Правовой статус бухгалтерской службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:56, реферат

Описание работы

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность специализированных функциональных служб и производственных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс: движение потоков информации, принятие управленческих решений, в котором участвует весь персонал. Структура необходима для того, чтобы все протекающие в организации процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Содержание

1. Место бухгалтерской службы в структуре управления организацией 2
2. Статус бухгалтерской службы 4
3. Организационная структура бухгалтерской службы 10
Список литературы: 16

Работа содержит 1 файл

прав статус бух службы.docx

— 110.74 Кб (Скачать)

Должностные инструкции – внутренний документ организации, определяющий организационно-правовое положение работника, поэтому необходимо, чтобы они отражали весь круг его  служебных обязанностей, полномочий и ответственности. 

Должностная инструкция может включать следующие  разделы. 

1. Общие  положения

2. Функции  работника

3. Права  и обязанности

4. Ответственность

5. Заключительные  положения

Должностные инструкции сотрудников бухгалтерской  службы разрабатывает главный бухгалтер  и утверждает руководитель организации. Утвержденная должностная инструкция должна доводиться в обязательном порядке  до сведения работника, занимающего соответствующую должность.

 

  3. Организационная структура бухгалтерской службы

 

 Организационная  структура бухгалтерской службы  зависит прежде всего от организационной  структуры самой организации,  поскольку в состав могут входить  филиалы, представительства, обособленные  подразделения. 

Гражданским законодательством ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее  – ГК РФ) регулируются понятия представительств и филиалов юридического лица:

представительством  является обособленное подразделение  юридического лица, расположенного вне  места его нахождения, которое  представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;

филиалом  является обособленное подразделение  юридического лица, расположенное вне  места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительств. 

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных положений, т. е. в рамках, строго ограниченных головной организацией, и только в  интересах всего юридического лица. 

При наличии  у организации обособленных подразделений  должно быть принято решение относительно уровня централизации учетных работ. Это должно быть отражено как одна из составных частей организационного аспекта учетной политики:

при централизованной форме (рис. 4.1) вся учетная работа проводится в центральной бухгалтерии, т. е. подразделения не составляют не только внутренние балансы, но и бухгалтерские  регистры, а в установленные графиком сроки документооборота сгруппированные  первичные документы передаются в центральную бухгалтерию;

Рис. 4 .1.Схема  централизованной организации учета

Рис. 4 .2.Схема  децентрализованной организации учета 

при децентрализованной форме (рис. 4.2) в подразделениях создаются  собственные учетные службы (отделы бухгалтерского учета), которые ведут  бухгалтерские регистры и составляют обособленные балансы данных подразделений. 

Численность бухгалтерского аппарата и организационная  структура бухгалтерии зависят  от условий организации и технологии производства, объема учетной работы, форм учета. Предполагаются три типа организации работы бухгалтерского аппарата:

  • линейная (иерархическая);
  • по вертикали (линейно-штабная);
  • комбинированная (функциональная).
 

При линейной организации бухгалтерского аппарата все работники бухгалтерии подчиняются  главному бухгалтеру. При децентрализованном учете организационная схема  совпадает со схемой, представленной на рис. 4.2. При централизованном учете  линейная организация бухгалтерской  службы подразумевает создание структурных  подразделений для обработки  данных в этих подразделениях (рис. 4.3). 

 

Рис. 4.3.Схема линейной организации бухгалтерского аппарата 

При организации  работы по вертикали (рис. 4.4) учет ведется  в разрезе промежуточных звеньев (отделов, групп, бюро), которые возглавляют  старшие бухгалтеры, подотчетные  главному бухгалтеру.

 

Рис. 4.4. Схема организации бухгалтерского учета по вертикали 

В самих  бухгалтерских службах могут  выделяться следующие группы по участкам учетной работы:

  • материальная, ведущая учет по МПЗ, их поступлению и выбытию, хранению и использованию;
  • расчетов по оплате труда, осуществляющая учет расчетов с работниками, бюджетом, с государственными внебюджетными фондами и т. п.;
  • производственно-калькуляционная, которая ведет учет затрат, осуществляет калькулирование себестоимости продукции и готовит производственный отчет;
  • учета готовой продукции, осуществляющая учет готовой продукции на складах и ее реализацию;
  • общая, ведущая учет по остальным операциям.

Вертикальная  организация работ бухгалтерии  применяется на средних и крупных  предприятиях. На крупных предприятиях также могут выделяться группы учета  по основным средствам, денежным средствам, расчетам с поставщиками и подрядчиками. 

При комбинированной  организации структурные подразделения  бухгалтерии создаются по участкам учетной работы, кроме того, в  ее структуру могут быть включены секторы внутреннего аудита, управленческого  и налогового учета (рис. 4.5) или по функциям персонала в процессе обработки  данных и формирования отчетности (рис. 4.6). 

 

Рис. 4.5. Схема комбинированной организации  бухгалтерского учета по участкам учетной  работы

 

Рис. 4.6. Схема комбинированной организации  бухгалтерского учета по функциям персонала  в процессе обработки данных и  формирования отчетности. 

Формирование  структурных связей бухгалтерской  службы является одним из важнейших  направлений организации работы аппарата бухгалтерии. Указанный процесс  напрямую связан с разработкой и  утверждением системы должностей по штатному расписанию. Количество штатных  единиц будет определяться объемом  деятельности организации и ее финансовыми  возможностями.

Главный бухгалтер должен обоснованно определить количество работников бухгалтерии  и степень их квалификации, для  чего разрабатываются должностные  инструкции. Должностные инструкции составляются для каждого работника  бухгалтерской службы в целях  разграничения полномочий работников, определения их прав и обязанностей. В должностной инструкции необходимо указать, какие документы получает работник для обработки, кому он их в дальнейшем передает, какие документы  он имеет право подписывать. Закрепление  за работниками участков бухгалтерского учета позволяет избежать дублирования или неотражения отдельных хозяйственных операций.

 

Список  литературы:

  1. Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете»
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая и  вторая).
  3. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая).
  4. Бухгалтерское дело: Учебник / под ред. проф. М.А. Вахрушиной. – М.: Бухгалтерский учет, 2008.
  5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утверждены Приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

Информация о работе Правовой статус бухгалтерской службы