Этап
5. Корректировка величины капитала
и резервов
После
того как компания пройдет перечисленные
выше этапы, величина ее чистых активов
может отличаться от величины капиталов
и резервов, сформированных в соответствии
с российским законодательством. Согласно
МСФО (IFRS) 1 эту разницу нужно отражать
в составе нераспределенной прибыли.
Несмотря
на то что описанные выше этапы
составления отчетности по МСФО кажутся
очевидными, каждый из них связан с
определенными трудностями. Успешное
их преодоление в немалой степени
зависит от того, насколько хорошо
руководители компании понимают, что
переход на МСФО затрагивает не только
бухгалтерию предприятия, но и многие
бизнес-процессы, в первую очередь
связанные с процессом управления
предприятием в целом. Поэтому мало
просто пожелать вписаться в международную
систему отчетности, необходимо рассматривать
переход на МСФО как сложный проект,
требующий контроля и координации
со стороны высшего руководства
в течение всего срока его
осуществления.
1)
Пересчет всех данных учета
за два предшествующих года
в соответствии с МСФО вызывает
у компаний значительные трудности,
поэтому на практике многие
из них нарушают данное требование.
Они используют промежуточный
вариант по МСФО (IAS) 34 «Промежуточная
финансовая отчетность», когда
первая опубликованная отчетность
носит предварительный характер.
В ее состав включается только
бухгалтерский баланс на дату
перехода на МСФО (то есть на
отчетную дату) или показатели
за один год, но без сопоставимых
данных за предыдущий период.
2)
Поскольку некоторые принципы
составления отчетности и оценки
активов и обязательств по
МСФО и РСБУ отличаются, то
применять одну и ту же учетную
политику для этих целей нельзя.
Учетная политика для целей
МСФО применяется только к
отчетности, составленной по международным
стандартам.
3)
Справедливая стоимость - сумма,
на которую может быть обменен
актив или по которой обязательство
может быть погашено при сделке
между независимыми осведомленными
сторонами на открытом рынке.
2.2.
Сравнение пояснений в МСФО
и РСБУ
Сравнение
МСФО и РСБУ приведено в таблице:
Таблица.
Сравнение пояснений к финансовой (бухгалтерской)
отчетности
Наименование |
РСБУ |
МСФО |
Комментарий |
Функции
пояснений |
Пояснения к
бухгалтерскому балансу и отчету
о прибылях и убытках должны раскрывать
сведения, относящиеся к учетной
политике организации, и обеспечивать
пользователей дополнительными
данными, которые нецелесообразно
включать в бухгалтерский баланс
и отчет о прибылях и убытках,
но которые необходимы пользователям
бухгалтерской отчетности для реальной
оценки финансового положения организации,
финансовых результатов ее деятельности
и изменений в ее финансовом положении
(п.24 ПБУ 4/99). |
Примечания
к финансовой отчетности компании должны:
(a) представлять
информацию об основе подготовки
финансовой отчетности и конкретной
учетной политике, используемой
в соответствии с параграфами
108-115 МСФО 1;
(b) раскрывать
информацию, требуемую Международными
стандартами финансовой отчетности,
которая не представлена непосредственно
в бухгалтерском балансе, отчете
о прибылях и убытках, отчете
об изменениях в капитале или
отчете о движении денежных
средств; и
(c) обеспечивать
дополнительную информацию, которая
не представлена в непосредственно
в бухгалтерском балансе, отчете
о прибылях и убытках, отчете
об изменениях в капитале или
отчете о движении денежных
средств, но необходима для
достоверного представления какого-либо
из этих отчетов. |
Различий нет. |
Порядок
представления информации |
Возможный состав
пояснительной записки приведен
в п.19 «Указаний о порядке составления
и представления бухгалтерской
отчетности», утвержденной приказом Минфина
России от 22.07.2003 № 67н, однако не устанавливает
порядок представления информации
в пояснительной записке. |
В п.105 МСФО 1 даны
рекомендации в отношении порядка
представления примечаний к финансовой
отчетности, направленного на облегчение
понимания финансовой отчетности и сопоставления
ее с финансовой отчетностью других организаций.
|
Последовательность
представления информации в составе
пояснительной записки в РСБУ
не установлена. |
Раскрытие
информации об учетной политике
|
В соответствии
с п.15 ПБУ 1/98 cущественные способы
ведения бухгалтерского учета подлежат
раскрытию в пояснительной записке,
входящей в состав бухгалтерской
отчетности организации за отчетный
год.
Изменения учетной
политики на год, следующий за отчетным,
объявляются в пояснительной
записке в бухгалтерской отчетности
организации (п.23 ПБУ 1/98). |
Требования
к раскрытию информации об изменениях
в учетной политике (как имевших
место, так и будущих) рассмотрены
в отдельном документе.
В соответствии
с п.108 МСФО 1 организация должна кратко
изложить важные положения учетной
политики, включая основу (основы) измерения,
использованную при подготовке финансовой
отчетности, а также иные положения
учетной политики, уместные для понимания
финансовой (бухгалтерской) отчетности.
В соответствии
с п.113 МСФО 1 организация должна раскрывать
в разделе описания учетной политики
или в примечаниях к финансовой
отчетности суждения, помимо тех, что
связаны с расчетными оценками (см.
п. 116 МСФО 1), которые принимало руководство
в процессе применения тех аспектов
учетной политики, которые оказывают
наиболее значительное влияние на суммы,
признанные в финансовой отчетности.
В соответствии
с п.116 МСФО 1 организация должна раскрывать
в примечаниях информацию, представляющую
основные предположения в отношении
будущего. Необходимо раскрывать основные
источники информации относительно
оценки неопределенности, существующей
на отчетную дату в отношении рисков
существенной корректировки балансовой
оценки активов и обязательств в
течение следующего финансового
года. В отношении указанных активов
и обязательств организация раскрывает:
их характер
и их балансовую стоимость на отчетную
дату. |
В отличие от
требований МСФО, в РСБУ раскрытие
информации о ключевых допущениях относительно
будущего и других источников неопределенности,
могущих повлиять на корректировку балансовой
оценки активов и обязательств в будущем
не предусмотрено.
МСФО допускает
два основания для изменения
учетной политики:
- изменение вследствие
принятия стандарта или интерпретации
- добровольное
изменение, направленное на формирование
надежной и более уместной
В последнем
случае МСФО не содержит требований о
раскрытии характера предполагаемых
изменений.
|
Раскрытие
информации в отношении политики управления
капиталом
|
Соответствующие
положения отсутствуют.
|
В соответствии
с п. 124А-124С МСФО 1 компания должна раскрывать
(а) качественную
информацию, характеризующую управление
капиталом (в частности, описание
объекта управления, содержание
имеющихся внешних требований
в отношении капитала и степень
учета указанных требований при
разработке политики управления
капиталом, способы реализации
целевых установок в сфере
управления капиталом,
(b) количественные
характеристики компонентов, включаемых
в состав капитала
(с) изменения,
произошедшие по сравнению с
предыдущим периодом в отношении
вышеуказанных параметров
d) факт соответствия
либо несоответствия условиям внешних
требований в отношении капитала, при
этом в случае несоответствия также должна
раскрываться информация о последствиях,
вызванных таким несоответствием |
В отличие от
МСФО в РСБУ отсутствуют требования
о раскрытии информации в отношении
политики управления капиталом.
|
Прочие
требования к раскрытию информации,
направленные на понимание пользователями
особенностей деятельности компании |
В соответствии
с п. 19 Указаний о порядке составления
и представления бухгалтерской
отчетности в пояснительной записке
следует привести:
краткую характеристику
деятельности организации, основные показатели
деятельности и
факторы, повлиявшие
в отчетном году на финансовые результаты
деятельности организации, а также
решения по итогам рассмотрения годовой
бухгалтерской отчетности и распределения
чистой прибыли,
Целесообразно
включение в пояснительную записку
данных о динамике важнейших экономических
и финансовых показателей работы
организации за ряд лет, описаний будущих
капиталовложений, осуществляемых экономических
мероприятий, природоохранных мероприятий
и другой информации, интересующей возможных
пользователей бухгалтерской отчетности |
В соответствии
с пп.125-126 МСФО 1 Организация обязана
раскрывать в примечаниях к финансовой
отчетности:
- сумму дивидендов,
предложенных или объявленных
до утверждения финансовой отчетности
к опубликованию, но не признанных
как распределение владельцам
собственного капитала в течение
отчетного периода, и соответствующую
сумму в пересчете на акцию;
- сумму любых
не признанных дивидендов по
привилегированным кумулятивным
акциям.
- постоянное
место нахождения и организационно-правовая
форма организации, страна ее
происхождения и адрес зарегистрированной
конторы (или основное место
ведения дел, если оно отличается
от места размещения зарегистрированной
конторы);
-описание характера
операций и основных видов
деятельности организации;
-наименование
материнской компании и конечной
материнской компании группы.
Дополнительная
информация (например, по управлению рисками)
раскрывается в соответствии с другими
стандартами МСФО и не анализируется
в данном сравнении.
|
В РСБУ положения
в отношении раскрытия прочей информации
сформулированы в качестве рекомендаций.
При этом часть раскрытий, требуемых МСФО,
в РСБУ не определены в качестве обязательных.
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Министерство
финансов РФ опубликовало 23.03.2010 проект
приказа о внесении изменений
в бланки форм бухгалтерской отчетности
организаций. Предполагается, что приказ
вступит в силу с годовой отчетности
за 2011 год, но организациям будет предоставлено
право применять его для бухгалтерской
отчетности за 2010 год.
Согласно
предлагаемому проекту приказа
будут утверждены новые бланки форм
бухгалтерской отчетности: бухгалтерского
баланса (форма №1), отчета о прибылях
и убытках (форма №2), отчета об изменениях
капитала (форма №3) и отчета о
движении денежных средств (форма №4).
Пояснения
к бухгалтерскому балансу и отчету
о прибылях и убытках, которые
ранее расшифровывались соответствующими
справками, теперь должны оформляться
в табличной или текстовой
форме по устанавливаемым образцам.
Что
касается самих форм бухгалтерской
отчетности, то организации, как и
прежде, могут самостоятельно разрабатывать
их содержание, используя как основание
формы, утверждаемые данным приказом.
Для
предоставления в органы государственной
статистики во всех формах отчетности
включена графа "Код" для соответствующего
показателя. Обновленные коды статей
приводятся в приложении к проекту
приказа.
В
министерстве полагают, что утвержденные
приказом Минфина России от 22.07.03 №
67н формы баланса и отчета о
прибылях и убытках морально устарели.
Изначально предполагалось, что это
лишь образцы, по которым компании будут
разрабатывать свои бланки. Но на практике
большинство отчитывается по формам
Минфина. Поэтому решено отменить приказ
№ 67н и ввести вместо него новые
формы.
- ФЗ от 21.11.96г.
№129 ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред.
от 30.06.03г.).
- Приказ Минфина
РФ от 02.07.10г. №66- н «О формах бухгалтерской
отчетности организаций»
- ПБУ 4/99 «Бухгалтерская
отчетность организации», утверждено
Приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года №43н.
- ПБУ 9/99 «Доходы
организации», утвержденное приказом
Минфина РФ от 6 мая 1999г. № 32н.
- ПБУ 6/01 «Учет
основных средств», утвержденное приказом
Минфина РФ от 30 марта 2001г. №26н.
- ПБУ 13/02 «Учет
расчетов по налогу на прибыль организации»,
утвержденное приказом Минфина РФ от 19
ноября 2002г. № 114н.
- ПБУ 14/07 «Учет
нематериальных активов», утвержденное
приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007г.
№153н.
3. ПБУ
10/99 «Расходы организации», утвержденное
приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 № ЗЗн.