Права и обязанности налоговых органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:32, контрольная работа

Описание работы

Налоговые органы вправе:
- требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
- проводить налоговые проверки;
- производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

Работа содержит 1 файл

Права и обязанности налоговых органов.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

Права и обязанности  налоговых органов

 Налоговые  органы вправе:

- требовать от  налогоплательщика или налогового  агента документы по формам, установленным  государственными органами и  органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления  и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

- проводить налоговые  проверки;

- производить  выемку документов при проведении  налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

- вызывать на  основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

- приостанавливать  операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов в банках и налагать  арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов;

- осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. В этой связи особо подчеркнем, что Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке согласно Налоговому кодексу РФ должен быть утвержден Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам - то есть применение в этих целях иных документов неправомерно;

- определять  суммы налогов, подлежащие внесению  налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные  фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

- требовать от  налогоплательщиков, налоговых агентов,  их представителей устранения  выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

- взыскивать  недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени;

- контролировать  соответствие крупных расходов  физических лиц их доходам;

- требовать от  банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

- привлекать  для проведения налогового контроля  специалистов, экспертов и переводчиков; 

-вызывать в  качестве свидетелей лиц, которым  могут быть известны какие-либо  обстоятельства, имеющие значение  для проведения налогового контроля;

- заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий направо осуществления определенных видов деятельности;

- создавать налоговые  посты;

- предъявлять  в суды общей юрисдикции или  арбитражные суды иски:

- о взыскании  налоговых санкций с лиц, допустивших  нарушения законодательства о  налогах и сборах;

- о признании  недействительной государственной  регистрации юридического лица  или государственной регистрации  физического лица в качестве  индивидуального предпринимателя;

- о ликвидации  организации любой организационно-правовой  формы по основаниям, установленным  законодательством Российской Федерации;

- о досрочном  расторжении договора о налоговом  кредите и договора об инвестиционном  налоговом кредите;

- о взыскании  задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам  в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев  за организациями, являющимися  в соответствии с гражданским  законодательством Российской Федерации  зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий);

- в иных случаях,  предусмотренных Налоговым кодексом  РФ.

Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Налоговые органы обязаны:

- соблюдать законодательство  о налогах и сборах;

- осуществлять  контроль за соблюдением законодательства  о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с  ним нормативных правовых актов;

- вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

- проводить разъяснительную  работу по применению законодательства  о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с  ним нормативных правовых актов,  бесплатно информировать налогоплательщиков  о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

- осуществлять  возврат или зачет излишне  уплаченных или излишне взысканных  сумм налогов, пеней и штрафов;

- соблюдать налоговую  тайну;

- направлять  налогоплательщику или налоговому  агенту копии акта налоговой  проверки и решения налогового  органа, а также в случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом, налоговое уведомление  и требование об уплате налога и сбора.

     Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами. Налоговые органы при выявлении  обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. 
 

Вопрос 2

Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок

Налоговый орган выбирает для  проверок тех налогоплательщиков, кто состоит на учёте в данном налоговом органе. Далее формируется  план проведения проверок конкретных налогоплательщиков, выявленных в процессе отбора.

Методы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, разработанные Госналогслужбой РФ в 1997 г., были ориентированы на действовавший в то время порядок обязательных периодических документальных проверок всех налогоплательщиков и ос новывались на сочетании принципов случайного и специального отбора.

Данное  сочетание давало приблизительно 50%ую эффективность проводимых проверок (получается, что каждая вторая проверка заканчи  валась без обнаружения  значительных налоговых  нарушений).

С введением в действие ч. 1 НК РФ необходимость обязательных выездных проверок всех состоящих на учёте в налоговом органе налогоплательщиков отпала. Поэтому случайный метод отбора для проведения проверок утратил своё значение, и на первый план выступили методы специального отбора. Они обеспечивают высокую эффективность про водимых мероприятий и рациональное использование имеющихся у на логового органа ресурсов. Проводить выездные проверки целесообразно у тех налогоплательщиков, у которых велика вероятность обнаружения значительных нарушений налогового законодательства и соответственно крупных доначислений подлежащих уплате в бюджет налогов и сборов.

Однако  при этом нельзя упускать из виду необходимость  проведе ния своего рода мониторинга  состояния налоговой  дисциплины среди различных категорий налогоплательщиков. Осуществление этого (даже при полном охвате камеральными проверками всей представляемой отчётности всех налогоплательщиков) невозможно без проведения выезд ных проверок, отобранных методом случайной выборки.

Наиболее  полного эффекта  от отбора налогоплательщиков для проведения проверок можно достигнуть при комплексном  использовании различных  методов отбора. В  свою очередь комплексное  применение этих методов  должно основываться на использовании  всей имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике. Эта информация может быть получена из разных источников

К информации из внутренних источников относится  информация, полученная в ходе проведения контрольной работы самими налоговыми органами. Перечень внешних источников информации является открытым и может быть существенно расширен.

Существуют  определённые методы отбора налогоплательщиков по внутренней информации.

К основным методам  отбора относится:

– сравнение показателей  бухгалтерской и  налоговой отчётности с соответствующими усреднёнными показателями по аналогичным нало гоплательщикам или по отрасли;

– оценка динамики изменения  отчётных показателей  или их соот ношений  за несколько последовательных отчётных периодов;

  – анализ материалов  предшествующих выездных налоговых проверок;

– анализ информации о  налогоплательщиках, полученной в ходе неналоговых проверок, проводимых налоговыми органами.

Сравнение представленных в  бухгалтерской и  налоговой отчётности показателей с  соответствующими показателями, усреднёнными по отрасли или по аналогичным налогоплательщикам – один из наиболее результативных методов отбора. Для более детального анализа отбираются те налогоплательщики, отчётные данные которых резко отличаются от средних. Например, значительное увеличение (в сравнении со среднеотраслевыми) отношения материальных затрат к объёму продаж готовой продукции с большой вероятностью говорит либо о занижении налогоплательщиком объёмов продаж, либо о завышении относимых на себестоимость продукции расходов. Также необходимо объяснить те статьи расходов налогоплательщика, которые отсутствуют у других ана логичных налогоплательщиков.

Сопоставление бухгалтерской и  налоговой отчётности за ряд по следовательных отчётных периодов. Информация, полученная этим ме тодом, существенно влияет на включение налогоплательщика в число кандидатов на проведение выездной проверки. При этом анализируется изменение таких показателей, как сумма начисленных налогов, обороты по реализации продукции, объёмы дебиторской задолженности, начисление и выплата заработной платы и т.п. Резкое изменение отдельных показателей или их соотношений вызывает необходимость объяснения налогоплательщика и требует самого пристального внимания и анализа со стороны налоговых органов. Например, особого внимания требуют организации, у которых (по отчётности) расходы растут и одновременно снижаются объёмы реализации.

Первые  два метода основаны на анализе представленной отчётности и используются на стадии камеральной проверки для отбора налого плательщиков, финансово-хозяйственная деятельность которых подле жит более подробному анализу (например, математические методы ана лиза, которые были разобраны в ходе описания камеральных проверок).

При назначении выездных проверок не должны упускаться из вида налогоплательщики, у которых значительные нарушения были обнаружены в процессе предшествующих налоговых проверок.

Метод, основанный на использование  информации, полученной в ходе проверок других налогоплательщиков (в том числе и другими налоговыми органами), весьма эффективен. К примеру, если в ходе про верки находятся сомнительные сделки налогоплательщика, то это несо мненно вызовет интерес со стороны налоговых органов к финансовохозяйственной деятельности его партнёров по данным сделкам. При этом партнёры, как правило, состоят на учёте в разных налоговых органах, и использование этого метода возможно лишь при хорошо нала женном информационном обмене между налоговыми органами. Подобный обмен информацией может оказаться весьма полезным при выявле нии категорий налогоплательщиков, требующих особого внимания. Если одним налоговым органом выявляются систематические, типичные нарушения налогового законодательства среди определённой категории налогоплательщиков, то вероятность обнаружения другим налоговым органом аналогичных нарушений среди соответствующих налогоплательщиков очень высока. Аналитическая работа такого рода должна проводиться постоянно налоговыми органами всех уровней (вплоть до МНС России). При этом должна присутствовать обратная связь, т.е. вначале отчётная информация движется от территориальных налоговых ор ганов в управление МНС РФ по субъектам РФ и выше, а затем аналити ческая информация движется от вышестоящих налоговых органов к ни жестоящим.

Информация о работе Права и обязанности налоговых органов