Понятие и состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 21:04, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является – изучение понятия и состава бухгалтерской отчетности и общие требования к ней.

Исходя из поставленной цели, перед нами стоят следующие задачи:

Раскрыть понятие бухгалтерской отчетности и выявить ее назначение
Разобрать состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней
Стандартизация бухгалтерской отчетности в международной практике
Рассмотреть нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России
Виды бухгалтерской отчетности

Содержание

Введение 3
Понятие и назначение бухгалтерской отчетности 5
Состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней 6
Стандартизация бухгалтерской отчетности в международной практике 10
Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России 13
Виды бухгалтерской отчетности 15
Заключение: 18
Практическая часть 21
Список использованной литературы: 30

Работа содержит 1 файл

Понятие и состав бухгалтерской отчетности, и общие требования к ней.doc

— 316.00 Кб (Скачать)

     Доступность информации для понимания зависит от состава и методов оценки заложенных в нее показателей. Их должны знать и составитель и пользователь отчетности. Пользователь должен правильно понимать информацию и лишь после этого принимать на ее основе рациональные решения.

     2. Полезность. Бухгалтерская отчетность должна содержать не просто общую информацию об организации, а информацию полезную при принятии решения, т.е. значимую и достоверную.

     Значимость  информации — это ее возможность  оказать влияние на результат принятого или принимаемого решения.

     Информация  имеет значимость тогда, когда позволяет прогнозировать, т.е. дает возможность предсказывать то или иное событие, а также в тех случаях, когда она основана на обратной связи и своевременна.

     Прогнозная  ценность отчетности означает ее полезность при составлении планов. Обратная связь предполагает, что в ней содержатся положения (показатели) подтверждающие предыдущие ожидания; своевременность — поступление информации в нужное время.

     Требование  достоверности информации означает, что она должна быть правдивой (реальной) и полной, адекватной хозяйственным процессам, проверяемой, т.е. пользователь получает возможность ее подтверждения. Отчетность должна беспристрастно отражать хозяйственную деятельность организации, а не интересы какого-то определенного лица или круга лиц.

     Ответственность за качество отчетности лежит на руководителе фирмы.

Стандартизация  бухгалтерской отчетности в международной  практике

     Концептуальные  основы формирования бухгалтерской  отчетности существуют практически  во всех странах. Например, в США действуют положения о концепциях финансового учета, в Великобритании – положения о принципах.

     Как известно, актуальной проблемой развития бухгалтерского учета в России является сближение его с практикой, принятой в странах с рыночной экономикой. Сближение с мировой практикой ведения бухгалтерского учета – необходимое условие для активного вхождения России в международные рынки капитала. Из всех зарубежных моделей бухгалтерского учета в качестве ориентира для отечественного учета выбраны международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

     Этот  выбор был законодательно закреплен  постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283, которым утверждена «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».4

     В результате выполнения этой программы  в настоящее время в России уже многое сделано для перехода на принятую в международной практике систему учета и отчетности, в  частности в применении принципов составления бухгалтерской отчетности. Тем не менее до сих пор данные, составленные по российским правилам, и данные, подготовленные в соответствии с МСФО, существенно различаются. В связи с этим особое значение имеет изучение основных принципов построения зарубежной отчетности.

     Можно выделить несколько моделей (систем) бухгалтерского учета и отчетности, объединяющих страны с общими подходами  к организации и методологии  бухгалтерского учета и отчетности.

     1. Англосаксонская модель. По этой модели работают в США, Канаде, Мексике, Великобритании и ее бывших колониях (Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке). Для этих стран характерна ориентация на интересы таких пользователей, как инвесторы и акционеры, а также наличие развитого рынка ценных бумаг, влияющего на требование качества бухгалтерской отчетности. В этих странах государственное регулирование бухгалтерского учета отсутствует или незначительно. Учет и отчетность регламентируются стандартами, разрабатываемыми независимыми профессиональными учетными организациями. Высоко развита система подготовки учетных кадров, выходящая далеко за пределы национальных границ.

     2. Континентальная, или европейская, модель. Объединяет Германию, Францию, Италию, Бельгию, Швейцарию и другие страны. Основными чертами этой модели являются: сильное воздействие законодательства на регулирование учета; тесная связь учета и налогообложения; ориентация на государственные нужды; более слабое развитие профессиональных организаций, выполняющих консультативную роль.

     3. Латиноамериканская модель. По этой модели работают Бразилия, Аргентина, Чили, Перу и другие страны, для которых характерны высокие темпы инфляции и государственное регулирование многих учетных вопросов.

     4. Прочие модели. Международные стандарты финансовой отчетности стали разрабатываться исходя из потребностей транснациональных корпораций. Имея дочерние предприятия, филиалы и представительства на территории нескольких государств, такие корпорации столкнулись с существенными различиями в порядке ведения бухгалтерского учета, в налоговом законодательстве, оценке средств в балансе. Несопоставимость отчетных данных и недостаточная прозрачность отчетности не давали возможности выявить подлинное финансовое положение партнеров по бизнесу в разных странах.

     Для гармонизации и унификации учетной теории и практики был создан Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). Это независимая, неправительственная организация.

     Основные  задачи СМСФО:5

     • разрабатывать и публиковать учетные стандарты, которые должны приниматься во внимание при составлении финансовой отчетности;

     • способствовать распространению этих стандартов, их принятию и соблюдению на международном уровне;

     • осуществлять работу по совершенствованию и гармонизации национальных стандартов и процедур составления отчетности.

     На  мировом уровне Совет – единственная официально признанная организация, выпускающая  стандарты финансовой отчетности.

     Процедура разработки и выпуска стандартов состоит из нескольких этапов и занимает примерно три года. Каждый стандарт содержит:

     • задачи и концепции;

     • круг охватываемых проблем;

     • терминологию;

     • критерии применения данного стандарта;

     • базы оценки и методы учета;

     • способ раскрытия информации и пояснения.

Нормативное регулирование бухгалтерской  отчетности в России

     В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

     Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, в который в 1998 г. были внесены изменения и дополнения. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить – в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус.

     Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. В настоящее время действуют 20 положений по бухгалтерскому учету.

     К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России. План счетов – документ общего порядка; этот документ является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей экономики независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В План счетов неоднократно вносились корректировки в связи с меняющимися экономическими условиями. Минфин России приказом от 31 октября 2000 г. утвердил План счетов, который введен в действие с 1 января 2001 г.

     Третий уровень объединяет ведомственные документы: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

     Документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то приказы Минфина  России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 27 июля 2003 г. № 67-н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

     Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня.

Виды  бухгалтерской отчетности

     Бухгалтерская отчетность делится на виды по следующим основным признакам:

     1. По назначению различают внешнюю и внутреннюю отчетность. Внешняя отчетность служит средством информирования внешних пользователей о характере деятельности, доходности и имущественном положении хозяйствующего субъекта. Состав внешней бухгалтерской отчетности регламентируется Министерством финансов РФ. Внешняя бухгалтерская отчетность в соответствии с международными стандартами подлежит обязательному опубликованию. Поэтому она называется «публичной». Внутренняя отчетность удовлетворяет информационные потребности самой организации в процессе принятия управленческих решений. Она строится на данных управленческого учета. Состав, сроки и ответственные за предоставление внутренней отчетности устанавливаются руководителем организации и отражаются в приказе об учетной политике.

     2. По периодичности различают годовую и промежуточную отчетность. Отчетность, составляемая по состоянию на конец отчетного года, – это годовая отчетность. Отчетность, составляемая на внутригодовую дату, – это промежуточная отчетность. Внешняя промежуточная отчетность составляется за квартал, полугодие и девять месяцев. Периодичность составления внутренней промежуточной отчетности определяет руководитель организации (суточная, недельная, декадная, месячная и др.).

     3. По степени обобщения отчетных данных различают индивидуальную, сводную и консолидированную отчетность. Индивидуальная отчетность характеризует положение и результаты деятельности отдельного хозяйствующего субъекта – юридического лица.

     Сводная отчетность составляется министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти для статистического обобщения или в рамках одного юридического лица на основании данных по его подразделениям и филиалам, выделенным на отдельный баланс, но не являющимся самостоятельными юридическими лицами.

     Консолидированная отчетность составляется группой организаций по совместно контролируемому имуществу. Такая группа представлена материнской компанией и ее дочерними предприятиями. Консолидированная отчетность, в отличие от сводной, должна показывать, прежде всего, инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом.

Информация о работе Понятие и состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней