Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:07, контрольная работа
Рынок аудиторских услуг – один из самых молодых рынков в России. Существует он всего лишь полтора десятка лет. Дефицит знаний об аудите, все еще характерный российским руководителям, порождает ложное представление о деятельности аудиторских компаний.
Введение
3
1. Возникновение аудита
5
2. Становление и развитие аудита в России
12
Заключение
20
Список литературы
22
В 50-х гг. XX в. была осознана необходимость тщательного изучения аудитором особенностей бизнеса клиента.
Для 60-70-х гг. характерно большое число судебных дел, возбужденных против аудиторов, а также перенос акцента с проведения проверки на оказание консультационных услуг.
В 80-е гг. происходит дальнейшие слияние фирм.
В настоящее время одной из преобладающих концепций аудита является стандартизация всех существенных моментов контроля, рассмотрения, тестирования, учета и представления информации.
Сейчас можно услышать мнение, что аудит переживает серьезный кризис. Это выражается в сомнениях, возникающих в связи с эффективностью аудиторских проверок. Заключения аудиторов по отчетности подтверждают то, что происходило на предприятии несколько месяцев назад. Но за время проверки вся хозяйственная деятельность может претерпевать значительные изменения.
По всей видимости, аудиторы следующего периода его развития должны не столько оглядываться назад, сколько смотреть вперед: будет ли существовать фирма-клиент в течение обозримого будущего?
2. Становление и развитие аудита в России
Отмена крепостного права в России, подъем промышленного производства, распространение акционерных обществ, рост финансовой культуры в стране создали предпосылки для возникновения финансового контроля. Как это часто бывает, все началось с несчастья. В 1891 г. семнадцать губерний охватил страшный голод. Чтобы помочь голодающим, в Москве организовали выставку. При этой выставке, с разрешения Министерства внутренних дел, был созван I съезд счетоводов. В числе его постановлений было и постановление об открытии Общества счетоводов. 10 января 1892 г. выставка и съезд закончили работу; 17 февраля был подписан проект устава Общества счетоводов, а 26 июня устав уже был утвержден.
Ближайшей задачей Общества стало образование особой группы сведущих и благонадежных лиц, которые будут называться "присяжными счетоводами" и которым будет поручаться обревизование различных счетоводств, экспертиза и организация правильной бухгалтерии на частных и общественных предприятиях. Этим учреждением все счетоводы объединяются, под началом Министерства финансов, в одну корпорацию (присяжных бухгалтеров), состоящую из членов, обладающих общеобразовательным и специально-техническим цензом. 30 декабря 1894 года были приняты "Правила о членах - присяжных счетоводах Общества".
Первые присяжные счетоводы Общества были выбраны 30 декабря 1894 г. В это же время были подготовлены материалы для проекта "Положения об Институте присяжных счетоводов", которым было определено, что данная организация находится в ведении Министерства финансов и что ее деятельность распространяется на всю Россию.
В августе 1898 г. состоялся III съезд счетоводов, на котором были даны четкие определения практического, научного и нравственного цензов. Например, практический ценз доказывался аттестатом о занятии самостоятельной должности по счетоводству в качестве бухгалтера или преподавателя счетоводства: а) для присяжных счетоводов - не менее 5 лет; б) для счетоводов - не менее 2 лет; в) для кандидатов - не менее 3 месяцев.
Научный ценз доказывался свидетельством о знании счетоводства. При этом требовалось: а) от кандидатов - знание курса основного счетоводства; б) от счетоводов - сверх основного, знание одной из специальных отраслей счетоводства; в) от присяжных счетоводов - сверх основного, знание не менее трех специальных отраслей счетоводства.
Нравственный ценз доказывался протоколом об избрании в члены-присяжные или в кандидаты закрытой баллотировкой большинством голосов. В отношении нравственности предъявлялись достаточно строгие требования. Например, в проекте "Об Институте бухгалтеров и присяжных счетоводов Империи", предложенном Обществом для распространения коммерческих знаний, в качестве обязательного условия для вступления в члены Института выдвигались "неопороченная по суду честь и доброе имя".
Вся эта работа проводилась усилиями замечательного русского бухгалтера Федора Венедиктовича Езерского (1836-1916), который очень хотел, чтобы присяжные бухгалтеры, или, как он предпочитал говорить, присяжные счетоводы, повторяли британских аудиторов.
И хотя все одобряли его начинание по созданию Института бухгалтеров и присяжных счетоводов Империи, тем не менее, дело остановилось.
Через несколько лет снова начал дискутироваться вопрос о создании Института. В 1896 г. в Совет Общества от министра финансов поступило предложение об образовании Комиссии под председательством члена Совета П.П. Цитовича для разработки окончательного проекта положения об Институте. Но и этот проект из-за отрицательного влияния консервативной прессы не был утвержден Государственным Советом.[5]
Следующий всплеск интереса к аудиту был в годы нэпа, когда существовал Институт государственных бухгалтеров-экспертов. ИГБЭ был создан в 1924 г. Его задачи определялись как содействие правильной постановке в стране счетоводства, а также проведение экспертиз по всякого рода вопросам счетоводства и отчетности по требованию государственных органов. Деятельность института носила замкнутый характер, поскольку весь накопленный в процессе работы материал представлялся в виде заключений и докладов в Центральные бюро ИГБЭ, а затем отправлялся в хранилища. Соответственно все обнаруженные недочеты и достижения в области постановки счетоводства и отчетности не публиковались.
К 1928 г. Институт и его сотрудники получают международное признание. Один из самых знаменитых бухгалтеров ХХ в. Р. Монтгомери, будучи избранным Президентом III Международного конгресса, пригласил представителей ИГБЭ как для участия в разработке программы Конгресса, так и в его работе.
Однако тут и выяснились два обстоятельства, делавшие институт нежизнеспособным:
· несовершенство человеческой природы. В "Вестнике ИГБЭ" были напечатаны шумные статьи о взятках среди сотрудников ИГБЭ;
· непонимание государственными людьми и почти всем обществом того, что такое коммерческая тайна.
С 1930 г. независимые проверки - прообраз аудиторских - перестали существовать.[6]
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы о причинах провала попыток создания институтов присяжных бухгалтеров и профессии аудитора в дореволюционной России и СССР:
1. Люди стремятся к равенству и совсем не хотят, чтобы кто-то из коллег выделялся из общей массы, а независимый финансовый контроль как раз и предполагает такое выделение - формирование счетной аристократии.
2. Предприниматели не хотят, чтобы кто-то посторонний знакомился с их деятельностью.
3. Вхождение в члены Института предполагает сдачу экзаменов для получения аттестата, но бухгалтер, имеющий стаж практической работы, отрицательно относится к экзаменам и считает, что подобное испытание унижает его честь и достоинство.
4. Администратор искренне считает, что платить контролеру безнравственно; а если, получив плату, контролер пишет о злоупотреблениях того самого администратора, то это воспринимается как вопиющая непорядочность.
Все эти факторы и послужили причиной исторической сложности процесса становления аудита в России.
История становления современного аудита в России начинается в 1987 г., когда в стране стали создаваться первые кооперативы и частные фирмы, возникли совместные предприятия, в уставном капитале которых имелась доля, принадлежащая иностранным инвесторам.
Таким образом, в 1987 году в стране наметились новые тенденции перехода от командной системы экономики к рыночной. В этих условиях в стране стали создаваться кооперативы, частные фирмы, совместные предприятия, они не являлись собственностью государства. При переходе на рыночные методы хозяйствования изменились формы контроля государства за предпринимательской деятельностью. Сейчас каждое предприятие становится самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны вышестоящих министерств и ведомств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжения после уплаты налогов и других обязательных платежей. Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесение амортизационных отчислений, коммерческих и командировочных расходов на результаты хозяйственной деятельности предприятия, и те, руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные платежи.
Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчётность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве. Обязанность предприятия вести учёт своего имущества и совершённых хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызвало необходимость независимого вневедомственного финансового контроля-аудита. Налоговые органы, на которые законом возложена проверка деятельности предприятий, осуществляет её по мере необходимости лишь в пределах своей компетентности. Поэтому возникла необходимость создания специального управления или службы, которая взяла бы на себя эти обязанности.
В это время таким правом обладало только Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов СССР. В положении об этом управлении было записано, что оно осуществляет ревизию государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций. Однако о совместных предприятиях там не упоминалось.
Такого рода услугами занимались хозрасчетный финансово-экономический центр НИФИ, хозрасчетная консультационная фирма «Финансы» при Тбилисском горисполкоме, кооперативы «ТООК» при Минфине Эстонской ССР, «ОРКОН» при Ленинградском объединении бытовых услуг «Невские зори», «Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме и др. Некоторые фирмы специализировались на предоставлении консультационных услуг. Специфической чертой этих фирм являлось то, что они были созданы при различных государственных структурах.
Первой российской аудиторской организацией можно считать фирму «Инаудит», созданную в 1987 г. Однако она тоже не могла считаться независимой, поскольку ее учредителями выступали Министерство финансов - 55% уставного капитала, Министерство торговли - 10% и т. д.[7]
Деятельность этой аудиторской фирмы сводилась к следующему: проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности, получать и проверять всю необходимую документацию, а также, в случае необходимости, разъяснения должностных лиц; получать сведения о деятельности проверяемых предприятий от третьих лиц: Госбанка, иных кредитных учреждений, других связанных с ним предприятий и организаций; учреждать свои представительства; поддерживать профессиональные контакты с инофирмами; публиковать отчетность как в России, так и за рубежом, оказывать консультационные услуги по постановке бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля и т. д.
1990 г. - время создания подлинного аудита в нашей стране. Принятие в этом году ряда законов ("О предприятиях в СССР", "О собственности в СССР", закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности") позволило создавать аудиторские фирмы в форме товариществ с ограниченной ответственностью, что предоставило возможность снизить размер уставного капитала, число членов товарищества, проводить отдельные виды работ на дому. В это время были зарегистрированы такие аудиторские фирмы, как Контакт, Руфаудит и др. Их учредительные документы предусматривали проведение проверок финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения достоверности и реальности их финансовой отчетности; предоставление консультаций по вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности.
В это же время на рынке России появилась «большая шестерка», которая контролировала большую часть аудиторского рынка в России. Первым в январе 1990 г. было образовано совместное предприятие Эрнст энд Янг Внешаудит. Предметом его деятельности стало проведение проверок на совместных предприятиях, а также на любых предприятиях, фирмах, организациях по их просьбе, вне зависимости от их расположения или принадлежности.
На сегодняшний день уже на четверку крупнейших аудиторов приходится около двух третей всего российского рынка аудиторских услуг.[8]
К концу 1991 г. стали активно разрабатываться проекты нормативных документов об аудите. К этому периоду в стране уже насчитывалось около 800 аудиторских фирм и филиалы всех фирм тогда еще "большой шестерки".
В крупных городах России - Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Хабаровске и т.д. - началась аттестация лиц, желающих заняться аудиторской деятельностью.[9]
Лишь принятый в 2001 году Закон «Об аудиторской деятельности в РФ» подвел окончательную черту под периодом становления аудита в России. Эта отрасль бизнеса созрела, обзавелась своими правилами и традициями, профессиональными организациями. К мнению аудиторов все чаще прислушиваются государственные чиновники, общественные объединения, депутаты различных уровней, предприниматели. Обозначились и лидеры рынка аудита, названия которых стали всем широко известны. Первая российская десятка аудиторско-консалтинговых компаний относительно стабильна, для нее уже не характерны резкие взлеты и падения, что говорит о некой условной стабильности рынка. Несколько лет назад трудно было предположить, что выручка российской аудиторской фирмы может исчисляться миллионами долларов, а численность персонала – сотнями человек. Теперь это вполне обычное явление.[10]
Законодательный подход дал положительные результаты: была создана система подготовки аудиторов; разработаны методические пособия по соответствующим дисциплинам; открыты специальные кафедры и повышена квалификация профессорско-
Однако действующая система аудиторской деятельности имела и до сих пор имеет, особенно на практике, довольно много существенных недостатков, связанных в основном с неподготовленностью:
1. Общества, члены которого не понимают, что такое аудит и кто такие аудиторы. В сущности, почти никто из лиц, покупающих акции и/или облигации, не интересуется финансовой отчетностью фирм, ценные бумаги которых они приобретают; а если и интересуются отчетностью, то не придают никакого значения наличию аудиторского заключения. Обычно держатели ценных бумаг обращаются не в суд или арбитраж с исками по поводу деятельности аудиторских фирм, а предъявляют претензии органам исполнительной власти. Довольно часто правительственные или местные органы возмещают инвесторам, пострадавшим от недобросовестной деятельности фирм, нанесенный ущерб частично или даже полностью.