Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:32, реферат
К числу актуальных задач перестройки управления экономикой следует отнести разблокирование противоречий, накопившихся в сфере занятости. Решение этой важной проблемы связывается с усилением социальной направленности управления. Одним из важнейших социальных аспектов его радикальной перестройки является создание системы формирования эффективной занятости. Четкая ориентация на эффективную занятость как главный критерий политики занятости и один из важнейших показателей социально-экономического прогресса продиктована новыми требованиями производства к формированию и реализации трудового потенциала, необходимостью кардинального улучшения организации использования трудовых ресурсов, отбора, подготовки, переподготовки и трудоустройства кадров.
Данный факт
со всей очевидностью свидетельствует
о том, что вопреки всем ожиданиям
масштабы скрытой безработицы в
экономике не только не сократились, но
и заметно возросли, использование рабочей
силы было нерациональным, а падение уровня
производительности труда стало одной
из характерных черт общего кризиса экономики.
В условиях развитого
рыночного хозяйства при
В современной России
ныне иные условия: 80% экономики находится
в собственности государства, народное
хозяйство высоко монополизировано, что
исключает нормальную конкуренцию. Монитаристкие
методы управления экономикой, оказавшиеся
в этих условиях малоэффективными, позволяют
государственным предприятиям перекладывать
на плечи потребителя путем повышения
цен любые издержки, включая оплату лишнего
персонала. Как следствие, процессы высвобождения
работников зависят не от объективных
обстоятельств (спада объемов производства),
а от произвольных действий правительства
и банковских структур (предоставление
льготных кредитов, субсидий государственным
предприятиям, что спасает от банкротства
даже самые неэффективные). В результате
динамика безработицы становится малопредсказуемой,
поэтому и не оправдались практически
все прогнозы, сулившие безработицу из-за
глубокого спада производства.
Среди причин подобного
развития событий следует прежде
всего назвать повышение роли
трудовых коллективов в управлении
государственными предприятиями, что
неизбежно сопряжено с усилением давления
на администрацию "снизу" с целью
сохранения численности занятых (или увеличения
зарплаты). Далее, несмотря на увеличение
зарплаты, труд все еще остается относительно
дешевым фактором производства, что способствует
росту спроса на него. Наконец, еще не действует
в полную силу механизм банкротства нерентабельных
и убыточных предприятий. Последнее означает,
что относительно стабильный уровень
занятости в экономике фактически обеспечивается
за счет бюджетных средств. Сохранению
внутрифирменной безработицы также способствует
ряд факторов качественного характера:
во-первых, объективная
необходимость сохранения трудового
потенциала предприятия, который может
быть востребован в результата восстановления
старых хозяйственных связей и налаживании
новых;
во-вторых, при
наличии возможности
наконец, в-третьих,
представление компенсационных
выплат работникам предприятий, находящимся
в вынужденных отпусках, без сохранения
зарплаты. По объективным причинам
в связи с задержкой платежей
за отгруженную продукцию или
выполнение услуги (работы), трудностями
сбыта, отсутствием сырья и материалов,
комплектующих ухудшается финансовое
состояние предприятия, и администрация,
отправляя работников в вынужденные отпуска,
обращается в местную службу занятости
с просьбой о выделении финансовых средств
на возвратной или безвозвратной основе.
Безработица
Теперь мы столкнулись
с реальным существованием безработицы,
"принципиально недопустимой"
в соответствии с установками
тоталитарного государства.
С 1 июля 1991 года
обрели силу социальные гарантии безработным,
предусмотренные
Говоря об идеологии,
положенной в основу российской политики
занятости, нужно отметить, что законодательство
признает безработицу главным образом
как право человека подыскивать
себе подходящую работу, а не как закономерный
процесс формирования и функционирования
развитого рынка труда. Закон действует
от трудоустройства: человеку, зарегистрированному
в службе занятости, в первую очередь предлагают
работу и, если она окажется подходящей,
направляют его туда. Необоснованный с
точки зрения администрации органов занятости
отказ от предложенной работы приводит
к тому, что выплата пособия по безработице
откладывается. Если подходящей работы
нет, то законодатель стремится занять
зарегистрированного безработного на
временных работах, вводя институт, так
называемых, общественных работ или предлагает
переквалификацию с гарантией последующего
трудоустройства. И только в крайнем случае,
когда все возможности обеспечить занятость
исчерпаны, безработный получает пособие.
Таким образом, предложена к реализации,
апробированная на западе социально-демократическая
модель регулирования занятости и безработицы,
расчитанная на активную политику на рынке
труда. Стержнем ее является высокоразвитая
служба трудоустройства, располагающая
достаточным банком вакансий, и система
профориентации высвобождаемых работников
и безработных. Но инфраструктура нашего
еще только формирующегося рынка труда
этим не располагает.
Пока можно
говорить о переходном характере безработицы.
Нынешняя безработица еще не отражает
общих процессов функционирования рыночной
экономики, она является результатом развала
отживающих хозяйственных и управленческих
структур со всеми вытекающими отсюда
последствиями. Возник целый ряд социально-психологических
проблем,6 связанных с изменением социального
статуса и материального положения людей,
профиля и места работы, угрозы потери
престижа, в том числе в глазах близких
и знакомых. Многие опасаются вполне правомерной
неудачи при новом выборе, особенно в сфере
профессионального самоопределения, а
также снижения уровня жизни при опережающем
социальные выплаты повышение цен на предметы
потребления и услуги. Все это создает
обстановку неуверенности в будущем, а
зачастую и протеста против тех условий
и сил, которые привели людей к безработице.
И все же безработица
имеет гораздо более глубокие
обоснования, определяющиеся всем ходом
социально-экономического развития. Можно
сказать, что она - не только результат
перехода к рынку труда, но и условие
эффективной занятости. Безработицу нельзя
сводить лишь к проблеме социальной защиты.
Это фактор, воздействующий на повышение
реальной заработной платы и престижа
высокопроизводительного эффективного
труда.
Государственная
политика занятости
Переход от централизованно-плановой
системы управления экономикой к рыночной
системе хозяйствования неизбежно приводит
к обострению проблемы занятости, возникновению
и расширению безработицы, что объективно
требует разработки государственной политики
занятости и механизма ее реализации,
включая социальную поддержку безработных.
Общество, формирующее
в экономике рыночные отношения,
признает безработицу в качестве
спутника этой системы. В этих условиях
содержание полной занятости сводится
не к максимальному вовлечению трудоспособного
населения в сферу общественного производства,
а к определенным принципам обеспечения
занятости трудоспособного гражданина,
приносящей ему доход как наемному работнику
либо как предпринимателю.
Система регулирования
занятости посредством
Регулирующая
функция государства состоит
в том, чтобы максимально сблизить
спрос на наемную рабочую силу
(со стороны работодателей) и предложения
трудоспособного населения. Причем сближение
и сбалансированность необходимо обеспечить
не только по количеству и качественной
структуре, но и во времени и пространстве,
на макроуровне и на микроуровне. В силу
регулирования занятости объектом микроуровня
является предприятие, как первичное звено
экономики, и город (населенный пункт),
как первичное звено территории, жители
которого характеризуются общностью интересов
в реализации права каждого из них на трудовую
деятельность.
Исходным пунктом
правительственной стратегии
Концепция государственной
политики занятости должна базироваться
на критериях экономической
Функция регулирования
занятости, будучи частью формирующейся
системы регулирования
По моему мнению,
состав центральных органов
Разработка и
реализация политики занятости населения
во многом зависит от взаимодействия
органов государственной службы
занятости "по вертикали" и "по
горизонтали" индивидуализированных
субъектов рыночных отношений в сфере
занятости населения - работодателя и
наемного работника (трудоспособного
лица, ищущего работу), интересы которого
представляют соответственно ассоциации
(союзы) работодателей и объединения профсоюзов.
В современных условиях "ахиллесовой
пятой" является слабое взаимодействие
органов государственной службы "по
горизонтали" с региональными структурами
исполнительной власти. Важное значение
приобретает взаимодействие региональных
центров занятости населения, предприятий
и организаций с учреждениями образовательной
системы по поводу профессионального
обучения и переподготовки кадров (работающих
и незанятых) на договорной основе. Эффективное
взаимодействие заинтересованных субъектов
и организации этого процесса будет способствовать
нормальному функционированию рынка рабочей
силы, приспособляемого к требованиям
рынка рабочих мест. Поставленная во главу
угла государственной политики занятости
цель - минимизировать на социально допустимом
уровне безработицу на основе сокращения
спада производства, его стабилизации
и последующего роста - может быть достигнута
при условии разработки и реализации экономического
механизма обеспечения занятости населения
и функционирования так называемого внешнего
рынка труда.