Проблемы финансирования жилищно-коммунального хозяйства из бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить механизм финансирования ЖКХ, проблемы и пути их решения.
Задачи исследования:
- Характеристика жилищно-коммунального хозяйства в РК;
- Изучение проблемы финансирования жилищно-коммунального хозяйства на примере КСК "Наш дом";
- Определение путей решения проблем финансирования ЖКХ в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА В РК.
1.1 Проблемы финансирования жилищно-коммунального хозяйства из бюджета.
1.2 Структура жилищно-коммунального хозяйства.
1.3 Послание президента РК.
II. О ЖИЛИЩНО-КОМУНАЛЬНОЙ РЕФОРМЕ ИЛИ РАЗОРИТЕЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОМУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО.
2.1 Анализ инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ
2.2. Анализ сильных и слабых сторон текущей ситуации в ЖКХ
2.3 Состояние жилищного сектора
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

таня.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

                                СОДЕРЖАНИЕ  
ВВЕДЕНИЕ  
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО  
ХОЗЯЙСТВА В РК.  
1.1 Проблемы финансирования жилищно-коммунального хозяйства из бюджета.

1.2 Структура жилищно-коммунального  хозяйства. 
1.3 Послание президента РК.

II. О ЖИЛИЩНО-КОМУНАЛЬНОЙ РЕФОРМЕ ИЛИ РАЗОРИТЕЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОМУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО.

2.1 Анализ инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ

2.2. Анализ сильных и слабых сторон текущей ситуации в ЖКХ

2.3 Состояние жилищного сектора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ  
 
Актуальность исследования. Тема дипломной работы определена тем, что жилищно-коммунальный комплекс является важнейшей составляющей в системе жизнеобеспечения граждан, охватывает практически все население страны и в связи с этим занимает исключительное положение в ряду прочих отраслей экономики.  
В 1995-1996 годах в республике провели реформу жилищно-коммунальной сферы. Реформа прошла, но проблему сохранности жилищного фонда так и не решили. Никто не сомневается: жилищная проблема сегодня остра как никогда. Об этом говорят и в коридорах власти и тесных кухнях старых многоэтажек. Нормальная эксплуатация домов и выполнение условий договоров полностью невозможна. Дома без надлежащего ремонта быстро стареют. А городские власти ссылаются на то, что для финансирования ремонта из средств местного бюджета нет законодательных оснований. Сегодня Правительство РК инициирует новую программу на 2006-2008 годы, которая, на наш взгляд, также не решает многие проблемы функционирования жилищно-коммунальной сферы.  
Жилищно-коммунальное хозяйство РК на современном этапе представляет собой крупнейший многоотраслевой комплекс, который включает в себя жилищный фонд общей площадью около 3 млрд. кв.м, многопрофильную инженерную инфраструктуру, обеспечивающую поставку потребителям услуг тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, производство работ по уборке, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, благоустройству и озеленению территорий и др.  
В ЖКХ сохраняется солидарная ответственность органов власти различных уровней, хозяйствующих субъектов и контролирующих органов за стабильное, надежное и качественное предоставление услуг потребителям.  
Актуальность темы очевидна, но, несмотря, на это, по Казахстану нет статей и исследований по данному вопросу, кроме правительственных сообщений и отчетов о разрабатываемой программе дальнейшего реформирования жилищно-коммунальной сферы (ЖКС) в СМИ и на сайте Министерства индустрии и торговли, курирующего данную проблему.  
В статье "Правительство инициирует новую реформу в жилищно-коммунальной сфере" несколькими предложениями описана существующая ситуация с кооперативами собственников квартир (КСК) и предлагаемый Правительством проект Программы развития ЖКС на 2006-2008 годы, согласно которому расходы на проведение ремонта домов возлагаются на собственников квартир (один дом должен управляться своим органом правления, имеющим счет в банке, на который будут перечисляться средства от собственников квартир именно на нужды этого конкретного дома). [23] Притом вводится должность жилищного инспектора, который может подать в суд на собственника помещения, не исполняющего обязательства по долевому участию в содержании общего имущества кондоминиума. Участие государства в дальнейшем развитии жилищно-коммунальной сферы будет осуществляться только за счет средств местных бюджетов в части предоставления жилищной помощи малообеспеченным гражданам. Причем в эту помощь предполагается включить расходы на погашение и обслуживание кредита, взятого на капитальный ремонт общего имущества жилого дома.  
В статье "О проблемах жилищно-коммунальной сферы" зам начальника управления ЖКХ и жилищного строительства Министерства индустрии представлен анализ сложившегося положения в данной сфере и состояния жилищного фонда, проблемы КСК [21].Определен круг проблем и перечислены пять пунктов проекта Программы развития ЖКС.  
Объект исследования - жилищно-коммунальное хозяйство.  
Предмет исследования - финансирование ЖКХ на примере КСК "Наш дом".  
Цель исследования - определить механизм финансирования ЖКХ, проблемы и пути их решения.  
Задачи исследования:  
- Характеристика жилищно-коммунального хозяйства в РК;  
- Изучение проблемы финансирования жилищно-коммунального хозяйства на примере КСК "Наш дом";  
- Определение путей решения проблем финансирования ЖКХ в Республике Казахстан.  
Структура дипломной работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями по теме исследования.  
В первой главе дан анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства в Республике Казахстан.  
Во второй главе рассмотрены проблемы финансирования ЖКХ на примере КСК "Наш дом".  
В третьей главе определены возможные пути совершенствования финансирования жилищно-коммунального хозяйства в РК. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО  
ХОЗЯЙСТВА В РК.  

1.1 Проблемы  финансирования жилищно-коммунального  хозяйства из бюджета.

 

Бюджетная политика Республики Казахстан в сфере промышленности, строительства инедропользования направлена в настоящее время на со-вершенствование системы государственного управления минеральносырьевыми ресурсами в целях повышения эффективности их использования на основе глубокой и комплексной переработки добываемого сырья. Реализация бюджетной политики в данной сфере, в конечном счете, должна содействовать обеспечению устойчивого экономического роста и улучшения качества жизни народа. 
Роль бюджета в финансировании этой сферы заключается, во-первых, в содействии развитию тех направлений науки, которые обеспечивают высокотехнологические разработки и их внедрение в производство, во-вторых, в содействии подготовки высококвалифицированных научных и инженерных кадров. Значительна роль бюджета также в финансировании мероприятий, предусмотренных различными государственными программами в области развития промышленности, строительства и недропользования. 
Указом Президента РК № 958 от 19 марта 2010 г. была принята Госу-дарственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2014 годы, основной целью которой является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности. 
Формирование научно-инновационной инфраструктуры даст возможность бюджетного целевого инвестирования проектов, направленных на модернизацию промышленности и диверсификацию структуры отечественной экономики, а также выделение бюджетных средств на государственные программы по научно-техническому обеспечению приоритетного производства высокотехнологичной, импортозамещающей и экспортоориентированной продукции. 
В Бюджетном кодексе распределение направлений в расходовании средств на промышленность, недропользование и строительство в республиканском и нижестоящих бюджетах осуществлено с учетом назначений и выполняемых функций разных уровней бюджетной системы. 
В республиканском бюджете предусмотрено выделение средств на про-мышленность, недропользование, архитектурную, градостроительную и строительную деятельность. 
В областном бюджете, бюджете города республиканского значения, столицы предусмотрены расходы на организацию и контроль архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, кроме расходов, финансируемых из республиканского бюджета. На эти цели в бюджетерайонов Бюджетным кодексом не предусмотрено выделение функциональной группы расходов. 
Содержание государственной инвестиционной политики определяется необходимостью стимулирования притока прямых отечественных и иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики, рационального и эффективного использования государственных инвестиций и мобилизации внутренних сбережений. Для этого необходимо осуществление мер по совершенствованию действующей нормативной правовой базы, разработка четкого механизма стимулирования процесса привлечения инвестиций. 
Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности посредством выделения бюджетных средств на целевые бюджетныепрограммы и инвестиционные проекты. Сумма таких ассигнований предусматриваются ежегодно в расходах утверждаемых бюджетов.Предоставление средств за счет государственных инвестиций, выделяемых из республиканского бюджета на безвозмездной основе, осуществляется в соответствии с утвержденными приоритетными проектами по объектам промышленности, недропользования и строительства в рамках государственных и отраслевых программ. 
Основным механизмом финансирования инвестиционных программ является бюджетное кредитование, политика которого обуславливается требованиями, предъявляемыми процедурам принятия решений в области экономики. Поскольку целью бюджетного кредитования являетсяформирование и развитие конкурентной среды в отраслях экономики, то оно осуществляется по государственным или отраслевым программам развития и имеет временные рамки.

В соответствии с Посланием  Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 28.01.2011 г. в рамках ускоренной экономической модернизации одним из ключевых направлений развития выбранамодернизация ЖКХ. 
Жилищно-коммунальное хозяйство страны представляет собой много-профильную производственную структуру, включающую в себя такие виды деятельности, как жилищное хозяйство, электро-, теплои газоснабжение, водоснабжение и канализация, благоустройство городов и населенных пунктов, проведение санитарных работ и многое другое. Расходы бюджета по функциональной группе «Жилищно-коммунальное хозяйство» в республиканском бюджете предусмотрены в виде целевых инвестиционных трансфертов нижестоящим бюджетам. 
Другим направлением расходов государственного бюджета является строительство коммунального жилья, поскольку в соответствии с утвержденной Государственной программой развития жилищного строительства необходимо обеспечение доступности жилья всем слоям населения. Это обусловлено также наличием и возрастанием объемов ветхого и аварийного жилья, хотя жилищный фонд практически полностью находится в ведении частного сектора, что позволило создать в этой сфере конкурентные условия и осуществить переход к оплате за фактически использованные услуги. 
К особенностям организации финансов жилищно-коммунального хозяйства относятся: 
• отношения между эксплуатирующим жилищно-коммунальные фонды и собственником складываются, как правило, в виде аренды или найма; 
• коммунальное хозяйство осуществляет свою деятельность на основе самоокупаемости; 
• нет возможности за счет собственных источников осуществлять новое строительство, поэтому оно осуществляется за счет бюджетовсоответствующих территориальных единиц; 
• основываясь на самоокупаемости, не обеспечивается развитие хозяйства за счет самофинансирования (не только восполнение жилищно-коммунального фонда, но и капитальный ремонт, отсутствие которого приводит к потере фонда; не начисляется амортизация на реновацию); 
• все денежные средства, закрепляемые за коммунальным хозяйством, имеют строго целевое назначение — эксплуатация, содержание, благоустройство жилищно-коммунального фонда; 
• за каждым хозяйством закреплена определенная территория, жилищно-коммунальный фонд и все доходы от них остаются в распоряжении коммунального хозяйства. 
Согласно Бюджетному кодексу, финансирование расходов жилищно-коммунального хозяйства, учитывая специфичность его функционирования, осуществляется в основном за счет средств местных бюджетов. 
В бюджете города республиканского значения, столицы, района предусмотрены расходы на жилищно-коммунальное хозяйство по следующим направлениям: 
1) организация сохранения государственного жилищного фонда; 
2) инвентаризация жилищного фонда; 
3) обеспечение жильем отдельных категорий граждан в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан; 
4) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для госу-дарственных надобностей и связанное с этим отчуждение недвижимого имущества согласно законодательным актам Республики Казахстан; 
5) создание и реконструкция объектов водоснабжения, очистных, дренажных систем, канализационных, тепловых и электрических сетей, находящихся в коммунальной собственности; 
6) обеспечение санитарии населенных пунктов; 
7) содержание мест захоронений и захоронение безродных; 
8) освещение улиц в населенных пунктах; 
9) благоустройство и озеленение населенных пунктов; 
10) газификация населенных пунктов; 
11) мероприятия, направленные на поддержание сейсмоустойчивости жилых зданий, расположенных в сейсмоопасных регионах республики, в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

12) строительство жилья коммунального жилищного фонда; 
13) снос аварийного и ветхого жилья согласно законодательным актам Республики Казахстан. 
14) формирование расходов местных бюджетов по затратам на жилищно-коммунальное хозяйство осуществляется на основе планов развития столицы, городов, районных центров и других населенных пунктов, а также с учетом целевых программ. 
Развитие устойчивого жилищного строительства, в результате которого появляется возможность достаточно высокого уровня доступности в обеспечении жильем всех слоев населения страны, является главной целью, проводимой государственной жилищной политики. Для достижения цели жилищной политики государства предусматривается создание развитого сбалансированного, с точки зрения и предложения, и спроса, рынка жилья, формирование и эффективное функционирования рынка строительной индустрии. Одновременно с этими мерами, на основе повышения доступности ипотечного кредитования и развития системы жилищных строительных сбережений, намечается стимулирование подъёма и расширения индивидуального жилищного строительства, привлечение частного капитала жилищное строительство. 
Реализация целей жилищной политики осуществляется посредством выполнения утвержденной Государственной программы развития жилищногостроительства. На сегодняшний день реализуется Программа жилищного строительства в РК на 2011-2014 гг., утвержденная постановлением Правительства РК от 31.03.2011 г. Основной целью данной программы является комплексное решение проблем развития жилищного строительства,обеспечивающее доступность жилья широким слоям населения. 
Реализация Государственной программы развития жилищного строительства невозможна без привлечения внебюджетных инвестиций, без развития системы долгосрочного финансирования. В этих целях государством предусматривается принятие соответствующих мер по дальнейшей капитализации таких акционерных обществ, как «Казахстанская ипотечная кампания», «Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов» и «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана». 
Все эти меры, включая строительство коммунального жилья, направлены на обеспечение строительства доступного жилья для среднего класса и социально защищаемых слоев населения. В послании Президента РК от 28.01.2011 г. «Построим будущее вместе» отмечено, что за последние 10 лет жилищный фонд увеличился на 30 млн. кв. м. На протяжении многих лет коммунальный сектор финансировался по остаточному принципу. В результате к 2008 году 72% коммуникаций требовали ремонта или замены. В рамках «Дорожной карты» в 2009 и 2010 годах была проведена большая работа по ремонту объектов ЖКХ. Эта работа будет продолжена и в дальнейшем. 
Государство с привлечением международных финансовых институтов и наших банков предложит частным инвесторам, предприятиям и гражданам специальные инструменты совместного финансирования ремонта и реконструкции жилья и коммунальных объектов. Реализация программы модернизации ЖКХ позволит создать до 10 тысяч новых рабочих мест ежегодно. В целом в ее реализации примутучастие 1,5 миллиона человек — жители многоквартирных жилых домов. В связи с этим поручено Правительству разработать механизм стимулирования накопления и софинансирования ремонта и восстановления общего имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Структура  жилищно-коммунального хозяйства.

В настоящее время  производственная структура многопрофильного жилищно-коммунального хозяйства России включает в себя более 30 видов деятельности, ведущие из которых: жилищное хозяйство, электро-, тепло- и газоснабжение, водоснабжение и канализование сточных вод, гостиничное и банно-прачечное хозяйство, оказание ритуальных услуг, благоустройство. К объектам городского благоустройства относятся дорожные покрытия (булыжные, щебеночные, асфальтовые, асфальтобетонные, плиточные и др.), тротуары всех типов, мосты, путепроводы, эстакады, набережные, ливневая канализация, берегоукрепительные сооружения, зеленые насаждения (парки, сады, скверы, бульвары, газоны), уличное освещение, сооружения и средства по очистке городских улиц (проездов) от мусора и снега.

В системе жилищно-коммунального  хозяйства действует более 50 тыс. предприятий, в отрасли занято около 4 млн. человек. Несмотря на рост объемов услуг, работ и продукции, произведенных в отрасли, многие предприятия убыточны. Стоимость основных фондов составила на 01.01.98 г. более 580 млрд. руб. — четвертая часть национального достояния страны. Однако фонды изношены в среднем на 40%, а в отдельных регионах — на 60%, что зачастую приводит к различным аварийным ситуациям. Уровень надежности инженерных коммуникаций в 2,5-3 раза ниже, чем в европейских странах. В то же время только на поддержание жилищно-коммунальной сферы государство расходует почти 4% валового внутреннего продукта и до 30% общих расходов бюджета территорий.

В настоящее время  в строительном комплексе функционирует  более 156 тыс. организаций и предприятий, в том числе 135,5 тыс. строительных организаций; 9,2 тыс. предприятий промышленности строительных материалов и 11,8 тыс. проектно-изыскательских и научно-исследовательских организаций с численностью работников 6,4 млн. человек. Кроме того, 4,8 млн. человек работают в более чем 40 тыс. организаций и предприятий ЖКХ. Таким образом, общая численность работников отрасли сегодня составляет свыше 11 млн. человек.

Финансирование жилищно-коммунального  хозяйства в связи со спецификой его функционирования осуществляется прежде всего из бюджетов субъектов Федерации. Это расходы на капитальный ремонт жилого фонда; на покрытие убытков жилищно-эксплутационных организаций, занимающихся обслуживанием жилого фонда; разницы в тарифах на теплоэнергию, отпускаемую для отопления жилых домов; некоторые другие расходы.

 

 

1.3 Послание  президента РК.

Информация о работе Проблемы финансирования жилищно-коммунального хозяйства из бюджета