Правила и положения осуществления аудиторской деятельности и проведения аудиторских проверок

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:38, реферат

Описание работы

Процесс формирования рынка аудита в России, по существу, завершен: определены положение участников с учетом их роли в отношениях по поводу аудита, их права и обязанности; установлены правила поведения на рынке аудита; создана многочисленная группа профессионалов, осуществляющих проверки финансовой отчетности, владеющих концепциями и процедурами бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Содержание

Введение 3
1. Правила и положения осуществления аудиторской деятельности и проведения аудиторских проверок 4
2. Виды аудиторских проверок 9
3.Заключения, принимаемые на основании аудиторских проверок 12
Заключение 13
Список использованных источников 15

Работа содержит 1 файл

правила и положения осуществления аудит.деятельности и проведения аудит.проверок-иэуп-Сабирова.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

 

Введение 

     Предпосылкой  появления аудита в России стала  перестройка экономических отношений, переход к рынку, рост предпринимательской активности наших граждан. Аудит явился новой формой контролирования финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей; он сочетает в себе проверку финансовой отчетности организаций и оказание услуг по налоговому, правовому, управленческому консультированию.

     Период  становления российского аудита характеризовался директивным созданием  аудиторских фирм, работой по организации  аттестации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, выработке  требований к профессиональным участникам аудиторского рынка и правил проведения проверок и оказания сопутствующих аудиту услуг.

     Процесс формирования рынка аудита в России, по существу, завершен: определены положение  участников с учетом их роли в отношениях по поводу аудита, их права и обязанности; установлены правила поведения на рынке аудита; создана многочисленная группа профессионалов, осуществляющих проверки финансовой отчетности, владеющих концепциями и процедурами бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

     На  данном этапе развития аудиторской  деятельности, когда в целом рынок  аудита насыщен профессиональными  субъектами, необходимо решить вопрос о повышении качества оказываемых  аудиторами услуг. Решение этого  вопроса связано с четкой организацией и эффективной работой системы аттестации аудиторов, установлением требования об обязательном обучении и повышении квалификации аудиторов, принятием мер по организации системы повышения профессионального уровня аудиторов, организацией систематического контроля за качеством аудита. Формирование аудиторского сообщества позволяет ставить вопрос о развитии саморегулирования аудита.

     Цель  работы - изучить особенности аудиторской деятельности в РФ.

 

     1. Правила и положения осуществления аудиторской деятельности и проведения аудиторских проверок 

     Правовую  основу аудита в РФ в настоящее  время составляет совокупность нормативных  документов различных уровней:

     Федеральный закон «Об  аудиторской   деятельности » № 307-ФЗ от 30.12.2008 г.;

     Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 01.12.2007 г.;

     Федеральный закон «Об  аудиторской   деятельности » № 119-ФЗ от 07.08.2001 г.;

     Постановления Правительства РФ по вопросам  осуществления   аудиторской   деятельности;

     Нормативные и методические документы Министерства Финансов РФ, а также других министерств и ведомств;

     Правила (стандарты)  аудиторской   деятельности1.

     Федеральный закон «Об  аудиторской   деятельности » № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. определяет  правовые   основы   аудиторской   деятельности  в России с 1 января 2009 года и содержит:

     - Формулировку понятия и цели  аудиторской   деятельности

     - Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые имеют право оказывать аудиторы и  аудиторские  организации;

     - Требования к аудиторам и  аудиторским  организациям;

     - Состав прав и обязанностей аудиторов ( аудиторских  организаций) и проверяемых экономических субъектов;

     - Перечень организаций, для которых проведение ежегодного аудита является обязательным;

     - Требование о соблюдении принципа конфиденциальности (аудиторская  тайна) при проведении аудита;

     - Требование об обязательном соблюдении принципа независимости при проведении аудита и ограничения для его обеспечения;

     - Определение правил (стандартов) аудита и требования об их обязательном применении;

     - Определение статуса  аудиторского  заключения и ответственность за предоставление ложного заключения;

     - Требования к обязательному контролю качества аудита;

     - Требования к аттестации аудиторов и условиях аннулирования аттестата;

     - Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов;

     - Определение компетенции федерального органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организацийаудиторов;

     - Требования к саморегулируемой организации аудиторов, необходимые для включения ее в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов;

     - Требование к аудиторским организациям об обязательном страховании рисков ответственности за нарушение условий договора при проведении обязательного аудита.

     Положение о квалификационных аттестатах аудитора (ст. 11 ФЗ), порядок их получения, порядок ежегодной переаттестации вступило в силу с 1 января 2010 г., отдельные положения - с 1 января 2011 г.

     Федеральный закон "Об  аудиторской   деятельности " № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. действует совместно с ФЗ РФ № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. в части не противоречащей указанному закону и утрачивает силу с 1 января 2011 г.

     Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов)  аудиторской   деятельности утверждены следующие правила (стандарты)  аудиторской   деятельности :

     1. Цель и основные принципы аудита  финансовой (бухгалтерской) отчетности;

     2. Документирование аудита;

     3. Планирование аудита;

     4. Существенность в аудите;

     5.  Аудиторские  доказательства;

     6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

     Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405 "О внесении дополнений в федеральные  правила (стандарты)  аудиторской   деятельности " дополнило ранее  введенные стандарты аудита следующими правилами (стандартами):

     7. Внутренний контроль качества  аудита;

     8. Оценка аудиторских рисков и  внутренний контроль, осуществляемый  аудируемым лицом;

     9. Аффилированные лица;

     10. События после отчетной даты;

     11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.

     Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532 "О внесении изменений и  дополнений в федеральные правила (стандарты)  аудиторской деятельности" дополнило стандарты аудита следующими правилами (стандартами):

     12. Согласование условий аудита;

     13. Обязанности аудитора по рассмотрению  ошибок и недобросовестных действий  в ходе аудита;

     14. Учет требований нормативных   правовых  актовР Ф в ходе аудита;

     15. Понимание деятельности аудируемого  лица (отменен постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 г. № 863);

     16. Аудиторская  выборка.

     Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. № 228 "О внесении изменений в федеральные  правила (стандарты)  аудиторской   деятельности " дополнило стандарты  аудита следующими правилами (стандартами):

     17. Получение  аудиторских  доказательств  в конкретных случаях;

     18. Получение аудитором подтверждающей  информации из внешних источников;

     19. Особенности первой проверки  аудируемого лица;

     20. Аналитические процедуры;

     21. Особенности аудита оценочных значений;

     22. Сообщение информации, полученной  по результатам аудита, руководству  аудируемого лица и представителям  его собственника;

     23. Заявления и разъяснения руководства  аудируемого лица.

     Постановлением  Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523 федеральные правила (стандарты) были дополнены:

     24. Основные принципы федеральных  правил (стандартов)  аудиторской   деятельности, имеющих отношение  к услугам, которые могут предоставляться   аудиторскими  организациями и  аудиторами;

     25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация;

     26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

     27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность;

     28. Использование результатов работы  другого аудитора;

     29. Рассмотрение работы внутреннего  аудитора;

     30. Выполнение согласованных процедур  в отношении финансовой информации;

     31. Компиляция финансовой информации.

     Постановлением  Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 557 федеральные правила (стандарты)  аудиторской   деятельности  дополнены:

     32. Использование аудитором результатов  работы эксперта;

     33. Обзорная проверка финансовой  бухгалтерской отчетности;

     34. Контроль качества услуг в  аудиторских  организациях.

     Постановлением  Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 863 были внесены изменения в ранее  принятые стандарты № 7-9. В связи  с утверждением Постановления ранее  действующий стандарт аудита №9 «Аффилированные  лица» заменен на стандарт №9 «Связанные стороны».

     Программа проведения квалификационных экзаменов  на получение квалификационного  аттестата аудитора утверждена приказом МФ РФ от 05.10.2009 г. В программе представлен  список тем, которые необходимо знать  для получения аттестата аудитора, а также предложен список литературы для подготовки к сдаче квалификационного экзамена2. 

 

     2. Виды аудиторских  проверок 

     Аудиторские проверки можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости  от профиля аудиторской проверки и соответствующего ему типа квалификационного аттестата выделяют банковский аудит; аудит страховщиков; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов и общий аудит (аудит иных экономических субъектов).

     Аудит может быть внешним или внутренним. Под термином "внешний аудит" понимают собственно аудит, осуществляемый аудитором (аудиторской организацией). Внутренний аудит - это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его локальными актами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

     Аудиторская проверка может быть обязательной и  инициативной. Инициативный аудит проводится в любое время и в тех  объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления экономического субъекта, являющегося юридическим лицом, либо решением физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью3.

     Обязательный  аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется, если хозяйствующий субъект удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

     организационно-правовая форма. По данному критерию подлежат ежегодной аудиторской проверке открытые акционерные общества, независимо от числа акционеров, вида деятельности, размера уставного капитала.

Информация о работе Правила и положения осуществления аудиторской деятельности и проведения аудиторских проверок