведения взаимоотношений субъектов коммунального сектора и потребителей коммунальных услуг в такое соответствие, при котором государство практически не участвует в управлении ЖКХ, а рынок услуг является конкурентоспособным и саморегулируемым.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

По официальным данным износ инженерного оборудования в ЖКХ составляет 75%, при этом потери тепла при эксплуатации энергетического оборудования и систем энергоснабжения достигает 60% (при норме 16%), а темпы износа инженерных систем составляют 12% в год.

Отсюда –  постоянное снижение качества среды обитания населения, рост числа катастроф, что подтверждается авариями на коммунальных объектах во многих районах. За последние 10 лет количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло в 5 раз.

Проблемы проявляются в нарушении энергетической и экологической безопасности среды обитания, отсутствии нормального теплоснабжения зданий из-за зашлакованности, коррозии, разрегулировки, физического износа действующих инженерных систем отопления и тепловых сетей, кровли, подвальных помещений, стеновой и оконной теплоизоляции.

Отдельно следует  выделить проблему подготовки и переподготовки кадров в новых условиях реформирования ЖКХ, восстановление её основных фондов, расширенного нового строительства  и обслуживания инженерных сетей.

Информация о работе Проблемы финансирования жилищно-коммунального хозяйства из бюджета