Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:38, реферат
Процесс формирования рынка аудита в России, по существу, завершен: определены положение участников с учетом их роли в отношениях по поводу аудита, их права и обязанности; установлены правила поведения на рынке аудита; создана многочисленная группа профессионалов, осуществляющих проверки финансовой отчетности, владеющих концепциями и процедурами бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
Введение 3
1. Правила и положения осуществления аудиторской деятельности и проведения аудиторских проверок 4
2. Виды аудиторских проверок 9
3.Заключения, принимаемые на основании аудиторских проверок 12
Заключение 13
Список использованных источников 15
Содержание
Введение
Предпосылкой
появления аудита в России стала
перестройка экономических
Период становления российского аудита характеризовался директивным созданием аудиторских фирм, работой по организации аттестации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, выработке требований к профессиональным участникам аудиторского рынка и правил проведения проверок и оказания сопутствующих аудиту услуг.
Процесс формирования рынка аудита в России, по существу, завершен: определены положение участников с учетом их роли в отношениях по поводу аудита, их права и обязанности; установлены правила поведения на рынке аудита; создана многочисленная группа профессионалов, осуществляющих проверки финансовой отчетности, владеющих концепциями и процедурами бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
На данном этапе развития аудиторской деятельности, когда в целом рынок аудита насыщен профессиональными субъектами, необходимо решить вопрос о повышении качества оказываемых аудиторами услуг. Решение этого вопроса связано с четкой организацией и эффективной работой системы аттестации аудиторов, установлением требования об обязательном обучении и повышении квалификации аудиторов, принятием мер по организации системы повышения профессионального уровня аудиторов, организацией систематического контроля за качеством аудита. Формирование аудиторского сообщества позволяет ставить вопрос о развитии саморегулирования аудита.
Цель работы - изучить особенности аудиторской деятельности в РФ.
1. Правила и положения
осуществления аудиторской деятельности
и проведения аудиторских проверок
Правовую основу аудита в РФ в настоящее время составляет совокупность нормативных документов различных уровней:
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности » № 307-ФЗ от 30.12.2008 г.;
Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 01.12.2007 г.;
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности » № 119-ФЗ от 07.08.2001 г.;
Постановления Правительства РФ по вопросам осуществления аудиторской деятельности;
Нормативные и методические документы Министерства Финансов РФ, а также других министерств и ведомств;
Правила (стандарты) аудиторской деятельности1.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности » № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. определяет правовые основы аудиторской деятельности в России с 1 января 2009 года и содержит:
- Формулировку понятия и цели аудиторской деятельности
- Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые имеют право оказывать аудиторы и аудиторские организации;
- Требования к аудиторам и аудиторским организациям;
- Состав прав и обязанностей аудиторов ( аудиторских организаций) и проверяемых экономических субъектов;
- Перечень организаций, для которых проведение ежегодного аудита является обязательным;
- Требование о соблюдении принципа конфиденциальности (аудиторская тайна) при проведении аудита;
- Требование об обязательном соблюдении принципа независимости при проведении аудита и ограничения для его обеспечения;
- Определение правил (стандартов) аудита и требования об их обязательном применении;
- Определение статуса аудиторского заключения и ответственность за предоставление ложного заключения;
- Требования к обязательному контролю качества аудита;
- Требования к аттестации аудиторов и условиях аннулирования аттестата;
- Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов;
- Определение компетенции федерального органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организацийаудиторов;
- Требования к саморегулируемой организации аудиторов, необходимые для включения ее в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов;
- Требование к аудиторским организациям об обязательном страховании рисков ответственности за нарушение условий договора при проведении обязательного аудита.
Положение о квалификационных аттестатах аудитора (ст. 11 ФЗ), порядок их получения, порядок ежегодной переаттестации вступило в силу с 1 января 2010 г., отдельные положения - с 1 января 2011 г.
Федеральный закон "Об аудиторской деятельности " № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. действует совместно с ФЗ РФ № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. в части не противоречащей указанному закону и утрачивает силу с 1 января 2011 г.
Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности утверждены следующие правила (стандарты) аудиторской деятельности :
1.
Цель и основные принципы
2. Документирование аудита;
3. Планирование аудита;
4. Существенность в аудите;
5. Аудиторские доказательства;
6.
Аудиторское заключение по
Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405 "О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности " дополнило ранее введенные стандарты аудита следующими правилами (стандартами):
7. Внутренний контроль качества аудита;
8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом;
9. Аффилированные лица;
10. События после отчетной даты;
11.
Применимость допущения
Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532 "О внесении изменений и дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности" дополнило стандарты аудита следующими правилами (стандартами):
12. Согласование условий аудита;
13.
Обязанности аудитора по
14. Учет требований нормативных правовых актовР Ф в ходе аудита;
15.
Понимание деятельности
16. Аудиторская выборка.
Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. № 228 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности " дополнило стандарты аудита следующими правилами (стандартами):
17.
Получение аудиторских
18.
Получение аудитором
19. Особенности первой проверки аудируемого лица;
20. Аналитические процедуры;
21. Особенности аудита оценочных значений;
22.
Сообщение информации, полученной
по результатам аудита, руководству
аудируемого лица и
23.
Заявления и разъяснения
Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523 федеральные правила (стандарты) были дополнены:
24.
Основные принципы федеральных
правил (стандартов) аудиторской
деятельности, имеющих отношение
к услугам, которые могут
25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация;
26.
Сопоставимые данные в
27.
Прочая информация в
28.
Использование результатов
29.
Рассмотрение работы
30.
Выполнение согласованных
31.
Компиляция финансовой
Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 557 федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности дополнены:
32.
Использование аудитором
33. Обзорная проверка финансовой бухгалтерской отчетности;
34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях.
Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 863 были внесены изменения в ранее принятые стандарты № 7-9. В связи с утверждением Постановления ранее действующий стандарт аудита №9 «Аффилированные лица» заменен на стандарт №9 «Связанные стороны».
Программа
проведения квалификационных экзаменов
на получение квалификационного
аттестата аудитора утверждена приказом
МФ РФ от 05.10.2009 г. В программе представлен
список тем, которые необходимо знать
для получения аттестата аудитора,
а также предложен список литературы для
подготовки к сдаче квалификационного
экзамена2.
2. Виды аудиторских
проверок
Аудиторские проверки можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от профиля аудиторской проверки и соответствующего ему типа квалификационного аттестата выделяют банковский аудит; аудит страховщиков; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов и общий аудит (аудит иных экономических субъектов).
Аудит может быть внешним или внутренним. Под термином "внешний аудит" понимают собственно аудит, осуществляемый аудитором (аудиторской организацией). Внутренний аудит - это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его локальными актами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Инициативный аудит проводится в любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления экономического субъекта, являющегося юридическим лицом, либо решением физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью3.
Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется, если хозяйствующий субъект удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:
организационно-правовая форма. По данному критерию подлежат ежегодной аудиторской проверке открытые акционерные общества, независимо от числа акционеров, вида деятельности, размера уставного капитала.