Права, обязанности и ответственность бухгалтера

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

1. Права, обязанности и ответственность бухгалтера
2. Характеристика бухгалтера как финансового и налогового эксперта в современных условиях
3. Основные характеристики профессии аудитора
4. Требования к квалификации аудитора
5. Характеристика внешнего аудита, требования нормативных документов
13. Вид деятельности предприятий (организаций) как фактор, определяющий специфику ведения бухгалтерского учета. Формирование учетной политики

Работа содержит 1 файл

Бух дело.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

2.4.5. Лицо, сдавшее  все выпускные экзамены в соответствии  с установленной учебной программой, получает документ об этом  по форме, установленной ЦАЛАК.

2.4.6. Завершающим  этапом специального профессионального  образования является прохождение стажировки в аудиторской фирме, имеющей государственную лицензию на право осуществления аудиторской деятельности. Для руководства стажировкой по договору, заключенному УМЦ с аудиторской фирмой, назначается индивидуальный руководитель, имеющий стаж работы в качестве аттестованного аудитора не менее трех лет. По окончании стажировки выдается документ о ее прохождении по форме, утвержденной ЦАЛАК.

2.5. Владение  деловым русским языком включает  наличие навыков владения русским  языком в объеме, необходимом для изучения нормативных актов, проверки бухгалтерской и иной документации, ведения рабочей документации, делового общения с клиентами и составления аудиторского заключения и письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

3.1. Каждый аттестованный  аудитор должен ежегодно проходить  курс повышения квалификации  в объеме не менее 40 часов  по программе, разработанной и  утвержденной ЦАЛАК, в УМЦ или  иных организациях, определяемых  ЦАЛАК и утверждаемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

3.2. Каждый аттестованный  аудитор должен систематически  самостоятельно повышать свою  квалификацию путем:

а) изучения законов, стандартов, инструкций и других нормативных  актов, вносимых в них дополнений и изменений;

б) изучения зарубежного  и отечественного опыта по организации  и методике проведения аудита;

в) участия в  семинарах, конференциях, симпозиумах;

г) разработки пособий, монографий по вопросам теории и практики аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, финансов и права;

д) участия в  работе над правилами (стандартами), методиками, программами учебных  курсов по аудиту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Характеристика внешнего аудита, требования нормативных документов

В экономической  литературе выделяют два основных вида аудита: внешний и внутренний.

Внешний аудит  проводится независимой аудиторской  фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом главным  образом с целью бъективной оценки достоверности бухгалтерского учета  и финансовой

отчетности, а  также оказания консультационных услуг  администрации.

Внешний аудит  независим по отношению к контролируемому  предприятию или фирме и несет  ответственность перед внешними потребителями его информации (акционерами, учредителями, кредиторами, банками и др.).

Целью внешнего аудита является проверка достоверности  информации, реальности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также правильности ведения учета. Объектом внешнего аудита является финансово-хозяйственная деятельность субъекта хозяйствования.

                  Основными задачами внешнего  аудита являются:                 

проверка и  дача заключения о достоверности  бухгалтерского баланса и финансовой отчетности предприятия;

оценка соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству и нормативным актам

определение уровня организации бухгалтерского учета, его качество, правильность составления бухгалтерских записей, отражающих производственно- коммерческую деятельность и ее результаты;

проверка правильности исчисления себестоимости продукции, расчета прибыли и ее распределения;

проверка правильности и своевременности расчетов с  бюджетом, с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, с разными дебиторами и кредиторами, рабочими и служащими;

проверка законности внешнеэкономических операций, расчетов с зарубежными контрагентами, правильности расчетов в иностранной валюте и результатов покупки и продажи валюты на валютных аукционах;

содействие  субъектам хозяйствования при создании ими совместных предприятий с зарубежными фирмами: участие в обсуждении кандидатур возможных партнеров;

подтверждение своевременности и полноты формирования уставного капитала субъектов хозяйствования;

оказание помощи в подъеме эффективности деятельности клиентов, защите интересов собственников и государства;

представление возможности аудитору высказать  свое мнение по финансовым отчетам и хозяйственным операциям на предмет их соответствия действующим и применяемым нормативным актам;

составление деклараций о доходах и финансовой отчетности;

анализ финансово-хозяйственной  деятельности;

оценка активов  и пассивов предприятия;

консультирование  по правовым и организационно-экономическим аспектам; постановка учета, оказание практической помощи бухгалтерским работникам в совершенствовании учета, консультирование по отдельным вопросам организации

учета, налогообложения, расчетов;

обеспечение клиентов новейшими нормативными и инструктивными материалами, издаваемыми законодательными и правительственными органами;

организация правильного бухгалтерского учета у предприятий-клиентов в случаях, когда само предприятие не в состоянии организовать учет из-за отсутствия квалифицированных кадров или по другим причинам;

восстановление  учета на основе предоставленной  ими первичной документации;

установление  деловых связей с родственными аудиторскими фирмами с целью обмена опытом, проведения совместных мероприятий и подготовки совместных

методических  материалов.

Внешний аудит  проводится сотрудниками аудиторских  организаций или аудиторами, занимающимися предпринимательской деятельностью, имеющими лицензию на право занятия аудиторской деятельностью.

Объектом внутреннего  аудита являются финансово-хозяйственная и производственная деятельность предприятия (фирмы). Его цель - совершенствование организации и управления производством, поиск резервов повышения эффективности деятельности предприятия.

В процессе внутреннего  контроля также проверяется, насколько  проведенные хозяйственные операции соответствуют требованиям нормативных документов по ведению бухгалтерского учета.

Органами внутреннего  аудита являются контрольно-ревизионные управления (отделы) соответствующих отраслевых министерств и ведомств, а также контрольно-ревизионные службы предприятий и организаций

Внешний аудитор в своей документации отражает результат исследования внутреннего аудита и, опираясь на его доверие, должен прийти к собственному заключению о соблюдении общепринятых принципов учета, правдивости и объективности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности субъекта хозяйствования.

При планировании проверки аудитор учитывает особенности  проверяемого экономического субъекта, определяет требования законодательства, которым должна соответствовать  деятельность этого субъекта, а также  степень выполнения этих требований экономическим субъектом.

Аудитор обязан обратить особое внимание на те нормативные  акты, невыполнение которых может  стать причиной прекращения или  приостановления деятельности экономического субъекта. В этой связи аудитору необходимо:

изучить имеющуюся информацию и нормативно-правовую базу, касающуюся экономического субъекта;

получить у руководителей  экономического субъекта сведения о  приемах и методах, используемых им для обеспечения выполнения требований нормативных актов;

обсудить с руководством экономического субъекта спорные вопросы, неоднозначно решенные в нормативных актах и имеющие существенное значение для оценки результатов аудиторской проверки;

проверить наличие документов о регистрации экономического субъекта, необходимых лицензий и других документов, при отсутствии которых проверяемый экономический субъект не вправе осуществлять хозяйственную и финансовую деятельность.

При обнаружении аудитором  фактов невыполнения экономическим  субъектом требований нормативных  актов он должен более тщательно изучить обстоятельства, при которых были допущены нарушения, а также оценить, как повлияют выявленные нарушения на достоверность бухгалтерской отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Нормы международных стандартов к квалификации бухгалтера и аудитора

Международные стандарты  аудиторской деятельности (МСА) состоят  из четырех взаимосвязанных последовательных частей: основные постулаты (закономерности, логические принципы и необходимые условия, представляющие общую основу стандартов аудиторской деятельности; они служат аудиторам в качестве схемы для формирования мнений и составления отчетов, в частности, в случаях, когда конкретные стандарты неприменимы); общие стандарты (определенные качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи, стоящие перед ними (подготовленность, компетентность, независимость, объективность, надлежащее внимание при проведении аудита).

Таким образом, МСА содержат:

– основные принципы;

– необходимые процедуры;

– рекомендации по применению принципов и процедур, и включают:

– введение, в котором  отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором;

– разделы, излагающие суть стандарта;

– приложения.

Рабочие стандарты – правила, которыми руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита (планирование, надзор и контроль, сбор достоверных сведений, а также соответствующие изучение и оценка системы внутреннего контроля), стандарты отчетности и аудиторского заключения (правила, касающиеся формы, содержания, размещения и передачи материалов по результатам аудиторской проверки). В заключении должно быть указано, соответствует ли финансовая отчетность требованиям бухгалтерского учета).

Члены AICPA в 1948 г. официально утвердили десять общепринятых аудиторских стандартов.

Решения AICPA расширили  и разъяснили эти десять стандартов. С 1939 по 1972 гг. было подготовлено 54 Положения  о процедуре аудита (SAP), впоследствии было выпущено 63 Положения о стандартах аудита (SAS).

Некоторые из них уже утратили силу, другие претерпели ряд изменений. Профессионалы, которым необходимо понять работу и  отчеты аудиторов, должны быть детально ознакомлены со стандартами, поскольку  они лежат в основе всей фундаментальной  специальной литературы.

На  сегодняшний день стандарты делятся  на 9 групп; десятая группа представляет собой Положения по международной  аудиторской практике.

Первая группа, которая  называется «Введение», включает в  себя такие разделы, как предисловие, терминологический словарь, концептуальная основа стандартов.

Предисловие способствует пониманию задач и методов  работы Комитета по международным стандартам, а также объема и статуса документов, создаваемых этим комитетом. Глоссарий  призван ввести единообразие терминов, используемых в МСА, количество которых на сегодняшний день составляет 110.

Под концептуальной основой  понимаются основные концепции, в рамках которых разрабатываются МСА  по отношению к услугам, которые  оказывают аудиторы.

Вторая группа стандартов, получившая название «Обязанности», объединяет стандарты, в которых раскрываются обстоятельства, при которых на аудитора и на руководство аудируемого лица накладываются определенные обязанности.

«Планирование» и «Система внутреннего контроля» – третья и четвертая группы стандартов.

Эти две группы посвящены  порядку выбора стратегии аудита, изучению деятельности клиента, определению  уровня существенности и аудиторских  рисков.

Документы пятой группы «Аудиторские доказательства» и  шестой «Использование работы третьих лиц» содержат рекомендации по получению аудитором доказательств и по привлечению к работе третьих лиц – аудиторских подразделений, внутренних контролеров и экспертов.

В стандартах седьмой  группы «Аудиторские выводы и заключения»  и восьмой «Специальные области аудита» представлены правила составления аудиторских заключений по результатам аудита финансовой отчетности и проверки другой информации.

Девятая группа «Сопутствующие услуги» раскрывает цели, принципы, процедуры и порядок составления  отчетности, которые необходимо соблюдать при выполнении аудитором сопутствующих услуг (выполнение заданий по обзору, подготовке финансовой отчетности, проведению согласованных процедур).

Кроме того, некоторые  специалисты условно разделили  все стандарты на 4 блока.

Общие стандарты

Аудит должен проводиться  лицом или лицами, имеющими соответствующую  подготовку и опыт работы.

Во всех вопросах, относящихся  к заданию, должна сохраняться независимость  подхода аудитора.

При выполнении аудита и  составлении заключения должно быть продемонстрировано должное профессиональное мастерство.

Рабочие стандарты  или стандарты практической работы

Работа должна быть тщательно  спланирована, должен осуществляться контроль за работой помощников.

Для составления плана  аудиторской проверки и определения характера, времени и объема проверок необходимо получить достаточную информацию о структуре внутреннего контроля.

Для того чтобы получить достаточные основания для вынесения  суждения о проверяемых финансовых отчетах, необходимо собрать соответствующие доказательства в процессе осмотра, наблюдения, опроса и подтверждения полученных данных.

Стандарты отчетности – это сообщения о результатах работы аудитора, где должно быть сформулировано мнение о финансовой отчетности в целом.

Аудиторское заключение должно устанавливать, представлен ли финансовый отчет в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета.

В заключении должны быть указаны обстоятельства, при которых  такие принципы последовательно  не соблюдались за текущий период по отношению к предшествующему периоду.

Информация, содержащаяся в финансовом отчете, должна считаться  в целом соответствующей действительности, если в заключении не утверждается обратное.

Заключение должно содержать  или мнение относительно финансового  отчета в целом, или утверждение, что мнение не может быть выражено.

Когда итоговое суждение не может быть выражено, должны быть приведены причины этого. Во всех случаях, когда имя аудитора связано  с финансовым отчетом, заключение должно содержать ясное указание на характер работы аудитора и степень ответственности, которую он берет на себя.

Прочие стандарты – стандарты, которые не нашли отражения в вышеперечисленных трех блоках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Бухгалтерская служба как функциональная подсистема в системе управления предприятием

Организация структурно состоит из множества взаимосвязанных  элементов, одни из которых осуществляют коммерческую (текущую, финансовую, инвестиционную) деятельность, а другие – управление ею. Но все они находятся в неразрывной связи и представляют в совокупности систему управления. 
 
         Одной из составляющих системы управления хозяйствующим субъектом является подсистема бухгалтерского учета, выделяющая в своей структуре финансовый, управленческий и налоговый учет с соответствующими информационными потоками, которые характеризуются наличием прямой и обратной связей. 
 
         Бухгалтерский учет в информационной системе управления организаций может быть представлен следующей схемой: 
 
 
        Бухгалтерская (финансово-бухгалтерская) служба является частью единого механизма управления текущей, финансовой и инвестиционной деятельностью, которая тесно связана с другими подразделениями организации. 
 
Правовой статус бухгалтерской службы регулируется нормативными документами, организационно-правовой формой и общей структурой управления организацией. 
 
         Задачами бухгалтерской (финансово-бухгалтерской) службы являются: 
 
- Организация взаимоотношений организации с другими субъектами хозяйствования; 
 
- Поиск внутренних и внешних краткосрочных и долгосрочных источников финансирования, выбор наиболее оптимального их сочетания; 
 
- Своевременное обеспечение финансовыми ресурсами текущей деятельности организации; 
 
- Эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей организации; 
 
- Сохранение и рациональное использование основного и оборотного капитала, собственного и заемного капитала; 
 
- Обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации. 
 
     Конкретными формами реализации задач финансово-бухгалтерской службы является разработка учетной политики, элементами которой являются: 
 
- Финансовая политика; 
 
- Кредитная политика; 
 
- Политика управления денежными потоками; 
 
- Амортизационная политика; 
 
- Дивидендная политика; 
 
- Политика формирования доходов и расходов; 
 
- Налоговая политика.

Информация о работе Права, обязанности и ответственность бухгалтера