Понятие готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ, методики организации учета выпуска и реализации готовой продукции и анализа ее основных показателей, развитие аналитического мышления, систематизации, закрепления и расширения теоретических знаний по специальности «Бухгалтерский учет» и «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Введение

     Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи.

     Движение  готовой продукции в организации  состоит из двух основных стадий:

     - поступление готовой продукции на склад;

     - отгрузки (отпуска) готовой продукции покупателям (заказчикам) в порядке реализации (продажи) или при ином ее выбытии.

     Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

     Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно  влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому учет готовой продукции и анализ производства и реализации готовой продукции является актуальным.

     Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ, методики организации  учета выпуска и реализации готовой  продукции и анализа ее основных показателей, развитие аналитического мышления, систематизации, закрепления и расширения теоретических знаний по специальности «Бухгалтерский учет» и «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».

     Для достижения целей курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

     - изучить теоретические аспекты учета и анализа готовой продукции;

     - исследовать существующий порядок документального оформления и учета выпуска и реализации готовой продукции;

     - изучить отчетность материально-ответственных лиц;

     - осуществить анализ производства и реализации готовой продукции.

     Информационной  базой для написания данной курсовой работы послужили нормативная и законодательная база, научная, специальная и справочная литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие готовой продукции, ее оценка

     Готовая продукция- это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам  или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.

     Готовая продукция, как правило, должна сдаваться на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия, сыпучие и жидкие продукты, которые не могут быть сданы на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки.

     Продукция, подлежащая сдаче заказчику на месте  и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и в состав готовой продукции не включается. В продукцию промышленного производства не могут быть включены отходы производства даже в том случае, когда их продают на сторону.

     К готовой продукции относят также  работы и услуги промышленного характера, выполненные на сторону, своему капитальному строительству и другим непромышленным производствам и хозяйствам, стоимость реализованных или предназначенных для реализации полуфабрикатов своего производства.

     Учет  готовой продукции ведут в  натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Согласно Положению о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, утвержденному приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н, готовая продукция должна отражаться в балансе по фактической производственной себестоимости.

     Основными задачами бухгалтерского учета готовой  продукции являются:

     - правильный и своевременный учет  наличия и движения готовой продукции на складах, холодильниках и других местах хранения продукции;

     - контроль за выполнением планов  по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;

     - контроль за сохранностью готовой  продукции и соблюдением установленных лимитов;

     - контроль за соблюдением плана  по продаже продукции и своевременностью оплаты проданной продукции;

         - выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов.

     Планирование  и учет готовой продукции ведут в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях.

     Условно-натуральные  показатели используют для получения  обобщенных данных об однородной продукции. Например, количество выработанной каустической соды выражается в тоннах условного веса, консервов в условных банках и т.д.

     Поступление из производства готовой продукции  оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными документами.

     Количественный  учет готовой продукции по ее видам  и местам хранения обычно осуществляется аналогично учету материальных запасов. В последнее время многие организации применяют бескарточный метод учета готовой продукции. При данном методе с помощью ЭВМ ежедневно составляют оборотные ведомости учета выпуска из производства и движения готовой продукции относительно складов (других мест хранения). Остатки готовой продукции периодически инвентаризируют.

     На  автоматизированных складах вместо карточек складского учета используют, как правило, оперативные машинограммы и видеограммы остатков и движения готовой продукции по каждому наименованию и виду.

     Как и по материальным запасам, по готовой  продукции составляют номенклатуру-ценник. Помимо ценника разрабатываются справочники продукции, в которых содержатся сведения об облагаемой и необлагаемой различными видами налогов продукции, о плательщиках и грузополучателях, среднеквартальной и среднегодовой себестоимости и др.

  1. Оценка готовой продукции

     В настоящее время применяют следующие виды оценки готовой продукции:

  1. По фактической производственной себестоимости. Этот способ оценки готовой продукции используется сравнительно редко, к основном в организациях индивидуального производства, выпускающих крупное уникальное оборудование и транспортные средства. Может применяться в организациях с ограниченной номенклатурой массовой продукции;
  2. По неполной (сокращенной) производственной себестоимости продукции, исчисляемой по фактическим затратам без общехозяйственных расходов; может применяться в тех же производствах, где применяется первый способ оценки продукции;
  3. По оптовым ценам реализации. Оптовые цены используются в качестве твердых учетных цен. Отклонения фактической себестоимости продукции учитывают на отдельном аналитическом счете. При устойчивых оптовых ценах этот вариант оценки продукции был самым распространенным, поскольку позволял сопоставлять оценку продукции в текущем учете и отчетности, что важно для контроля за правильным определением товарного выпуска. При значительном колебании уровня оптовых цен данный способ теряет свои преимущества;
  4. По плановой (нормативной) производственной себестоимости, также выступающей в качестве твердой учетной цены. Обусловливается необходимость отдельного учета отклонений фактической производственной себестоимости продукции от плановой или нормативной. Достоинство данного способа оценки готовой продукции заключается в обеспечении единства оценки в планировании и учете. Однако если плановая или нормативная себестоимость продукции изменяется часто, то усложняется переоценка остатков готовой продукции. Если же оценивать продукцию по среднегодовой себестоимости, то она не соответствует оценке в месячных и квартальных планах. Вариантом данного способа оценки готовой продукции является оценка:
  5. По сокращенной плановой производственной себестоимости;
  6. По свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога, на добавленную стоимость, при выполнении единичных заказов и работ;
  7. По свободным рыночным ценам при учете товаров, реализуемых через розничную сеть.

     При использовании в учете оптовых  цен, плановой себестоимости и рыночных цен необходимо по окончании месяца исчислять отклонение фактической производственной себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам для распределения этого отклонения на отгруженную (проданную) продукцию и остатки ее на складах. С этой целью составляют специальный расчет (табл. 1.1) с использованием средневзвешенного процента отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам.

     По  данным табл. 1.1 этот процент оказался равным 1 от стоимости по учетным ценам.

     Умножением  стоимости отгруженной продукции  и стоимости ее остатка на складе на конец месяца на исчисленный процент  определяют, какая часть отклонений относится на отгруженную и оставшуюся на складе продукцию: (2 500 000 * 1: 100 = 25 000;  2 500 000 + 25 000 = 2 525 000)

       500 000 * 1: 100 = 5000;  500 000 + 5000 = 505 000.

     Отрицательная сумма отклонений фиксируется методом красного сторно, положительная - обычной записью.

     Подобный  расчет составляют и при использовании неполной производственной себестоимости. В этом расчете нет необходимости, если организация использует для учета выпуска продукции счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

     Данные  об остатках готовой продукции на начало месяца берут из аналогичной  ведомости за прошлый месяц или  из регистров текущего учета Стоимость поступившей из производства продукции определяют по учетным ценам на основе данных аналитического учета ее оприходования.

     На  практике указанные в табл. 1.1 расчеты составляют по однородным группам товаров (примерно с одинаковой рентабельностью), что обеспечивает большую точность в расчетах отклонений.

     При оценке товарного выпуска продукции  по прямым статьям затрат производственная (полная) фактическая себестоимость  готовой продукции не исчисляется. Расходы на обслуживание производства и управление им (общехозяйственные и др.) за отчетный период в полной сумме относят на себестоимость проданной продукции, т. е. списывают на дебет счета 90 «Продажи». 

  1. Учет  выпуска готовой  продукции в зависимости  от  применяемого способа ее оценки

     В бухгалтерии предприятия учет готовой  продукции ведется в денежной оценке.

     Для синтетического учета готовой продукции  используется активный инвентарный  счет 43 «Готовая продукция».

     Как уже отмечалось ранее, у организации  существует выбор в методе оценки продукции. Готовая продукция может оцениваться по фактической или по нормативной (плановой) производственной себестоимости, либо по прямым статьям затрат.

     При любом способе учета готовой  продукции по дебету счета 43 «Готовая продукция» отражается ее поступление на склад организации.

     Если  учет готовой продукции ведется  по фактической себестоимости, то поступление  готовой продукции на склад отражается по фактически сложившимся затратам на ее изготовление по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20 «Основное производство». При этом фактическую себестоимость готовой продукции можно рассчитать только по окончании отчетного периода (месяца).

     В том случае, если в приказе об учетной политике закреплен способ учета готовой продукции по нормативной (плановой) производственной себестоимости, то она может учитываться с применением и без применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

     Если  счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» не используется, то на синтетическом счете 43 «Готовая продукция» отражается по фактической производственной себестоимости (аналогично способу учета по фактической себестоимости), а в аналитическом учете - по нормативной (плановой) себестоимости с выделением отклонений фактической производственной себестоимости изделий от их стоимости по учетным ценам (плановой себестоимости). Такие отклонения учитываются по однородным группам готовой продукции исходя из уровня отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по учетным ценам отдельных изделий.

     Рассчитанные суммы отклонений фактической производственной себестоимости готовой продукции от ее стоимости по учетным (плановым) ценам, относящиеся к отгруженной и проданной продукции, учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция, и отражаются сторнировочной записью в случае экономии (т.е. превышения нормативной (плановой) себестоимости готовой продукции над фактической или дополнительной) при наличии перерасхода (т.е. превышения фактической себестоимости над нормативной (плановой)). Процент отклонений и плановая себестоимость отгруженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую себестоимость и остаток на складах на конец месяца.

     Таким образом, если учет готовой продукции  на счете 43 « Готовая продукция» ведется по нормативной (плановой) себестоимости, то составляются следующие бухгалтерские записи:

Информация о работе Понятие готовой продукции