Предмет и метод бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

B современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливаются роль и значение бухгалтерского учета.
Научно обоснованная система организации бухгалтерского учета содействует эффективному использованию всех ресурсов, улучшению отражения и анализа финансово-имущественного положения предприятии.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 1,008.50 Кб (Скачать)

     Резервы создаются на предприятии за счет прибыли или включения затрат в себестоимость готовой продукции. Резервы предназначаются для покрытия убытков, например при обесценении ценных бумаг, а также на проведение ремонта основных средств и т. п.

     Заемные или, как их еще называют, привлеченные источники хозяйственных средств — это, прежде всего, краткосрочные и долгосрочные кредиты, предоставленные предприятию банками, или займы, полученные от юридических лиц, а также обязательства предприятия перед другими организациями или физическими лицами, например перед поставщиками, бюджетом, работниками предприятия и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Метод бухгалтерского учета
 

     На  современном языке бухгалтерский  учет можно назвать информационной системой. Это сложная, но вместе с тем упорядоченная система, внутри которой действуют строгие правила. Для того чтобы система бухгалтерского учета эффективно выполняла возложенные на нее задачи, используется специальная методика или метод бухгалтерского учета, который включает в себя определенные способы и приемы, их принято называть элементами метода ведения бухгалтерского учета.

     К ним относятся (рис. 5.1):

     документация  и инвентаризация;

     оценка  и калькуляция;

     система счетов и двойная запись;

     баланс  и отчетность.

       

     Рисунок 5.1- Классификация элементов бухгалтерского учета 

     Таким образом, метод бухгалтерского учета  представляет собой совокупность приемов регистрации (документация и инвентаризация), стоимостного измерения (оценка и калькуляция), текущей группировки (стоимость счетов и двойная запись) и итогового обобщения (баланс и отчетность) фактов хозяйственной деятельности.

     Все приемы и способы, используемые как метод ведения бухгалтерского учета, взаимосвязаны и дополняют друг друга.  

       Документация и инвентаризация

     В бухгалтерском учете каждая хозяйственная  операция в обязательном порядке  должна быть оформлена документально. Документ является письменным распоряжением на выполнение каких-либо хозяйственных операций либо письменным подтверждением совершения операции.

     Бухгалтерские документы имеют юридическую  силу, поэтому должны быть правильно  оформлены и содержать соответствующие  реквизиты: наименование документа, дату составления, содержание хозяйственной операции, измерители операции в натуральном и стоимостном выражении, а также наименование и подписи лиц, ответственных за совершение операции и правильность оформления документа.

     Документирование всех хозяйственных операций позволяет осуществлять сплошное и непрерывное наблюдение за всеми хозяйственными процессами, а для обеспечения достоверности отражения хозяйственных операций периодически проводится инвентаризация, т. е. проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию имущества и обязательств.

     В ходе инвентаризации проверяется фактическое  наличие хозяйственных средств  и состояние расчетов предприятия  за определенный период времени. Полученные в результате проверки сведения сверяются с данными бухгалтерских записей, затем производится уточнение и корректировка показателей учета.

     Инвентаризация — это не только средство контроля, но и способ регистрации фактов, которые в силу некоторых причин не были учтены, например естественная убыль, пересортица, хищения и т. п.

     Пример: Инвентаризационной комиссией установлено наличие на складе цемента марки М-500 - 29 мешков, марки М-400 - 28 мешков, марки М-300 - 44 мешка, сухой смеси - 23 мешка. По данным бухгалтерского учета цемента марки М-500 числится 38 мешков, марки 400 – 24 мешка, марки М-300 – 36 мешков, сухой смеси – 27 мешков. Учет материалов ведется по покупным ценам. Стоимость одного мешка цемента марки М-500 – 61 руб/меш., марки М-400 – 58 руб/меш., марки М-300 – 55 руб/меш., сухой смеси – 54 руб/меш. Материально ответственное лицо представило объяснения причин случившегося и подтвердило готовность возместить убытки.

     Выявленные  при инвентаризации расхождения  фактического наличия материалов с  данными бухгалтерского учета следующие: недостача по цементу марки М-500 - 9 мешков (38 – 29), по сухой смеси – 4 мешка (27 – 23). По цементу марки М-400 и М-300 имеются излишки, соответственно 4 мешка (28-24) и 8 мешков (44 – 36).

     Недостачу цемента марки М-500 можно покрыть  за счет излишков цемента марки М-400 (4 мешка) и цемента марки М-300 (5 мешков). Разница в сторону недостачи на сумму 42 руб. (61 руб/меш. х 9 меш. – 58 руб/меш. х 4 меш. – 55 руб/меш. х 5 меш.) относится на финансовые результаты.

     При этом остается излишек цемента марки М-300 – 3 мешка (8 – 5) на сумму 165 руб. (55 руб/меш. х 3 меш.).

     Недостачу 3 мешков сухой смеси излишками  цемента марки М-300 зачесть нельзя, так как в рассматриваемом  случае материалы разные. Поэтому  вся сумма недостачи по сухой  смеси относится на материальное лицо – 216 руб. (54 руб/меш. х 4 меш.).

     Излишек цемента марки М-300 признается внереализационным  доходом.

     В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

     Дебет 94 Кредит 10

     - 42 руб. - отражена разница на сумму превышения недостачи цемента над его излишками;

     Дебет 94 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

     - 8,40 руб. (42 руб. х 20%) – отражен НДС на разницу сумм;

     Дебет 91 Кредит 94

     - 50,40 руб. (42 + 8,40) – списана на прочие расходы недостача по пересортице.

     Дебет 10 Кредит 91

     - 165 руб. – излишек цемента отнесен к внереализационным доходам;

     Дебет 94 Кредит 10

     - 216 руб. - отражена недостача сухой смеси;

     Дебет 94 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

     - 43,20 руб. (216 руб. х 20%) – восстановлен НДС на сумму недостачи;

     Дебет 73 Кредит 94

     - 259,20 руб. (216 + 43,20) – отнесена на виновное лицо сумма недостачи сухой смеси;

     Дебет 70 Кредит 73

     - 259,20 руб. – удержана из зарплаты виновного лица сумма недостачи.

     В налоговом учете пересортица  не учитывается при исчислении налога на прибыль. Поэтому общая сумма излишков цемента марки М-400 и М-300 – 672 руб. (58 руб/меш. х 4 меш. + 55 руб/меш. х 8 меш.) учитывается во внереализационных доходах как стоимость излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации (п. 20 ст. 250 НК РФ).

     Недостачи же материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли при отсутствия виновных лиц признаются внереализационными расходами лишь в случае, когда факт отсутствия виновных лиц документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ). В нашем примере такого не наблюдается. Поэтому суммы недостачи 9 мешков цемента марки М-500 – 549 руб. (61 руб/меш. х 9 меш.) и 4 мешков сухой смеси – 216 руб. - при исчислении налога на прибыль не учитываются.

     Разница при исчислении бухгалтерской прибыли  и налогооблагаемой прибыли в  соответствии с нормами главы 25 НК РФ составит 557,40 руб. (672 – 165 + 50,40), где 672 руб. – стоимость излишков цемента  М-400 и М-300; 165 руб. – стоимость 4 мешков цемента М-300, учитываемых во внереализаионных расходах в бухгалтерском учете; 50,40 руб. – сумма недостачи по пересортице, признаваемая в бухгалтерском учете.

     Эта величина признается постоянной разницей, так как не учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль как в 2003 году, так и в последующих периодах. Исходя из этого возникает постоянное налоговое обязательство – 133,78 руб. (557,40 руб. х 24%). В бухгалтерском учете обязательство отражается следующей проводкой:

     Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

     - 133,78 руб. – начислено постоянное налоговое обязательство в связи с учетом пересортицы.  

     Документальное  оформление всех фактов хозяйственной  деятельности и инвентаризация являются средствами контроля за сохранностью материальных ресурсов, денежных средств и состоянием расчетов, они обеспечивают полноту и достоверность ведения бухгалтерского учета.  

     Оценка  и калькуляция 

     Одной из особенностей бухгалтерского учета  является то, что все хозяйственные операции и хозяйственные средства предприятия должны быть представлены в единой денежной оценке. Оценка — это способ измерения в денежном выражения имущества предприятия и источников его образования. В процессе оценки натуральные и трудовые показатели переводятся в денежные с помощью цен, тарифов, должностных окладов и т.д.

     Правильность  оценки имущества имеет важное значение для построения всей системы бухгалтерского учета, поэтому оценка должна быть реальной и устанавливаться по единым правилам. Реальность оценки выражается, прежде всего, в том, что все хозяйственные средства отражаются в учете по фактической стоимости. Например, первоначальная стоимость приобретенных основных средств формируется с учетом затрат, которые связаны с их приобретением, а основные средства, полученные безвозмездно, оцениваются по реальной рыночной стоимости.

     Нормативными  документами установлены единые правила оценки хозяйственных средств  предприятия, т.е. единообразие отражения  стоимости средств, которое выражается в том, что одни и те же объекты в учете одинаково оцениваются на всех предприятиях в течение всего срока службы.

     С оценкой хозяйственных средств  тесно связана калькуляция, которая  в переводе с латинского calculatio означает — счет, расчет.

     Калькуляция - расчет затрат на производство и реализацию единицы товара.

     Метод калькуляции полной себестоимости - это метод, который предусматривает  расчет всех издержек (постоянных и  переменных), связанных с производством  и продажей единицы товара (услуги). Здесь рассчитываются средние валовые издержки или полная себестоимость единицы изделия.

     Например, некая фирма занимается пошивом  платьев.

     Если  цена одного платья 100 руб., то прибыль, получаемая фирмой от реализации одного платья, составит 18 руб. (100-82).

     Метод калькуляции полной себестоимости  позволяет получить представление  о всех затратах, которые несет  фирма в связи с производством  и сбытом одного изделия. Однако этот метод не учитывает одно важное обстоятельство: себестоимость единицы изделия  изменяется при изменении объема выпуска. Если фирма расширяет производство и продажу, себестоимость снижается за счет сокращения средних постоянных затрат; если же фирма сокращает объем выпуска - себестоимость растет.

     Метод калькуляции по величине покрытия предусматривает расчет только переменных издержек, связанных с производством и реализацией единицы товара (услуги). В основе этого метода лежит расчет средних переменных затрат и средней величины покрытия.

     Средняя величина покрытия составит: 100 руб. - 47 руб. = 53 руб.

     Покажем на примере, каким образом использование  метода калькуляции полной себестоимости  и метода калькуляции по величине покрытия может способствовать принятию решений по ассортименту выпускаемой  продукции.

     Пример 13.7. Пусть некая фирма производит и реализует четыре товара: товар А -30 000 шт. по цене 40 руб.; товар Б- 40 000 шт. по цене 50 руб.; товар В - 80000 шт. по цене 30 руб.; товар Г-35 000 шт. по цене 70 руб.

     Переменные  издержки на производство и продажу  товара А составляют 600 тыс. руб., товара Б- 1160тыс.руб., товара В- 1280тыс. руб., товара Г- 1260тыс.руб.; итого- 4300 тыс. руб. Постоянные издержки фирмы - 3440 тыс. руб.

     Известны  также затраты фирмы на производство и реализацию каждого из этих товаров.

     Требует пояснения, каким образом постоянные издержки фирмы были распределены между отдельными товарами, как были рассчитаны средние постоянные издержки.

Информация о работе Предмет и метод бухгалтерского учета