Права и обязанности налоговых органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:32, контрольная работа

Описание работы

Налоговые органы вправе:
- требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
- проводить налоговые проверки;
- производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

Работа содержит 1 файл

Права и обязанности налоговых органов.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

  По вероятности  обнаружения нарушений  налогового законода  тельства налогоплательщики  делятся по отраслевому  признаку, а внутри  отрасли – по  объёмам реализации, при этом для  каждой категории  определяется средний  объём доначисленных  сумм налогов и сборов в расчёте на одну налоговую проверку за несколько лет. Выявляются и типичные для каждой категории нарушения налогового законодательства.

Отбор налогоплательщиков осуществляется также  и по внешней информации. Информация, которая  была получена в ходе контрольной деятельности налоговых органов, дополняется информацией, получен ной из внешних источников. Причём такая информация из внешних ис точников должна, например, выявить налогоплательщиков, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность без постановки на налоговый учёт или осуществляющих отдельные виды деятельности без отражения их в представляемой отчётности. Перечень источников такой информации (отражённый на рис. 8.) не является исчерпывающим, в него могут быть включены любые источники, из которых информация о налогоплательщиках может быть получена как в силу обязанности сообщать соответствующую информацию, так в силу договора об инфор мационном обмене, либо по запросу налогового органа. Однако опреде ляющий фактор здесь – это инициатива самих налоговых органов.

Кстати, большой объём  информации об явных  или возможных  нарушениях налогового законодательства содержится и в средствах  массовой информации. В частности, это  многочисленные рекламные  издания типа еженедельника  ЭкстраМ, газеты ЦентрПлюс и т.д. Объявления, публикуемые в них, об обналичивании средств, куплепродаже квартир, автомобилей, автобусов, ювелирных изделий и много другого достойны самого пристального внимания и налоговых органов, и органов налоговой полиции.

После предварительного отбора отдел, ответственный за проведение выездных проверок, с учётом заключений отдела камеральных проверок и отдела предварительного анализа основных финансовых показа телей, составляет проекты годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок. После согласования с отделом камеральных проверок, отделом предварительного анализа основных финансовых показателей и отделом учёта планы утверждаются руководителем налогового органа или его заместителем.  

Количество  выездных проверок зависит от предполагаемого объёма работы и имеющихся кадровых ресурсов. Для окончательного вклю чения налогоплательщика в план имеют значение такие факторы, как величина намечаемой к проверке организации, наличие поручений пра воохранительных и вышестоящих налоговых органов на проверку конкретных налогоплательщиков и т.п.

Как правило, в обязательном порядке в план проведения проверок включаются:

– налогоплательщики, у которых при  последней налоговой  про верке выявлены факты существенных нарушений налогового законода тельства, вызывающие необходимость проверки полноты устранения налогоплательщиком выявленных нарушений;

– налогоплательщики, не представившие  в налоговый орган  доку менты, необходимые  для исчисления и  уплаты налогов и  других обязательных платежей;

– налогоплательщики, о которых у  налогового органа имеются  сведения, свидетельствующие  о нарушении налогоплательщиком нало гового законодательства;

– налогоплательщики, в отношении которых  необходимо проверить  или уточнить сведения, полученные при проведении налоговой проверки другого лица, состоящего в правовых отношениях с данным налогоплательщиком (т.е. полученные в результате встречной проверки);

– налогоплательщики, по которым имеются  поручения вышестоящих  налоговых или  правоохранительных органов на проведение выезд ной проверки;  

– налогоплательщики, от которых получены заявления о фактах нарушения налогового законодательства должностными лицами налогового органа при проведении ими  выездной проверки32;

– реорганизуемые или  ликвидируемые организации.

Обычно  в процессе выполнения плана возникает  необходимость его  корректировки, вызванная  проведением внеплановых  проверок ор ганизаций  по поводу их ликвидации, возникновением новых  поручений правоохранительных и налоговых органов  и т.д. Корректировка плана после его утверждения возможна только по решению руководителя на логового органа или его заместителя. Решение должно основываться на докладных записках с обоснованием невозможности или нецелесообразности проведения выездной проверки конкретного налогоплательщика в запланированные сроки. 
 

2.2 Критерии отбора  налогоплательщиков

Критерии отбора налогоплательщиков для налогового контроля, используемые налоговыми органами, условно можно разделить на 2 группы:

1.  Критерии, основанные на цикличности во времени

2.  Критерии, основанные на знаниях и опыте  работников налоговых органов.

КРИТЕРИИ, ОСНОВАННЫЕ НА ЦИКЛИЧНОСТИ ВО ВРЕМЕНИ

Данные критерии подразумевают проверку каждой организации  один раз в течение определенного  периода времени, например, каждый пятый год. Однако, такие критерии не являются эффективными в применении ввиду ограниченности ресурсов налоговых органов. Если налоговые органы и попытаются осуществить эту программу, время, которое они смогут выделить на каждую проверку, окажется таким ограниченным, что не позволит выявить нарушения. Поэтому профилактика налоговых правонарушений принципом неотвратимости наказания не является реальной.

Однако периодическая  проверка может быть эффективной, например, для организаций, известных как  «проблемные». Применяется она и для крупных организаций, где всегда есть риск потерь крупных поступлений.

КРИТЕРИИ, ОСНОВАННЫЕ НА ЗНАНИЯХ И ОПЫТЕ РАБОТНИКОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ.

В ходе активной борьбы с уклонением от уплаты налогов  налоговые органы накопили достаточное количество информации о схемах уклонения от налогообложения и схемах минимизации налоговых обязательств. Эти сведения рассылаются в территориальные налоговые органы в обзорах «для служебного пользования» с квартальной периодичностью. Также налоговые органы пользуются своей внутренней информационной базой по известным им схемам уклонения, которая постоянно пополняется.

В этой связи  необходимо обратить внимание на постановление  Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". В п. 5 постановления указано, что о необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать только подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

1.  Невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Документы организации, которые могут служить доказательствами:

·  Договоры

·  Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами 

  Материалы  налоговых проверок

·  Сведения о  финансовом состоянии организации

2.  Отсутствие  необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.

Документы организации , которые могут служить доказательствами:

·  Локальные  акты организации (штатное расписание)

·  Сведения о  финансовом состоянии организации

3.  Учет для  целей налогообложения только  тех хозяйственных операций, которые  непосредственно связаны с возникновением  налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций

·  Документы  организации, которые могут служить  доказательствами:

·  ведения  о финансовом состоянии организации

·  Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

·  Первичные  документы (платежные поручения, товарные накладные, акты)

·  Регистры бухгалтерского учета (карточка счета, анализ счета, главная  книга, оборотно-сальдовая ведомость, отчет о прибылях и убытках, отчет о финансовых результатах деятельности

4.  Совершение  операций с товаром, который  не производился или не мог  быть произведен в объеме, указанном  налогоплательщиком в документах  бухгалтерского учета.

·  Документы  организации, которые могут служить доказательствами:

·  Договоры

·  Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

Кроме того, в  п. 6 перечисляются обстоятельства, которые сами по себе не могут служить  основанием для признания налоговой  выгоды необоснованной, но в совокупности и взаимосвязи с другими обстоятельствами, могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 важно, прежде всего, для судов, так как затрагивает методологию рассмотрения споров о недобросовестности налогоплательщика и получении необоснованной налоговой выгоды, оценку представленных доказательств. Но не меньшее значение постановление имеет для налоговых органов и налогоплательщиков, так как ориентирует потенциальных участников арбитражного процесса на определенные доказательства, которые должны быть представлены для установления обоснованности налоговой выгоды.

Налогоплательщик  должен понимать, что граница, за которой налоговую выгоду могут признать необоснованной, а действия налогоплательщика - схемой уклонения от налогообложения, очень тонкая, и нужно быть готовым защищать свои права. Если налогоплательщик обоснованно докажет свою правоту и сможет подтвердить, что он действительно приобрел товары или являлся потребителем услуг, то решение будет принято в его пользу.

Информация о работе Права и обязанности налоговых органов