Понятие о счетах бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:56, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение счетов бухгалтерского учета и их классификации;также разобраться в строении и значении счетов бухгалтерского учета.

Основными задачами работы являются:

-исследование особенностей счетов бухгалтерского учета как способа отражения данных о хозяйственной жизни предприятия

-рассмотрение классификаций счетов по различным признакам

-раскрытие сущности, структуры и назначения плана счетов бухгалтерского учета.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3

Строение счета……………………………………………………………………4

Активные и пассивные счета………………………………………………….....5

Синтетические и аналитические счета………………………………………….7

Оборотные ведомости………………………………………………………..…10

Основы классификации счетов………………………………………………...12

Заключение…………………………………….……………………………...….21

Список используемой литературы……………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 90.20 Кб (Скачать)

   Аналитические счета – счета бухгалтерского учета, предназначенные для детализации, конкретизации информации о наличии, состоянии и движении средств и их источников, содержащейся в синтетических счетах. Они открываются в развитие определенного синтетического счета в разрезе его видов, частей, статей, и где это требуется, с оценкой информации в натуральном, трудовом и денежном выражении. Различают аналитические счета, открытые к активным и пассивным синтетическим счетам.

   Отражение хозяйственных средств и процессов  в детализированном виде на аналитических  счетах называется аналитическим учетом. Аналитический учет организуется в карточках или книгах.

   Регистрация хозяйственных операций в бухгалтерском  учете может производиться в  форме хронологической или систематической  записи. Хронологическая запись фиксирует  хозяйственные операции в порядке  их совершения и оформления, а систематическая  – посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета в  соответствии с содержанием хозяйственных  операций.

   Метод двойной записи заключается в следующем: всякая хозяйственная операция затрагивает два счета (две статьи баланса) и поэтому должна записываться дважды – в дебет одного счета и в кредит другого.

   Процедура определения счетов, затрагиваемых  данной хозяйственной операцией, и последующего отражения в этих счетах суммы произведенной операции называется, бухгалтерской проводкой – сумма операции как бы проводится от счета к счету.

   Первый  вид хозяйственных  операций вызывает изменения только в активе баланса: одна его статья увеличивается, другая – уменьшается на сумму хозяйственной операции, то есть видоизменяется состав хозяйственных средств, их размещение. Итог баланса не изменяется.

   Пример. За ранее отгруженный товар поступили  деньги – 100 000 руб. Следовательно, в  балансе по статье «Расчетный счет»  сумма увеличится, а по статье «Расчеты с покупателями и заказчиками» –  уменьшится (уменьшится задолженность). Корреспонденция счетов (проводка) будет иметь вид:

   Дебет счета 51 «Расчетный счет» – 100 000 руб.,

   Кредит  счета 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками» – 100 000 руб.

   К операциям первого вида относятся  все операции по использованию материальных ценностей в процессе производства, по выпуску готовой продукции  из производства, ее отгрузки, погашению  дебиторской задолженности, получению  денежных средств в кассу наличными  с расчетного счета и др.

   Второй  вид хозяйственных  операций вызывает изменения только в пассиве баланса: одна его статья увеличивается, другая – уменьшается, то есть видоизменяются источники хозяйственных средств. Итог баланса не изменяется.

   Пример. На основании начисленной заработной платы, начислен налог на доходы в  сумме 1 300 руб. В балансе по статье «Расчеты с персоналом по оплате труда» задолженность уменьшится, то есть дебетуется, а по статье «Расчеты по налогам и сборам» – задолженность увеличится, то есть кредитуется. Корреспонденция счетов (проводка) будет иметь следующий вид:

   Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – 1 300 руб.,

   Кредит  счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»  – 1 300 руб.

   Третий  вид хозяйственных  операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону увеличения его статей. Итог баланса также увеличивается на сумму хозяйственной операции по активу и пассиву.

   Пример. От поставщика получены материалы, на сумму 100 000 руб. оплата за которые, не произведена. Статья актива баланса «Запасы» и  пассива баланса «Кредиторская  задолженность перед поставщиками»  увеличится на сумму стоимости материалов.

   Соответственно  корреспонденция счетов будет иметь  следующий вид:

   Дебет счета 10 «Материалы» 100 000 руб.,

   Кредит  счет 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» – 100 000 руб.

   К этому виду операций относятся начисления средств в счет учредительных  взносов, износа (амортизации) по основным средствам, износа по нематериальным активам, отчислений на социальное страхование, начисление заработной платы и премий за счет себестоимости продукции, получение  кредитов, авансовые поступления  от заказчиков и др.

   Четвертый вид хозяйственных  операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в строну уменьшения его статей. Итог баланса также уменьшится на сумму хозяйственной операции.

   Пример. На основании начисленных налогов, переводим деньги в бюджет в сумме 6 000 руб. Статья актива баланса «Расчетный счет» и статья пассива баланса  «Задолженность перед бюджетом»  уменьшается. Итог баланса также  уменьшается на сумму хозяйственной  операции. Корреспонденция счетов (проводка) будет иметь следующий вид:

   Дебет счета 51 «Расчетный счет» – 6 000 руб.,

   Кредит  счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»  – 6 000 руб.

   К этому виду относятся все операции по оплате всех видов кредиторской задолженности (бюджету, соцстраху, арендодателям, поставщикам, рабочим и служащим), зачету ранее полученных авансов, реформация баланса по списанию использованной в течение года прибыли и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   4. Оборотные ведомости

   Осуществление принципа тождества данных аналитического учета, оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число  каждого месяца реализуется посредством  составления оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета. На практике оборотные ведомости  позволяют проверить правильность и взаимоувязку хронологических  и систематических записей синтетического и аналитического учета.

   Для удобства контроля за счетами, проверки правильности записей на них и  обобщения учетной информации используют оборотные ведомости.

   Оборотная ведомость представляет собой таблицу, в которую записывают наименования и номера счетов, суммы начального сальдо по каждому счету (дебетового или кредитового), суммы оборотов по дебету и кредиту и выводится  конечное сальдо (дебетовое или кредитовое). Оборотная ведомость составляется в конце месяца и регистрирует обороты и остатки по всем работающим счетам.

   Существуют  оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета.

   Оборотная ведомость по счетам синтетического учета имеет форму:

Код счета Наименование 
счетов
Сальдо  на начало 
месяца (тыс. руб.)
Оборот  за месяц 
(тыс. руб.)
Сальдо  на конец 
месяца (тыс. руб.)
Д К Д К Д К
1 2 3 4 5 6 7 8
10 Материалы 200   200 100 300 -
50 Касса 50   300 250 100 -
51 Расчетный счет 1000   50000 42000 9000 -
60 Расчеты с поставщиками   600 5000 13100   8700
70 Расчеты по оплате труда   250 250 300   300
80 Уставный  
капитал
  400       400
  Итого 1250 1250 55750 55750 9400 9400
 

   Оборотные ведомости по счетам аналитического учета – свод оборотов и сальдо по всем счетам аналитического учета, открытым к данному синтетическому счету.

   Итоги оборотных ведомостей по счетам аналитического учета сверяются с данными  соответствующего синтетического счета  в оборотных ведомостях по счетам синтетического учета.

   Пример.

   Предположим, что на начало месяца по дебету синтетического счета «Расчеты с подотчетными лицами»  числится:

   - выданная Кружкину Б.Б. сумма 150 руб. – остаток неизрасходованных командировочных, который он не возвратил в кассу. В течение месяца с него удержано 100 руб., остаток на конец месяца составил 50 руб.;

   - выданная на представительские расходы Ложкину В.В. подотчетная сумма 400 руб.  
В течение месяца он представил авансовый отчет на сумму 250 руб. На конец месяца не возвращена сумма 150 руб.

   В течение месяца Мискину А.А. на покупку канцелярских принадлежностей выдана сумма 200 руб., за которую он отчитался.

   Таким образом, на конец месяца за работниками  предприятия числится задолженность  в сумме 200 руб.

   Аналитический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется по каждой авансовой  выдаче:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Основы классификации счетов

   Для изучения и правильного применения счетов бухгалтерского учета необходима их группировка по определенным признакам  и установление общих свойств  различных групп счетов.

 

   Для правильного использования счета  необходимо знать:

    название  счета;

    структуру и экономическое содержание счета;

    объекты, учитываемые на данном счете;

    характер  оборотов и сальдо счета;

    роль  счета в контроле за хозяйственной  деятельностью, в определении себестоимости  продукции, в выявлении финансовых результатов.

   Классификация счетов должна представлять собой взаимосвязанную  систему, отражающую перечень хозяйственных  фактов и процессов, формы функционирования средств и хозяйственных операций, источников формирования средств и  результатов деятельности предприятий.

   Классификация счетов производится по признакам, наиболее существенными из которых являются:

    отношение счетов к бухгалтерскому балансу;

    степень детализации, получаемых показателей;

    назначение  и структура счетов;

    экономическое содержание счетов.

    

Классификация счетов по экономическому содержанию

   Принцип классификации счетов по экономическому содержанию показывает, какой экономический  объект учета должен быть отражен  на счете.

    Совокупность объектов бухгалтерского учета, определяется содержанием финансово-хозяйственной  деятельности предприятия – это  позволяет установить виды и количество счетов, необходимых для всесторонней характеристики учитываемых объектов. 

   По  экономическому содержанию выделяются три группы счетов:

   I.    Хозяйственных средств

   II.   Хозяйственных процессов 

   III.  Источников образования средств

   Каждая  группа объединяет различные по характеру  и функциональной роли счета.

   I. Счета учета хозяйственных средств – первая группа предназначена для учета состава и движения хозяйственных средств, из которых можно выделить четыре подгруппы:

    счета для учета средств труда;

    счета для учета предметов труда;

    счета денежных средств;

    счета средств в расчетах.

   Объектом  учета счетов первой подгруппы являются все виды (независимо от назначения) основных средств: здания, сооружения, машины, механизмы, транспортные средства и др. Все они составляют производственно-техническую базу, правильное развитие и использование которой зависят от наличия соответствующей информации.

Информация о работе Понятие о счетах бухгалтерского учета