Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 00:30, реферат
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно - материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями – за купленные ими товары; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Понятие учета расчетов и его задачи……………………………..........4-5
2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………..5-10
3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками……………………….10-12
4. Учет расчетов по кредитам и займам………………………………...12-17
Заключение………………………………………………………………….18
Список используемой литературы…………………………………………19
На суммы предъявленных на оплату счетов поставщиков за поставленные ценности, оказанные услуги (работы) или фактически поступившие товары и материалы, потребленные услуги и работы составляется бухгалтерская запись:
Д-т 10 «Материалы»,
41 «Товары»,
25 «Общепроизводственные расходы»,
26 «Общехозяйственные расходы» и т.д.
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Сумма налога на добавленную стоимость включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя записью:
Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально - производственным запасам»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
По действующему законодательству налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям или услугам, стоимость которых списывается на затраты организации (или издержки обращения), после погашения обязательств перед поставщиками предъявляется бюджету, т.е. на сумму налога, уплаченного поставщикам, уменьшаются обязательства организации перед бюджетом по уплате НДС.
Это отражается записью:
Д-т 68 «Расчеты с бюджетом»
К-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобре-тенным по материально-производственным за-пасам».
Если
счет поставщика был акцептован и
оплачен до поступ-ления товарно-
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредитора-ми»,
субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
К-т 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками ».
Оплата счетов поставщиков, т.е. погашение задолженности перед ними, отражается на счетах следующей записью:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т 51 «Расчетные счета»,
52 «Валютные счета»,
55«Специальные счета в банках»,
71
«Расчеты с подотчетными
При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы поставщиков (неотфактурованные поставки), по кредиту счета 60 отражается стоимость ценностей, исходя из цены и других условий, предусмотренных договором. Если цена не указана и не может быть установлена исходя их условий договора, то для определения величины кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет цену в отношении аналогичных ценностей.
Счет 60 дебетуется на суммы исполнения обязательств, включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов с покупателями и заказчиками, иными организациями. Возвращенные поставщиком неиспользованные суммы аванса отражают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 60. Ранее выданные, но не востребованные авансы списываются на убытки организации.
Схемы
бухгалтерских записей при
Если задолженность погашается кредитами банка, то делается запись:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и зай-мам»,
67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Но
во время совершения расчетов организация
может и сама выступать поставщиком
или подрядчиком, т.е. сама продавать
покупателям и заказчикам товарно-материальные
ценности, выполнять работы или оказывать
услуги.
3 Учет расчетов с покупателями и заказчиками
Покупатели и заказчики - это организации,
приобретающие произведенную продукцию,
товары, прочие ценности, потребляющие
оказываемые им услуги и выполненные работы.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию (работы, услуги) отражается на синтетическом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Этот счет дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы, кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов). При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.
К этому синтетическому счету открывается несколько субсчетов по видам расчетов. Аналитический учет ведется в хронологическом порядке по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю или заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
По мере отгрузки продукции и оказания услуг к оплате предъявляются расчетные документы, в которых величина выручки от их реализации (по договорной цене с налогом на добавленную стоимость) отражается:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».
Погашение задолженности покупателями и заказчиками (оплата расчетно-платежных документов) отражается:
Д-т 51 «Расчетные счета»,
52 «Валютные счета»,
50 «Касса»
К-т 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками ».
Организации могут получать авансы (предварительную оплату) под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ или при частичной оплате продукции и услуг, производимых для заказчиков. На счетах бухгалтерского учета это отражается записью:
Д-т 51 «Расчетные счета»,
52 «Валютные счета» и др.
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
субсчет «Авансы полученные».
При зачете сумм ранее полученных авансов при предъявлении покупателям (заказчикам) счетов за полностью произведенные работы, проданные изделия делается проводка:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
субсчет «Авансы полученные»
К-т 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками ».
Если расчеты производятся при совершении товарообмен-ной операции, то по соглашению сторон может производиться взаимный зачет задолженностей. Такая операция может отражаться по:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
4 Учет расчетов по кредитам и займам
Особенности сельскохозяйственного производства (его сезонность, большая фондоемкость, дифференциация производства и др.) вызывают необходимость привлекать дополнительные источники финансирования деятельности. Источниками таких средств служат кредиты, полученные в банках и прочих финансовых институтах, бюджетные кредиты.
Кредиты предоставляются банками на принципах целевого использования, срочности, платности, возвратности. Для получения кредита сельскохозяйственное предприятие должно представить в учреждение банка следующие документы: заявление, копии балансов, учредительных документов, технико–экономическое обоснование и др.
Кроме банковских кредитов, сельскохозяйственные предприятия могут привлекать прочие заемные средства у юридических и физических лиц, могут получать краткосрочные и долгосрочные займы путем выпуска и продажи акций трудового коллектива, акций и облигаций предприятия, а также под векселя и другие обязательства.
Для учета операций получения и погашения кредитов и займов используют пассивные счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Полученные ссуды и займы отражают по кредиту этих счетов в корреспонденции со счетами по учету денежных средств и расчетов, а погашение ссуд и займов – по дебету счетов в корреспонденции по счетам денежных средств.
Начисленные проценты по полученным кредитам
являются для заемщика в соответствии
со ст. 5 ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов
и затрат по их обслуживанию» и ст. 3 ПБУ
10/99 «Расходы организации» его прочими
расходами и отражаются по дебету счета
91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту
счетов 66 и 67.
Следует отметить два момента:
1) при использовании заемных средств для предварительной оплаты, выдачи авансов, связанных с приобретением товарно–материальных ценностей, начисленные заемщиком проценты по кредиту относят на увеличение дебиторской задолженности и отражают по дебету счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счетов 66 и 67. При поступлении ценностей их стоимость увеличивается на сумму начисленной дебиторской задолженности (дебетуют счета 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и др. и кредитуют счета 60 и 76). Последующие начисления процентов за использование кредита под указанные ценности учитывают уже в общем порядке, т.е. включают в состав прочих расходов;
2) при использовании кредитов, полученных для финансирования приобретения основных средств, начисленные проценты до момента принятия объектов к учету включают в первоначальную стоимость объектов и отражают по дебету счетов 07 «Оборудование к установке» и 08 «Вложения во внеоборотные активы». После принятия основных средств к учету начисляемые проценты включают в состав прочих расходов (дебетуют счет 91 «Прочие доходы и расходы» и кредитуют счета 66 и 67).
Поступление средств от продажи акций трудового коллектива, акций и облигаций организаций, а также по другим обязательствам отражают по дебету денежных средств или счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Если ценные бумаги проданы предприятием по цене, превышающей их номинальную стоимость, то разницу между ценой продажи и номинальной стоимостью отражают по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», а затем равномерно на протяжении всего срока займа списывают с дебета счета 98 в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Если облигации размещаются по цене ниже номинальной их стоимости, то разницу между ценой размещения и номинальной стоимостью облигаций доначисляют равномерно в течение срока обращения облигаций. На сумму доначислений дебетуют счет 91 и кредитуют счет 66 или 67.
Причитающиеся проценты по полученным займам отражают по кредиту счета 66 или 67 и дебету счетов учета источников выплат так же, как и по кредитам банков.
Расходы, связанные с выпуском и распространением ценных бумаг, учитывают по дебету счета 91 с кредита соответствующих расчетных, денежных и материальных счетов.
При погашении и возврате ценных бумаг их списывают в дебет счета 66 или 67 с кредита денежных счетов.
Прекращение обязательств по договору
займа может быть оформлено в виде отступного
или новации (ст. 409 и 414 ГК РФ). В этом случае
поступления денежных средств к заемщику
рассматривается в качестве не подлежащих
налогообложению. С момента заключения
соглашения об отступном взаимоотношения
сторон регулируются правилами договоров
купли–продажи или возмездного оказания
услуг.
При возврате заемщиком займов, полученных в натуральной форме, могут возникать стоимостные разницы в оценке имущества, полученного в качестве займа, и имущества, передаваемого для погашения. Эти разницы отражаются у заемщика в качестве прочих расходов (по дебету счета 91 и кредиту счетов 66 и 67) или прочих доходов (по дебету счетов 66 и 67 и кредиту счета 91). При задержке погашения займа и просрочке в уплате процентов по займу к заемщику применяют штрафные санкции, которые отражаются у должника в составе прочих расходов (по дебету счета 91).