Правовой статус бухгалтерской службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:56, реферат

Описание работы

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность специализированных функциональных служб и производственных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс: движение потоков информации, принятие управленческих решений, в котором участвует весь персонал. Структура необходима для того, чтобы все протекающие в организации процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Содержание

1. Место бухгалтерской службы в структуре управления организацией 2
2. Статус бухгалтерской службы 4
3. Организационная структура бухгалтерской службы 10
Список литературы: 16

Работа содержит 1 файл

прав статус бух службы.docx

— 110.74 Кб (Скачать)

Содержание 

1. Место бухгалтерской  службы в структуре  управления организацией 2

2. Статус бухгалтерской  службы 4

3. Организационная  структура бухгалтерской  службы 10

Список  литературы: 16 

 

1. Место бухгалтерской  службы в структуре  управления организацией

 

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная  совокупность специализированных функциональных служб и производственных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. В рамках этой структуры  протекает весь управленческий процесс: движение потоков информации, принятие управленческих решений, в котором  участвует весь персонал. Структура  необходима для того, чтобы все  протекающие в организации процессы осуществлялись своевременно и качественно. 

Ключевыми понятиями структуры управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами структуры  управления могут быть как отдельные  работники, так и службы, в которых  заняты специалисты, выполняющие свои функциональные обязанности. Отношения  между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые  подразделяют на вертикальные и горизонтальные (линейные и функциональные). 

Под учетной  службой понимается структурная  единица организации, выполняющая  функции сбора, обработки и группировки  информации в виде сводных бухгалтерских  документов, внесения записей на счета бухгалтерского учета. 

Структура бухгалтерской службы зависит от вида деятельности, размеров организации  и т. д. 

Бухгалтерская служба является наиболее организованной частью информационного обеспечения  управленческих решений. Это единственный источник поставки документально обоснованной и системно обеспеченной экономической информации о фактическом наличии и использовании имущества и ресурсов организации, хозяйственных процессах и результатах деятельности, долговых обязательствах, расчетах и претензиях. 

Учетная информация позволяет реализовать  следующие функции управления. 

1. Планирование. Бухгалтерская служба участвует: в разработке перспективных планов организации при планировании выпуска новой продукции и освоении новых рынков сбыта; определении ценовой политики с целью получения прибыли при наименьших издержках производства; установлении инвестиционной, финансовой политики; составлении краткосрочных планов и обеспечении их взаимосвязи в работе отдельных центров ответственности (производственных участков); предоставлении управляющим достоверной информации о финансовом положении организации. 

2. Контроль. Бухгалтерская служба предоставляет информацию о достигнутых результатах на основе сравнительного анализа фактических и запланированных показателей. 

3. Оценка. Формируемая на основе бухгалтерских данных финансовая отчетность позволяет понять, были ли решены поставленные задачи и достигнуты намеченные цели. Помимо этого, бухгалтерский учет выступает важнейшим инструментом контроля за сохранностью собственности организации, не только свидетельствуя о недостатках в работе и неэффективном использовании его трудовых, материально-технических, финансовых ресурсов, но и способствуя пресечению этих негативных явлений благодаря рациональной организации учетной работы. 

Переход на международные стандарты учета, осуществляемый Российской Федерацией, предполагает расширение функций и  полномочий бухгалтерской службы, ее выход на новый качественный уровень  и переход от учетной регистрации  фактов хозяйственной жизни к  всестороннему управлению производством.

2. Статус бухгалтерской  службы

 

 Правовой  статус бухгалтерской службы  регулируется действующим законодательством,  нормативными документами, организационно-правовой  формой и общей структурой  управления организацией. 

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском  учете» ответственность за организацию  бухгалтерского учета в организациях, а также за соблюдение действующего законодательства при выполнении фактов хозяйственной жизни несет ее руководитель. Он обязан создать необходимые  условия для правильного ведения  бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное  соблюдение всеми подразделениями  и службами, работниками, имеющими отношение  к учету, порядка формирования и  представления учетных документов для отражения в учете содержащихся в них данных.  

Основу  построения процесса учета в хозяйствующем  субъекте любой формы собственности  составляет организация работы учетного персонала.

Законом предусмотрено четыре варианта формы  организации ведения бухгалтерского учета:

  • бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • штатная должность бухгалтера;
  • передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета специализированной организации;
  • ведение бухгалтерского учета самим руководителем организации.
 

В случае значительного объема учетной работы и при наличии трех и более  бухгалтеров на предприятии учреждается  структурное подразделение —  бухгалтерская служба. Деятельность бухгалтерской службы предприятия  должна строиться на основании Положения  о бухгалтерии, которое составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. 

В соответствии с ФЗ № 129 «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер (бухгалтер при  отсутствии в штате должности  главного бухгалтера): 

1) назначается  на должность и освобождается  от должности руководителем организации; 

2) подчиняется  непосредственно руководителю организации  и несет ответственность за  формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета,  своевременное представление полной  и достоверной бухгалтерской  отчетности;

3) обеспечивает  соответствие осуществляемых хозяйственных  операций законодательству Российской  Федерации, контроль за движением  имущества и выполнением обязательств;

4) в  случае разногласий между главным  бухгалтером и руководителем  организации по осуществлению  отдельных хозяйственных операций  документы по ним могут быть  приняты к исполнению с письменного  распоряжения руководителя организации,  который несет всю полноту  ответственности за последствия  осуществления таких операций. 

Действующим законодательством никак не регламентирован  процесс передачи дел от увольняющегося главного бухгалтера к приходящему  на его место. Теоретически уходящий главный бухгалтер вообще не обязан сдавать дела преемнику. Такая обязанность  в законодательстве не прописана. В  каждой конкретной организации это  можно прописать с помощью  локального нормативного акта (Положение  о главном бухгалтере организации  или Порядок передачи дел главным  бухгалтером организации, приказом руководителя, который издается при  увольнении главного бухгалтера), в  котором процедуру передачи дел  расписать пошагово. 

Составив  акт приемки-передачи дел, пришедший  главный бухгалтер сможет обезопасить  себя от ответственности за ошибки прежнего работника. Акт приемки-передачи дел утверждается руководителем  организации и составляется в  двух экземплярах, один из которых остается у лица, сдающего дела. После подписания акта главный бухгалтер, сдающий  дела, освобождается от руководства  бухгалтерской службой. 

В последнее  время большая часть организаций  стремится систематизировать работу своих финансовых служб, вводя внутренние стандарты бухгалтерского учета. При  стандартизации учета в организации  разрабатываются Положение о  бухгалтерии, должностные инструкции для работников бухгалтерии и  др.

Положение о бухгалтерии представляет собой  локальный нормативный акт, определяющий порядок организации бухгалтерской  службы, права и обязанности счетных  работников. Данный документ относится  к унифицированной системе организационно-распорядительной документации; его форма имеет  четко установленную структуру. 

1. Общие  положения

2. Цели  и задачи

3. Функции

4. Права  и обязанности главного бухгалтера (его заместителей)

5. Взаимоотношения,  служебные связи

6. Организация  работ 

Первый  раздел «Общие положения» включает определение  бухгалтерского учета, указание выбранной  формы ведения учета, численность  и штат бухгалтерии, наименования законодательно- нормативных актов, которыми руководствуется  бухгалтерия в своей деятельности. 

Во втором разделе «Цели и задачи» излагаются цели и задачи осуществления бухгалтерского учета на предприятии. 

В третьем  разделе «Функции» раскрываются предположительно возлагаемые на бухгалтерскую  службу по ведению бухгалтерского учета  функции: организационная, методологическая, аналитическая, учетная, контрольная, расчетная, отчетная, исполнительская, архивная. На основании перечисленных  функций разрабатываются должностные  инструкции работников бухгалтерии. 

Четвертый раздел «Права и обязанности главного бухгалтера (его заместителей)» включает должностную инструкцию главного бухгалтера (его заместителей), составленную на основе Федерального закона «О бухгалтерском  учете», Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Положения о главных бухгалтерах (действующее с 1980 г.). 

В пятом  разделе «Взаимоотношения, служебные  связи» указываются службы, с которыми бухгалтерия взаимодействует:

все структурные  подразделения – по вопросам бухгалтерского учета;

юридическая служба – по правовым вопросам, связанным  с подготовкой документов;

кадровая  служба – по вопросам подбора кадров для бухгалтерии, расчета заработной платы персонала в соответствии с приказами о зачислении (принятии) на работу, увольнении, отпуске, перемещении  в организации и т. д.;

секретариат – по вопросам, связанным с предоставлением  справок, сведений, сводок по запросам руководства, а также с представлением отчетов о результатах финансово-хозяйственной  деятельности. 

В этом же разделе отражаются внешние связи:

с налоговыми, статистическими и социальными  органами – представление соответствующей  отчетности;

с банковскими  структурами – осуществление  расчетов с помощью документов, оформляемых  в бухгалтерии. 

Шестой  раздел «Организация работ» включает правила внутреннего распорядка работы бухгалтерии. В тех случаях, когда организация попадает в  число субъектов, подлежащих обязательному  аудиту, в данный раздел вносится соответствующая  информация. 

Таким образом, Положение о бухгалтерии  – многопрофильный документ, четко  регламентирующий порядок ее работы. От тщательности и детализации его  разработки зависит эффективность  системы бухгалтерского учета в  организации. 

Положение о бухгалтерии составляет главный  бухгалтер и утверждает руководитель организации. Логическим продолжением Положения о бухгалтерии являются должностные инструкции работников бухгалтерии, которые составляются для каждого работника бухгалтерии. В них определяют конкретные операции по учетной работе. Благодаря разграничению прав и обязанностей учетного персонала каждое должностное лицо может планировать свою деятельность в пределах возложенных на него обязанностей, избегая дублирования в выполнении трудовых функций. 

Основу  должностных инструкций сотрудников  бухгалтерии должны составлять квалификационные характеристики, которые предусмотрены  постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. № 32. 

Информация о работе Правовой статус бухгалтерской службы