Принципы организации бухгалтерского учета и их дальнейшее развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку:
а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;
б) закрепляет обязанность юридических лиц вести бухгалтерский учет;
в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.

Содержание

Введение
1.Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ……………………………………………………………2
1.2Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ……………………………3
1.3 План счетов бухгалтерского учета………………….5
1.4 Методические указания, инструкции,рекомендации и другие аналогичные документы,рабочие документы организаций…………………………………………………6
2.Базовые принципы бухгалтерского учета в РФ………..8
2.1.Основные задачи бухгалтерского учета………….18
3.Реформирование бухгалтерского учета в РФ…………..20
Заключение
Список литературы………………………………………….23

4.Практическое задание……………………………………..24

Работа содержит 1 файл

osnova.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

Принципы  организации бухгалтерского учета и их дальнейшее развитие. 
 

Введение 

1.Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ……………………………………………………………2 

    1.2Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ……………………………3 

   1.3 План счетов бухгалтерского учета………………….5 

     1.4 Методические указания, инструкции,рекомендации и другие аналогичные документы,рабочие документы организаций…………………………………………………6 

 2.Базовые принципы бухгалтерского учета в РФ………..8 

       2.1.Основные задачи бухгалтерского учета………….18 

 3.Реформирование бухгалтерского учета в РФ…………..20 

 Заключение 

Список литературы………………………………………….23

 

4.Практическое задание……………………………………..24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Нормативная база регулирования в РФ 

    21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят специальный Федеральный закон "О бухгалтерском учете", который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.

    Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку:

    а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;

    б) закрепляет обязанность юридических  лиц вести бухгалтерский учет;

    в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.

    Закон "О бухгалтерском учете" состоит  из трех разделов и 19 статей.

    В первом разделе "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество  организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).

    Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.

    Ответственность за организацию бухгалтерского учета  в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.

    Во  втором разделе "Основные правила  ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

    В третьем разделе "Основные правила  составления и представления  бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета. 
 

1.2 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации 

    Данный  нормативный документ ввиду его  значимости подвергается постоянной переработке.

    Положение следует отнести к нормативным  документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать Закон о бухгалтерском учете.

    Положение включает шесть разделов.

    В разд. I "Общие положения" определены порядок организации и ведения  бухгалтерского учета, составления  и представления бухгалтерской  отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. Указывается, в частности, на обязанности Министерства финансов РФ по разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету, на ответственность руководителя за организацию учета в организации, его права на создание бухгалтерской службы, введение в штат должности бухгалтера, на осуществление бухгалтерского учета сторонними организациями или на осуществление учета самим руководителем. В этом же разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.

    В разд. II "Основные правила ведения  бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и капитальных и финансовых вложений).

    В разд. III "Основные правила составления  и представления бухгалтерской  отчетности" указаны состав бухгалтерской  отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской  отчетности (по незавершенным капитальным  вложениям, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальным активам, сырью, материалам, готовой продукции и товарам, незавершенному производству и расходам будущих периодов, капиталу и резервам, расчетам с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку) организации).

    В разд. IV "Порядок представления  бухгалтерской отчетности" указывается, в какие сроки, по каким адресам  и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями  различных правовых форм.

    В разд. V "Основные правила составления  сводной отчетности" излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.

    В разд. VI "Хранение документов" определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций. 
 
 
 
 
 

    1.3 План счетов бухгалтерского учета 
 

    В системе нормативного регулирования  План счетов занимает промежуточное  место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно - правового характера. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.

    План  счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

    Инструкция  по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

    С 1 января 2001 г. в России действуют  новые План счетов бухгалтерского учета  и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. N 94н. План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно - правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.

    На  основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов РФ вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

    Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации  могут уточнять содержание отдельных  из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.

    Порядок ведения аналитического учета устанавливается  организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных  актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, материалов и т.п.). Новые хозяйственные образования (например, малые предприятия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокращается количество применяемых счетов.

    В едином Плане счетов счета сгруппированы  в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов - в каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте. Вначале отражены разделы со счетами имущества, необходимого для производственного процесса (разд. I "Внеоборотные активы", разд. II "Производственные запасы"). Затем показаны разделы со счетами издержек производства, готовой продукции и товаров, денежных средств и расчетов (разд. III - VI). Таким образом, в первых шести разделах сгруппированы счета имущества и процессов в сферах производства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности - от труднореализуемого к легкореализуемому.

    Обязательства организации отражены в разд. VI. В  последующих разделах отражены капитал  и финансовые результаты организации (разд. VII, VIII). 
 
 
 
 
 

1.4 Методические указания, инструкции,

рекомендации  и другие аналогичные документы,

рабочие документы организаций 
 

    Методические  указания, инструкции, рекомендации в  системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета относятся  к документам третьего уровня. Они  призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т.е. в Законе "О бухгалтерском учете" и положениях по бухгалтерскому учету.

    Нормативные документы третьего уровня разрабатываются  различными министерствами и ведомствами. Ниже приведен перечень основных нормативных документов третьего уровня:

    - Методические указания по инвентаризации  имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Министерства финансов  РФ от 13 июня 1995 г. N 49 (с изменениями на 8 ноября 2010 года));

    - Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 20 июля 1998 г. N 33н (в ред. Приказа Министерства финансов РФ от 28 марта 2000 г. N 32н)); 24.12.2010 № 186н.

    - Методические указания по бухгалтерскому  учету материально - производственных запасов (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н);

    В системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета рабочие документы  конкретной организации относят  к четвертой группе.

    Основными рабочими документами конкретной организации являются:

    - документ по учетной политике  предприятия;

    - утвержденные руководителем формы  первичных учетных документов;

    - графики документооборота;

    - утвержденный руководителем план  счетов бухгалтерского учета;

    - утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

    Основы  формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной  политики организации установлены  Положением по бухгалтерскому учету "Учетная  политика организации" ПБУ 1/08, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2008 N 106н, в редакции Приказов Минфина РФ от 11.03.2009 N 22н, от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н). Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

Информация о работе Принципы организации бухгалтерского учета и их дальнейшее развитие