Принцип периодичности предоставления бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение сущности бухгалтерской отчетности предприятия, а также основных принципов ее представления. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-раскрыть сущность отчетности предприятия;
-охарактеризовать виды бухгалтерской отчетности по периодичности представления;
-рассмотреть принципы периодичности представления бухгалтерской отчетности;

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Часть 1. Теоретическая часть…………………………………………………….3
1. Бухгалтерская отчетность: сущность, нормативное регулирование, общие требования к составлению…………………....................………………………..4
2. Виды бухгалтерской отчетности по периодичности представления…...…10
3. Принципы представления бухгалтерской отчетности………………….......13
4. Цели совершенствования бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации……….......…………….17
Часть 2. Практическая задача………………………………………………..….23
Заключение…………………………………………………………………….. 101
Список использованных источников……………..…………………………...103

Работа содержит 1 файл

kursovaya bfo.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

     Организации обязаны хранить бухгалтерскую  отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Состав бухгалтерских документов и конкретные сроки их хранения регламентируются Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, утвержденным Федеральной архивной службой России 06.10.2000 (без номера).

     Перечень  предназначен для использования в качестве основного нормативного документа при определении сроков хранения и отборе на хранение и уничтожение документов. Извлечение из Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения документов по бухгалтерскому учету и отчетности приведено в таблице 1.

     Таблица 1

     Сроки хранения бухгалтерской отчетности в организациях

Вид документа Срок хранения документа Примечание
Бухгалтерские балансы и отчеты, документы (приложения к балансу, пояснительные записки) к ним:

-сводные годовые

-годовые

-квартальные

-месячные

 
 
 
Постоянно

Постоянно

5 лет  *

1 год  **

* При отсутствии  годовых – постоянно;

** При  отсутствии годовых и квартальных  - постоянно

Передаточные, разделительные, ликвидационные балансы и документы к ним Постоянно  
Документы (протоколы, акты, заключения) о рассмотрении и утверждении балансов и отчетов Постоянно  
Отчеты (декларации) по налогам:

-годовые

-квартальные

-месячные

 
Постоянно

5 лет  *

1 год  **

* При отсутствии  годовых – постоянно;

** При  отсутствии квартальных – 5 лет

 

     4. Цели совершенствование  бухгалтерского учета  и составления 

     бухгалтерской отчетности в Российской Федерации 

     На  протяжении последних лет в России реализуются меры по реформированию бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с международной практикой учета и отчетности. В июле 2004 г. была опубликована Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная Приказом Министра финансов РФ от 1 июля 2004 г. №180, разработанная по решению Правительства Российской Федерации, направленная на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям. 

     В сентябре 2004 г. для достижения целей Концепции утвержден План мероприятий Министерства финансов России на 2004 – 2007 гг. по ее реализации (Приказ Минфина России от 16.09.2004 №263). Концепция подготовлена при активном участии Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы по финансовым рынкам, Центрального Банка РФ, Федеральной службы государственной статистики.

     Это не первый подобный документ в истории  реформирования отечественного бухгалтерского учета. В конце 1997 г. увидела свет «Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике» (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.). Через два с лишним месяца появилась «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283). Именно с этого момента бухгалтерской общественности было официально объявлено о том, что страна идет к применению Международных стандартов финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards), а точнее сказать к применению Международных стандартов учета и финансовой отчетности. В новом документе подведены итоги предыдущего этапа реформирования и намечены  новые рубежи, которые нам предстоит достигнуть. Что касается итогов, то сделано действительно немало: это и перевод ряда крупнейших предприятий на консолидированную отчетность по МСФО, и формирование рынка аудиторских услуг, и возникновение профессиональных некоммерческих объединений7.

     В рамках реализации правительственной  Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности вступил в действие ряд новых  Положений по бухгалтерскому учету, который закрепил ряд новых правил бухгалтерского учета, введены совершенно новые понятия – отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы, постоянные налоговые обязательства, условный расход и др.

     Для организации как юридического лица стало обязательным применение российских правил по формированию бухгалтерской отчетности (это практика европейских и других стран), а для организации как головной организации – МСФО или других международно-признанных правил при формировании консолидированной финансовой отчетности. В первом случае законодательной базой является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (норма также вытекает из Конституции Российской Федерации, ГК РФ и других законов), во втором случае такой базой должен стать Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», который проходит весьма длительное согласование.

     В концепции отмечены следующие серьезные  проблемы, причем самое неприятное, что эти проблемы сыграют свою роль и в будущем. К ним относятся: 

     -отсутствие  официального статуса бухгалтерской  отчетности по МСФО, и в то  же время неоправданно высокие  затраты на подготовку консолидированной  финансовой отчетности по МСФО  у тех организаций, которые  ее формируют;

     -формальный  подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов к принципам и требованиям бухгалтерского учета;

     -административное  бремя хозяйствующих субъектов  по представлению избыточной  отчетности и ведению налогового  учета;

     -слабость  систем контроля качества бухгалтерской  отчетности (в том числе невысокое качество аудита) и низкий уровень профессиональной подготовки бухгалтеров;

     -недостаточность  участия профессиональных общественных  объединений в регулировании  бухгалтерского учета. 

     Сложившаяся на сегодняшний день система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации.

     Следует заметить, что ведущую роль в обновлении нормативной базы в свете Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности играли переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность, регулирование финансового учета, органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями, взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании. Эти же положения перешли и в новую Концепцию, направленную на решение этих и многих других задач, связанных с переходом российских организаций на МСФО.

     Реализация  концепции направлена на повышение  инвестиционной привлекательности  и конкурентоспособности российского  бизнеса, а также способствовать его выходу на международный рынок капитала. Процесс реализации концепции разбит на два этапа: 2004–2007 гг. и 2008–2010 гг. На первом этапе на МСФО переведут общественно значимые субъекты (открытые акционерные общества и иные организации, имеющие публично обращающиеся ценные бумаги, финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц и т. д.).  Объявлено, что планируется утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Но, как известно, Минфин не один раз говорил, что новые ПБУ он писать не будет, а будет совершенствовать уже принятые. Между тем, имеющихся в наличии стандартов недостаточно для того, чтобы охватить все стороны учета и привести их в соответствие с МСФО. При этом регулирование учета оставлено за этим Министерством. Для одобрения стандартов будет создан специальный орган в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. На втором этапе намечен обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов. Будет произведена оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).

     На  протяжении всего периода намечено повышать и укреплять роль профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской  и аудиторской профессии.

     Важной  особенностью МСФО является то, что  официально они не являются обязательными  для применения. Те стандарты, которые разрабатывает и утверждает Совет по МСФО, не являются нормативными документами ни в одной стране. Да и Совет по МСФО (International Accounting Standards Board (IASB), как и ранее Комитет по МСФО (International Accounting Standards Committee (IASC) – это независимые организации, не «встроенные» в административную структуру какой-либо страны.

     Все эти годы, когда в России шли  споры о том, переводить российские предприятия на МСФО или не переводить, среди зарубежных фирм поголовного перехода на МСФО вовсе не наблюдалось. Во всем мире МСФО – дело добровольное, за их неприменение никого не наказывают. Интересно, что если российской фирме не нужно размещать ценные бумаги на открытом рынке, а она будет составлять отчетность по МСФО, это может дать налоговым органам повод считать данные затраты необоснованными, так как это расходы, не связанные с получением дохода. По крайней мере, такой подход весьма вероятен.

     Если  Россия планирует составлять отчетность по МСФО, а также максимально приближать российские стандарты и методические материалы к МСФО, она должна будет так или иначе «воспроизвести» эту же систему: постоянно действующий орган, переводы, анализ и т.д. И здесь начинаются организационные проблемы8.

     Отчетность  считается составленной по МСФО только в том случае, если имеется официальный перевод на русский язык, подписанный Советом по МСФО. Это платная процедура, и Российская Федерация (как и любое другое государство) должна перечислить за это роялти. Все остальные переводы, даже самые совершенные, в расчет не принимаются. Официальный перевод на данный момент (декабрь 2004 г.) Советом по МСФО не подписан. Отсутствие такого перевода не дает возможности бухгалтеру официально ссылаться на русский вариант текста МСФО, даже переведенный им лично или уполномоченным на то органом РФ. Важно не только, чтобы подписали официальный перевод стандартов, но и чтобы могли вовремя переводить и подписывать переводы всех изменений, вносимых в стандарты. 

     В настоящий момент страна стремится  перейти на стандарты, которые невозможно видеть в официальном переводе – их просто нет. Работа в этом направлении ведется, но даже после опубликования необходимо некоторое время, для того чтобы сотни тысяч бухгалтеров могли ознакомиться с этими документами и научиться их применять. Так что для начала нам стоит хотя бы прочитать эти стандарты, и желательно в более позднем переводе. Это, кстати, далеко не маловажный вопрос. Ведь знаменитое ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» основано на МСФО 12 «Налоги на прибыль», который к моменту выхода российского стандарта уже существенно изменился. Вопрос, будут ли внесены изменения в ПБУ 18/02 при этом даже не обсуждается. Или другой пример: в настоящее время при учете товарно-материальных запасов не применяется метод LIFO, который в нашей стране никто не собирается отменять. Так что, если уж мы и движемся к МСФО, то хотелось бы знать, к какому именно варианту: 1998, 2000, 2004 или иного года.

     В заключение хотелось бы сказать, что  МСФО регулируют порядок и принципы составления корпоративной отчетности и при этом не регулирует вопросов техники ведения учета, т. е. не предписывает бухгалтеру ни плана счетов, ни проводок, ни правил отражения операций в регистрах, ни порядка заполнения первичных документов. Это в любом случае прерогатива национального законодательства и самого бухгалтера.  
 

 

Информация о работе Принцип периодичности предоставления бухгалтерской отчетности