Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение сущности затрат и их классификации в бухгалтерском управленческом учете и применение своих навыков в практической части. Задачами являются изучить понятие затрат, их классификацию, группировку, а также рассмотреть современные модели учета затрат на производство и результатов хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы
1.1 Эволюция методов учета затрат
1.2 Понятие затрат и их классификация
1.3 Определение сущности учета затрат на производство
Глава 2. Классификация и группировка затрат
2.1 Виды классификации затрат в системе управленческого учета
2.2 Классификация затрат для калькулирования и оценки произведенной продукции
2.3 Классификация затрат для осуществления процессов контроля и регулирования
2.4 Группировка затрат на производство в зависимости от целей управления
2.5 Группировка производственных затрат для принятия решений и планирования\
2.6 Учет затрат на рабочую силу
Глава 3. Современные методы учета затрат в системе бухгалтерского управленческого учета
3.1 Современные методы учета затрат
Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
Пропорциональные переменные затраты в расчете на одно изделие при увеличении объема производства остаются неизменными. В реальных условиях функционирования предприятия переменные расходы изменяются пропорционально изменению объема выпуска продукции при соблюдении: расходные нормы и цены на ресурсы не изменяются в течение отчетного периода, объем выпуска продукции увеличивается в пределах наличной мощности предприятия.
В зависимости от времени возникновения затраты подразделяются на расходы текущего периода, расходы будущего периода и предстоящие расходы.
Под расходами текущего периода понимаются расходы, связанные с производством и реализацией продукции данного периода. К расходам будущих периодов относятся такие, которые хотя и возникают в данном периоде, но подлежат отнесению на себестоимость отдельных видов продукции в течение установленного срока. Это расходы на освоение новых видов продукции, производимые за счёт себестоимости, пусковые расходы, расходы на аренду помещения, выписка газет и журналов и т.д.
К предстоящим относят затраты, которые в данном отчётном периоде ещё не произведены, но для правильного отражения фактической себестоимости подлежат включению в затраты производства за данный отчётный период в плановом размере (расходы на оплату отпусков рабочих и др.).
На результаты деятельности предприятия существенное влияние оказывает целесообразность совершения затрат. По данному признаку затраты подразделяются на эффективные и неэффективные.
Эффективные – это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых они были произведены.
Неэффективные – это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведён продукт. Неэффективные затраты – это потери на производстве. К ним относятся потери от брака, простоев, недостачи и порча товарно-материальных ценностей.
В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин "затраты на производство".
Часто в экономической литературе термин "затраты" отождествляется с понятием "расходы". Однако более внимательное изучение этих категорий свидетельствует об их серьезном различии.
В ПБУ 10/99 "Расходы организации" и ПБУ 9/99 "Доходы организации", вступивших в силу с 1 января 2000г., впервые определены для целей бухгалтерского учета понятия "доходы" и "расходы". При этом под расходами понимается "уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)". Расходы включают такие статьи, как затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), на оплату труда управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.). Составление формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках" для внешних пользователей бухгалтерской отчетности предполагает развернутое и симметричное отражение информации о доходах и расходах организации.
Предметом управленческого учета среди прочего являются текущие издержки организации. Говоря языком финансового учета, это расходы по обычным видам деятельности.
В п. 9 ПБУ 10/99 по сути изложен механизм перехода от расходов организации к себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Определено, что для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость произведенной продукции (работ, услуг), которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности:
признанных в отчетном году и в предыдущие отчетные периоды;
переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды;
Термины "доходы" и "расходы" организации, определенные названными положениями, не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, в соответствии с которыми расходы включают убытки и затраты, возникающие в ходе основной деятельности предприятия. Они, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Данный подход называется соответствием расходов и доходов. Таким образом, в бухгалтерской отчетности все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами (принцип соотнесения доходов). С точки зрения техники российского учета это состоит в том, что затраты должны накапливаться на счетах 10 "Материалы", 02 "Амортизация", 70 "Расчеты по оплате труда", затем на счетах 20 "Основное производство" и 43 "Готовая продукция" и не списываться на счета продаж до тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связаны, не будут реализованы. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат – расходы. В бухгалтерском учете доходы и расходы отражаются соответственно по кредиту и дебету счетов 90, 91. Применительно к счету 90 "Продажи" расходы предприятия по существу характеризуют себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).
Понятие "издержки" из числа рассмотренных является наиболее обобщающим показателем. Издержки – денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью. Тогда затраты можно определить как издержки, понесенные организацией в момент приобретения каких-либо материальных ценностей или услуг. Возникновение издержек, относимых к затратам, сопровождается уменьшением экономических ресурсов организации или увеличением кредиторской задолженности. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации. Будем придерживаться этих подходов при дальнейшем изложении материала.
Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научно обоснованная классификация. Затраты на производство группируют по месту их возникновения, носителям затрат и видам расходов.
По месту возникновения затраты группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг).
Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные к реализации. Эта группировка необходима для определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг).
По видам затраты группируются по экономически однородным элементам и по статьям калькуляции.
В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить.
1.3 Классификация затрат.
1.3.1 Виды классификации затрат в системе управленческого учета.
Целевые классификации затрат, используемые на предприятиях, являются обязательным элементом системы управленческого учета. Из многочисленных оснований для учебных целей выделены следующие группы:
по целям управления;
для ценовых решений;
по видам деятельности;
по отношению ко времени возникновения и окончания производственных процессов.
Классификация затрат по целям управления предназначена для достоверного измерения и учета: ранее понесенных затрат на общий объем производства конкретного продукта и единицу выпущенной продукции; полного обеспечения информацией всего цикла принятия управленческих решений, начиная т выбора цели и заканчивая контролем и регулированием заданного курса действий, а также оперативного сбора, обработки и предоставления данных для планирования, обобщения и оценки деятельности подразделений и предприятия в целом.
Управленческие решения касаются таких проблем, как: выбор видов продукции для сокращения, увеличения, поддержания в постоянном объеме; увеличение или сокращение объема производства и продаж по предприятию в целом; изменение структуры затрат при увеличении (уменьшении) покупных полуфабрикатов в общей сумме производственных затрат. В основу принятия решений о вложениях в производство новых продуктов, в НИОКР, о реконструкции предприятия, совершенствовании технологии и организации производства положена себестоимость единицы продукции. Без исчисления этого показателя невозможно исчислить прибыль предприятия, доходность продаж, дать оценку реализованной продукции и запасов. Такая информация не только полезна, но и необходима руководству для осуществления функций управления, что и послужило основанием для выделения группы затрат, отражающих процесс формирования себестоимости. Обычно ограничиваются тремя элементами затрат: материальными, затратами на труд и накладными производственными расходами. В некоторых случаях (что зависит от принятого метода оценки готовой продукции) используется статья "Управленческие (общепроизводственные) расходы". При этом главным принципом сбора "исторических" затрат выступает их соизмерение с доходами:
Затраты > Выпуск > Доходы
Процесс принятия управленческих решений менеджмент разделяет на три стадии, каждая из которых требует сбора и обработки экономической информации о затратах: на подготовку решения, принятия решения, реализацию решения.
На стадии подготовки управленческого решения проводятся сбор и группировка информации о затратах, а также выявляются и формируются дополнительные затраты, возникающие при принятии решения.
На стадии принятия решения разрабатываются возможные варианты действий. По каждому варианту рассчитываются затраты на базе прошедших, настоящих и будущих данных. Эти затраты называются альтернативными, так как они имеют конкретное отношение только к одному из альтернативных вариантов решений и подчиняются принципу:
Доходы > Затраты > Прибыль
Изучение альтернативных затрат привело не только к их делению по стадиям принятия решения, но и к выделению из общей величины четырех уровней фактического формирования:
затраты на финансирование деятельности предприятия;
затраты на управление предприятием, выполнение им функций маркетинга, исследований, разработки и т.п.;
затраты на производство, связанные с выпуском определенных видов продукции, конкретной технологией, уровнем качества и т.д.;
затраты на совершение определенных видов деятельности, выбранных в соответствии с тактикой предприятия.
Альтернативные затраты имеют свою отличительную характеристику – они субъективны, пригодны только для краткосрочных решений (тактики организации), не учитывают ранее произведенных затрат, не связанных с данным вариантом решения, игнорируют постоянные накладные расходы.
Поскольку основное назначение управленческого учета заключается в наблюдении и анализе использования затрат и результатов прошлой, настоящей и будущей деятельности предприятия, цели управления определяют состав и детализацию производственных издержек.
Для осуществления контроля и регулирования производственные затраты дифференцируют относительно объема (уровня) производства. При этом информация должна быть собрана и обработана в следующей последовательности:
Затраты > Объем производства ------- > Прибыль
Здесь затраты могут быть представлены в виде плановой (нормативной) или фактической величины в непосредственной связи с натуральной основой производства и вкладом каждого подразделения, сегментированном в общие результаты деятельности предприятия. Основанием для системы контроля в этом случае будут какие-то предельные затраты в отношении: продукта, производственного подразделения или конкретного периода.
В любом случае под предельными затратами понимают определенный перечень таких переменных затрат, какие растут пропорционально увеличению объема производства. При этом не все предельные затраты будут иметь прямое отношение к продукту и должны быть рассчитаны на единицу изделий, работ, услуг. В таком случае система контроля на основе "покрытия затрат доходами" должна быть построена на базе расчета предельных нормативных затрат.
Система контроля за затратами, базирующаяся на принципе их погашения, должна отражать взаимосвязь между степенью использования ресурсов и конечными результатами деятельности, причинно-следственную связь между продуктом и затратами внутри производства по его подразделениям. Главным инструментом данной стороны управленческого учета выступают нормы и сметы.
Управленческий учет формирует информацию об ожидаемых затратах, соответствующую концепции их управления и контроля. Важным моментом в системе контроля выступает положение, при котором большая часть затрат закреплена за ответственными лицами. Из всего состава затрат выбирают контролируемые статьи по каждому центру ответственности, которые будут характеризовать возможности влияния на их величину менеджеров структурных подразделений.
Процедурами управленческого учета предусматривается пересчет ожидаемых (плановых или нормативных) затрат на фактический выпуск продукции. Основаниями для пересчета служат особая классификация затрат и влияние на переменные затраты изменения объема производства. Поскольку объем производства не контролируется центрами возникновения затрат, то это позволяет рассчитать неконтролируемые менеджером затраты и вывести их из состава совокупных издержек конкретного подразделения. В отчетах об исполнении смет должны содержаться данные сопоставления фактических затрат с предельными, а также о результатах деятельности по подконтрольным показателям.
Следовательно, система управленческого учета с помощью особой группировки затрат, отвечающей требованиям контроля, информирует аппарат управления о ходе производственного процесса, динамике затрат и результатах.
Группировка затрат для ценовых решений отличается своеобразием подхода к организации учета не только состава затрат, но и объемов продаж, времени использования ресурсов, способу оценки потребительских свойств продукции и ее качества. Поскольку ценовые решения связаны с определением объема выпуска продукции и зависят от влияния стратегических и тактических факторов и реального положения предприятия на рынке, оно вынуждено собирать обширную информацию о ценах на свою продукцию, определять свое место на рынке, вырабатывать стратегию и политику затрат. Относительно последних, можно отметить, что многочисленные основания классификации затрат для ценообразования позволяют сделать оптимальный набор статей, соответствующий стратегии предпринимательства. В связи с этим предприятия разрабатывают методологию сбора и обработки информации о затратах, используя различные методы оценки самих затрат и изделий.