Правовые основы аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 23:05, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Минфина РФ от 01.07.2004 г. № 180, одна из предпосылок действенности аудита бухгалтерской отчетности – контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны прежде всего профессиональных общественных объединений. Особую роль в этом играют аккредитованные при Минфине РФ саморегулируемые организации аудиторов (СОА).

Содержание

1.Правовые основы аудиторской деятельности 3
2.Аудит в торговле и на предприятиях непроизводственной сферы 6
Задача 10
Литература 13

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по основам аудита.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Содержание

 
 
 
 

 

  1. Правовые  основы аудиторской  деятельности
 

     Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации включает в себя следующие правовые и законодательные документы:

  1. Гражданский кодекс РФ;
  2. Налоговый кодекс РФ;
  3. Уголовный кодекс РФ;
  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  5. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  6. Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  7. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  8. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  9. Закон РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  10. Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  11. Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  12. Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
  13. Федеральный закон от07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;
  14. Федеральный закон от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях»;
  15. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  16. Об отчете об аудиторской деятельности (форма № 2 — аудит). Письмо Минфина РФ от 28.11.2006 г. № 107-03-10 (1728) СШ;
  17. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлениями Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696, от 04.07.2003 г. № 405, от 07.10.2004 г. № 532, от 16.04.2005 г. № 228, от 25.08.2006 г. № 523, от 22.07.2008 № 557);
  18. приказ Минфина РФ от 25.04.2002 г. № 34н «Об утверждении формы бланка квалификационного аттестата аудитора»;
  19. приказ Минфина РФ от 12.09.2002 г. № 93н «Об утверждении Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации».

     Из  приведенного перечня нормативных  документов по регулированию аудиторской деятельности можно выделить два уровня внешней нормативно-правовой документации: 1-й уровень – кодексы и федеральные законы (п. 1-15); 2-й уровень – постановления Правительства РФ, положения, утвержденные министерствами и ведомствами (п. 16-19), и федеральные правила (стандарты).

     В соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Минфина РФ от 01.07.2004 г. № 180, одна из предпосылок действенности аудита бухгалтерской отчетности – контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны прежде всего профессиональных общественных объединений. Особую роль в этом играют аккредитованные при Минфине РФ саморегулируемые организации аудиторов (СОА).

     В России система нормативного регулирования  аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит определение прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

     Эта система включает четыре основных уровня, которые расположены сверху вниз и показывают виды документов, область регулирования и степень их разработанности.

     Первый (верхний) уровень включает Федеральный  закон «Об аудиторской деятельности». Он относится к основным законодательным актам и определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для Российской Федерации это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие данного Закона позволяет считать, что становление аудита в Российской Федерации состоялось.

     К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в России, относят федеральные правила (стандарты) и законодательные и нормативные акты по аудиту Президента РФ и Правительства РФ, Министерства финансов РФ. Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка.

     Третий  уровень включает стандарты аудиторской  деятельности СОА, устанавливающие правила и требования СОА к организации аудиторской деятельности и проведению аудита.

     Четвертый уровень включает внутренние регламенты (стандарты) аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов аудиторской деятельности, стандартов СОА и практики аудита. Содержание и форма таких документов – прерогатива аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских организаций. 

  1. Аудит в торговле и на предприятиях непроизводственной сферы
 

     Главная цель проведения аудиторской проверки условно может быть обозначена, как обеспечение контроля за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности.

     Проведение  аудита в торговле имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при проведении проверок.

     В соответствии с действующим законодательством  большинство торговых организаций  не обязано проходить аудиторскую  проверку. Но зачастую даже выборочная проверка устанавливает существенные нарушения. Ошибки, которые встречаются в ведении бухгалтерского учета, в оформлении первичной документации, могут привести к значительным негативным последствиям, к искажению налогооблагаемой базы, отчетных данных. Это особенно важно для торговых предприятий с большим документооборотом.

     Аудитор проверяет выполнение условий по отнесению торговой деятельности данного  предприятия к конкретному виду, поскольку это сказывается на применении системы налогообложения.

     В частности, розничная торговля проверяется на предмет соответствия условиям законодательства по применению Единого налога на вмененный доход. К этим условиям относятся:

  • осуществление реализации товаров для населения за наличный расчет или по пластиковым карточкам;
  • численность персонала ниже, чем установленные законодательством параметры;
  • объемы продаж по предприятию должны быть ниже, чем установленные законодательством субъекта Федерации.

     При наличии даже разовых операций, подпадающих  под действие гл. 26.3 Налогового кодекса РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», предприятие обязано вести обособленный учет по этим операциям.

     Аудитор также выясняет законность и правильность применения «Упрощенной системы бухгалтерского учета и налогообложения», разрешенной к применению с 2003 года на основании Налогового Кодекса, главы 26.2.

     Кроме того, при большой номенклатуре возникают  проблемы по правильному списанию стоимости  покупных товаров в соответствии с принятой учетной политикой. В результате возможны существенные отклонения при расчете налога на прибыль.

     У торговых организаций, занимающихся импортом, типичные ошибки связаны с определением стоимости покупаемых товаров, которая  должна формироваться по курсу на момент перехода права собственности, а не по курсу на дату оформления ГТД.

     Немало  вопросов также доставляют продажи  товаров, облагаемых по разным ставкам  НДС. В этом случае возможно как неправильное начисление НДС, так и неверное принятие НДС к вычету. Проверяется и  правильность формирования стоимости товаров с учетом предъявленного НДС.

     Налог на добавленную стоимость не уплачивают предприятия, переведенные на уплату единого  налога на вмененный доход, применяющие  упрощенную систему бухгалтерского учета и налогообложения, получившие в отчетном периоде налоговое освобождение по НДС. НДС не начисляется, если реализация товаров предприятия подпадает под действие налоговой ставки «ноль процентов».

     Аудитор дает оценку состояния системы внутреннего  контроля в отношении учета товарных запасов, их движения и сохранности. При этом проверяется перечень материально-ответственных лиц, наличие заключенных договоров о материальной ответственности, утверждение образцов подписей лиц, ответственных за отпуск товаров.

     Аудитор выясняет сложившуюся схему поступления товаров на предприятие, порядок доставки на торговые точки, наличие обособленных складских помещений, структурных подразделений, ответственных за приобретение, доставку и хранение товаров, наличие товаров, учитываемых на забалансовых счетах, их обособленное хранение. Обязательно проверяется выполнение действующего порядка проведения инвентаризации товаров, правильность и своевременность отражения в учете результатов инвентаризации, применение норм естественной убыли. Аудитор выборочно проверяет полноту оприходования в натуральном и стоимостном выражении товаров, указанных в счетах-фактурах и карточках складского учета. В случае выявления существенных расхождений, вносятся исправления в регистры бухгалтерского учета и налоговые регистры.

     При аудиторской проверке необходимо обратить особое внимание на правильность формирования издержек обращения в отчетном периоде  – проверить, не включаются ли расходы, произведенные в другие отчетные периоды; не включены ли в издержки начисления и платежи, которые должны покрываться за счет других источников; правильно ли списаны на затраты представительские расходы, расходы на служебные командировки, рекламу и подготовку кадров, компенсационные выплаты за использование личного транспорта, информационные, консультационные и аудиторские расходы, проценты за кредиты банков и др. Необходимо проверить правильность амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам.

     Правильность  формирования издержек по оптовой реализации товаров определяются исходя из принципов, отраженных в учетной политике.

     При проверке достоверности и объективности  списания затрат на издержки обращения  в организациях оптовой и розничной  торговли аудитор должен убедиться  в правильности распределения и списания издержек обращения на остаток товаров на складах (прилавках) и на реализованную часть товаров. Остальные издержки обращения (без завозных расходов и банковского процента) носят текущий характер и подлежат отнесению общей суммой на расходы по продаже.

     При проведении аудита торговых организаций  необходимо убедиться в правильности ведения не только бухгалтерского, но и налогового учета. Вопросы распределения  прямых расходов в бухгалтерском  и налоговом учете и применения ПБУ 18/02 также очень актуальны.

     Отдельным видом аудита может выступать  аудит бюджетных учреждений, имеющий  свои особенности, вследствие непроизводственного  характера этих предприятий и  полного либо частичного финансирования их из бюджета.

     К бюджетным компаниям относятся: органы управления, предприятия здравоохранения, образования, культуры и другие. Деятельность бюджетных предприятий носит, как правило, некоммерческий характер. 
Аудит в бюджетных организациях ставит своей целью оценку достоверности отчетности бюджетного учреждения, целевого использования бюджетных средств, выполнения социальных условий.

     В ходе проверки аудиторы оценивают:

  • соответствие деятельности законодательству и учредительным документам;
  • правильность составления сметы доходов и расходов, бюджетной заявки;
  • обоснованность расчетов доходов и расходов;
  • достоверность составления отчетности исполнения сметы;
  • соответствие сметы лимиту бюджетных обязательств и ассигнований.

     В некоммерческих структурах аудиторская  проверка является обязательной и финансируется  за счет средств бюджета. 

 

     

Задача

 

     При проверке операции по расчётному счёту  в банке установлено, что в  марте текущего года приобретены  туристические путёвки на второе полугодие на сумму 155400  руб., которые  были списаны на себестоимость.

Информация о работе Правовые основы аудиторской деятельности