Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:38, курсовая работа
Основой процветания любой организации является бухгалтерский учёт, вне зависимости от организационно-правовой формы организации, её структуры, строения и рода деятельности, так как основная цель бухгалтерского учёта - обеспечение аналитиков информацией, необходимой для принятия решений. Бухгалтерский учет, представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций, выступает важнейшей функцией управления всех хозяйствующих субъектов, функционирующих в промышленности.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие счета бухгалтерского учета…………………………………….......5
1.1 Структура бухгалтерского счета, схема строения активных и пассивных счетов.……….................................................................................................................5
1.2Начальные и конечные остатки на счетах. Обороты по дебету и по кредиту счетов бухгалтерской проводки (корреспонденция счетов)……………....7
2 Классификация счетов бухгалтерского учета……………………………...13
2.1Классификация счетов по экономическому содержанию, назначению и структуре, по отношению к бухгалтерскому балансу, по самостоятельности применения......................................................................................................................15
2.2 Понятие плана счетов бухгалтерского учета. Группировка счетов по разделам в соответствии с их экономическим содержанием…………………….....17
2.3Основные подходы к построению плана счетов в мировой практике………………………………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………26
Глоссарий………………………………………………………………………28
Список использованных источников………………………………………...29
Приложение А………………………………………………………………....31
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие счета бухгалтерского учета…………………………………….......5
1.1 Структура бухгалтерского
счета, схема строения активных и пассивных
счетов.………....................
1.2Начальные и конечные остатки на счетах. Обороты по дебету и по кредиту счетов бухгалтерской проводки (корреспонденция счетов)……………....7
2 Классификация счетов
бухгалтерского учета…………………………
2.1Классификация счетов по
экономическому содержанию, назначению
и структуре, по отношению к бухгалтерскому
балансу, по самостоятельности применения....................
2.2 Понятие плана счетов бухгалтерского учета. Группировка счетов по разделам в соответствии с их экономическим содержанием…………………….....17
2.3Основные подходы к построению
плана счетов в мировой практике…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………...29
Приложение А………………………………………………………………....
Введение
Основой процветания любой организации является бухгалтерский учёт, вне зависимости от организационно-правовой формы организации, её структуры, строения и рода деятельности, так как основная цель бухгалтерского учёта - обеспечение аналитиков информацией, необходимой для принятия решений. Бухгалтерский учет, представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций, выступает важнейшей функцией управления всех хозяйствующих субъектов, функционирующих в промышленности. В этой связи организация бухгалтерского учета в промышленности основывается на использовании общих научно обоснованных принципов управления - системного подхода, программно-целевого метода, экономико-математического моделирования и других.
Люди часто не понимают разницы между бухгалтерским учетом и счетоводством. Счетоводство(bookkeeping) – процесс ведения бухгалтерского учета, средство регистрации хозяйственных операций и хранения учетной документации. Эта механическая и многократно повторяемая работа является частью бухгалтерского учета, который включает создание информационной системы, удовлетворяющей пользователя. Его главная цель – анализ, интерпретации и использования информации. Бухгалтеров интересует выявление тенденции на основе обрабатываемой ими информации и эффект различных альтернатив. Бухгалтерский учет включает дизайн системы, составление смет, анализ издержек, аудиторские проверки, расчет налога на прибыль и его планирование.
Поставленные
перед бухгалтерским учетом задачи
по обеспечению информацией
Не мало важную роль играет метод бухгалтерского учета, в системе которого присутствуют счета и двойная запись. Тема «Счета бухгалтерского учета» является неотъемлемой частью любого учебника или пособия как для людей, начинающих изучать бухгалтерский учет, так и для тех, кто уже знаком с основами и желает углубить свои познания в данной науке. Актуальность данной темы связана с тем, что без существования счетов трудно себе представить современный бухгалтерский учет, как трудно представить себе бухгалтера, который не был бы знаком с порядком, принципами и правилами ведения учета на том или ином счету. Отсюда возникает необходимость рассмотрения классификаций счетов бухгалтерского учета по различным признакам.
Актуальность темы курсовой работы «Бухгалтерские счета их виды и классификация. Корреспонденция счетов» выражена тем, что бухгалтерский учет как система счетов и их виды представляют собой систему, которая осуществляет изменение, обработку и передачу финансовой информации об определенном хозяйственном субъекте.
Целью данной работы является рассмотрение бухгалтерских счетов, учета и их классификации, а также рассмотрение корреспонденции счетов.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи курсовой работы:
- рассмотрение классификаций счетов по различным признакам;
-исследование особенностей счетов бухгалтерского учета как способа отражения данных о хозяйственной жизни предприятия;
- раскрытие сущности, структуры и назначения плана счетов бухгалтерского учета.
1 Понятие счета бухгалтерского учета
1.1 Структура бухгалтерского счета, схема строения активных и пассивных счетов
На каждом предприятии (организации) ежедневно совершается большое количество хозяйственных операций, которые в конечном итоге отражаются в бухгалтерском балансе. Баланс составляется периодически на отдельную дату,1-е число месяца (квартала, года), поэтому с помощью него нельзя повседневно следить за изменениями, происходящими в составе имущества предприятия (организации), источников их формирования. Для текущего учета и контроля используется система счетов бухгалтерского учета.
Представьте, что перед вами блокнот, каждый лист которого выделен для записей только по одной теме. Так, на отдельном листе можно вести записи о полученной и потраченной заработной плате, на другом - фиксировать стоимость предстоящих расходов на покупки, на третьем – записывать информацию о квартплате за месяц. Если вести эти записи непрерывно, а в конце на последней странице подвести итог, то в конце мы получим исчерпывающую информацию о том, какие денежные средства у нас остались, какие вещи, нами куплены и какова стоимость покупок, которые нам еще предстоит совершить, а также наши долги (если они есть). Таким блокнотом для предприятий является система счетов бухгалтерского учета. Каждый отдельный лист-это отдельный счет, который соответствует какому-либо средству либо источнику, а последняя страница с итогами - аналог бухгалтерского баланса.
В теории и методологии бухгалтерского учета системе счетов бухгалтерского учета принадлежит особая роль, так как с их применением реализуется проблема двойственного отражения информации, ее накапливания и обобщения. Запись по счетам производится с использованием метода двойной записи.
Счет бухгалтерского учета - это способ группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций, которые происходят с имуществом, источниками его формирования, хозяйственными процессами. Счет - это также накопитель информации, которая затем обобщается и используется для составления различных сводных показателей и отчетности.
По внешнему виду счет представляет собой таблицу, состоящую из двух частей. В начале таблицы дается название счета - наименование объекта учета. Например, счет «Материалы», счет «Уставный капитал», счет «Основное производство» и т.д.
По своей сущности счет предназначен для группировки и регистрации тех хозяйственных операций, которые привели к изменению суммы определенного вида средств и источников.
Существуют счета активные, пассивные, активно пассивные (названия и содержание счетов соответствует статьям баланса). На практике названия статьей баланса могут немного отличаться от названия счетов, но все равно их суть совпадает. Если не принимать во внимание эти расхождения в названиях, можно считать, что в правой части баланса (в его активе) располагаются активные счета, а в левой (в пассиве) – пассивные.
Активные счета предназначены для учета хозяйственных средств по их видам и для отражения изменения их состояния. Пассивные счета используются для учета источников образования хозяйственных средств и их изменения. [1,С.25] Активно-пассивные счета могут выступать либо в роли активного, либо в роли пассивного, либо одновременно являться и активным, и пассивным. На практике это может выглядеть следующим образом: предприятие-производитель получило аванс на счете «Расчеты с покупателями и заказчиками». Данные заказчики являются кредиторами предприятия, поскольку их аванс – это своего рода «одалживание денег», следовательно, счет будет пассивным. Если ситуация на предприятии обратная (вся продукция сначала отгружается, а позднее оплачивается покупателями), то покупатели выступают в роли должников (дебиторов) и счет будет активным. И, наконец, если одним заказчиком продукция отгружается в долг, а от других по условиям договора поступает предоплата, то рассматриваемый счет отражается и в активе баланса, и в его пассиве (т.е. будет одновременно и активным, и пассивным).
1.2Начальные
и конечные остатки на счетах.
Обороты по дебету и по
По форме счет- это таблица, в заглавии которой указывается название счета (например, «Касса», «Расчеты с подотчетными лицами» и др.). Данная таблица делится пополам и имеет две части – левую (дебет) и правую (кредит). В учебных целях принято изображать счет в виде «самолетика» - заглавной буквы «Т», а дебет и кредит обозначаются заглавными буквами «Д» и «К» либо сокращениями «Д-т» и «К-т».
Если на начало периода имеется остаток по какой – либо статье баланса, то и на счете, который соответствует этой статье, данный остаток должен быть отражен. На бухгалтерском языке он имеет название начальное сальдо. Как правило, начальное выделяется путем его подчеркивания и фиксации даты, на которую данный остаток выведен (определен). В течении периода происходит движение по счету (увеличение и уменьшение начального сальдо).Все изменения за период, которые происходят в дебете или кредите счета, называются оборотными. Сумма записей по дебету и по кредиту называется соответственно дебетовым и кредитовым оборотом. Остаток по счету на конец периода – это конечное сальдо. Рассмотрим изображение активного и пассивного счетов (см. схему 1).
Активный счет |
Пассивный счет | ||
Д-т «Касса» К-т |
Д-т «Уставный фонд» К-т | ||
Сальдо на начало |
Кредитовый оборот |
Дебетовый оборот |
Сальдо на начало |
Дебетовый оборот |
Кредитовый оборот | ||
Сальдо на конец |
Сальдо на конец |
Схема 1. Активные и пассивные счета
Левая часть счета называется дебетом (сокращенно Д-т), а правая часть - кредитом (сокращенно К-т). Следовательно, «дебет» и «кредит» счета соответствуют его сторонам.
Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета пользуются термином «сальдо» (остаток счета). Обычно сальдо на начало проведения операции (на начало отчетного периода) обозначается как С1, а остаток на конец проведения операции (на конец отчетного периода) - С2.
Для отражения операций на счетах необходимо документальное подтверждение, в качестве которого могут быть первичные бумажные документы, машинные носители, дискеты и т.п., причем любой из них должен иметь юридическую силу.
Каждая хозяйственная операция вызывает взаимосвязанные изменения капитала, источников его образования и обязательств. Поэтому между счетами, в которые записаны операции, возникает взаимосвязь. Эта взаимосвязь выражается в том, что дебет одного счёта сочетается с кредитом другого, давая в двух взаимосвязанных изменениях отражение одной и той же операции.
Взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счёта, возникающая в результате двойной записи на них операции, называется корреспонденцией счетов, а сами эти счета – корреспондирующими счетами.
Прежде чем
составить корреспонденцию
согласно содержанию хозяйственной операции определить: какие объекты участвуют, и какие счета затрагиваются;
что они
характеризуют: имущество (
какой из двух счетов по данной хозяйственной операции дебетуется, а какой кредитуется. [6, стр.4]
Корреспонденция счетов имеет определённое экономическое значение, т.к. позволяет раскрывать основное содержание операции. Так, если сделана запись по дебету счёта «Материалы» и кредиту счёта «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», то можно сказать, что поступили материалы (дебет активного счёта – увеличение), но за него ещё не уплачено, и поэтому возрос долг перед поставщиком – кредитором (кредит пассивного счёта – тоже увеличение). Такое раскрытие содержания операции имеет контрольное и аналитическое значение.
Внешние связи между счетами (их корреспонденция) и величина изменения (факт деятельности) составляют сущность бухгалтерской проводки.
Бухгалтерская проводка – это указание дебета и кредита счетов, затрагиваемых данной хозяйственной операции, на которые следует на основании первичных документов отнести стоимостную оценку показателя, характеризующего конкретный хозяйственный факт.
Каждый факт хозяйственной жизни выступает в виде сообщения, реализуя принцип коммуникации. Осмысливая сообщение, бухгалтер квалифицирует факт как проводку, т.е. относит его к тому или иному определённому подмножеству – счёту. При этом соответствие элементов факта элементам подмножества должно быть достаточно полным. Теория в каждом отдельном случае устанавливает предел полноты.
Таким образом,
в основе квалификации лежат две
категории: факт и проводка. Причём
факт – это элементарное сообщение
о хозяйственной деятельности, он
объективен и существует независимо
от регистрирующего и