Подготовка и проведение внутреннего финансово-экономического контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

В ходе ревизии документально и фактически устанавливается обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, кредитных и расчетных операций, расчетов сметных назначений, исполнения смет доходов и расходов, полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. В бюджетных организациях особое значение имеет установление соответствия использования бюджетных средств по целевому назначению, правильность образования и целесообразность расходования государственных внебюджетных средств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Осуществление контроля системы бухгалтерского учета……………….....................................................................................5
Осуществление контроля системы внутреннего контроля организации………………………………………………………………11
Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………...16
Список используемой литературы…………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

титульник.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

в) аудиторский контроль – независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами. Цель – проверка достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых на предприятии операций, правильности их отражения в учете.

г) Общественный контроль – осуществляется неправительственными организациями и отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. К нему относится контроль со стороны профсоюзных и молодежных организаций. Цель – проверка решения социальных вопросов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций.

 

В зависимости от субъектов контрольной деятельности контроль подразделяется на:

- вневедомственный – предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования

- ведомственный – осуществляется вышестоящим органом

 

По  характеру контрольных функций  и сфере их применения:

- правовой контроль – осуществляется в сере государственного управления, обеспечивает точное и неукоснительное соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и должностными лицами

- экономический контроль – осуществляется в сере управления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль

- производственно-технический контроль – осуществляется в сфере производственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства

 

В зависимости от времени проведения контроля:

- предварительный контроль – осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контролю. Цель – предупреждение незаконности и нецелесообразности проведения хозяйственных операций

- текущий контроль – производится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций. Цель – оперативное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта

- последующий контроль – осуществляется после совершения хозяйственных операций. Цель – установление достоверности отчетных данных, а также выявление недостатков или положительного опыта

 

В зависимости от источников контрольных данных:

- документальный контроль – контроль, осуществляемый по документальным данным

- фактический контроль – контроль, осуществляемый по данным осмотра проверяемых объектов натуре, т. е. путем проведения инвентаризации фактического наличия и состояния хранения хозяйственных средств

 

По охвату проверяемых объектов:

- сплошной – проверка объектов (хозяйственных операций) в сплошном порядке, который характеризуется большой трудоемкостью, в связи, с чем он используется по отдельным участкам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих объектов

- выборочный – ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов (хозяйственных операций) по существующим методам их отбора, на основании чего по выборочной совокупности формируются выводы по результатам проведенного контроля

 

По периодичности  проведения:

- систематический (регулярный) контроль – производится, как правило, с определённой периодичностью и характерен для государственного, внутреннего и аудиторского контроля

- разовый (эпизодический) контроль – обусловлен в основном теми или иными общественными интересами (инициативами)

 

 

 

 

По  способам осуществления:

а)  Ревизия – всестороння и глубокая документальная и фактическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени

б) Экономический анализ – заключается в выявлении влияния фактов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятий (неиспользованные ресурсы, финансовое состояние и платежеспособность., оценка имущества, ликвидность и т.д.).

в) Хозяйственный спор – это способ выявления, соблюдения законности и обеспечения, законных прав в хозяйственных взаимоотношениях предприятий, организаций и учреждений.

г) Следствие (расследование) – представляет собой такой способ контроля, при котором выявляются виновность физических лиц и размер причиненного ими ущерба.

д) Обследование – применяется практике контроля при подготовке обсуждения или решения тех или иных вопросов хозяйственной деятельности путем их изучения на месте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Осуществление контроля системы внутреннего контроля организации

 

  Внутренний (внутрихозяйственный) контроль является самостоятельной функцией управления внутри организации. Имеет особую специфику. Он отличается глубиной и точностью, поскольку осуществляется там, где находится центр тяжести управления. Главное его назначение – непрерывное наблюдение за эффективностью снабженческо-сбытовой, производственной и финансовой деятельности, за обеспечением сохранности имущества (денежных и материальных средств), устранением причин, порождающих нарушения, недостатки и потери.

  Внутренний контроль  осуществляют бухгалтерия, финансовая, юридическая, и другие функциональные (экономические и технические) службы организации в пределах установленной компетенции. Поэтому контрольные функции предусматриваются в положениях о функциональных службах, а также в должностных обязанностях их работников. Необходимо строго разграничить контрольные функции руководителей функциональных служб организации и линейных работников структурных подразделений, которым вменяется в обязанность в рамках их компетенции подписывать первичные документы, контролировать соблюдение норм материальных и трудовых затрат. Это обеспечивает персональную ответственность должностных лиц за экономическую и юридическую обоснованность совершаемых по подписываемым ими документам хозяйственных операций.

  В системе внутреннего контроля ведущая роль принадлежит непрерывному, сплошному и строго документальному контролю, осуществляемому бухгалтерией организации в форме:

  - предварительного  контроля на стадии рассмотрения  первичных документов, поступивших  главному бухгалтеру (или другим ответственным лицам) на подпись, а также при визировании планов, договоров, смет, приказов и других документов, связанных с расходованием денежных средств и товарно-материальных ценностей;

  - текущего контроля  в ходе регистрации хозяйственных операций в учете и инвентаризаций денежных средств и материальных ценностей (имущества);

  - последующего контроля  на стадии обобщения и анализа  учетной и отчетной информации, а также посредством проводимых  совместно с другими функциональными  службами, в том числе внутренними аудиторами (ревизорами), ревизий и проверок в структурных подразделениях. Последующий контроль, отличающийся углубленным исследованием всех сторон производственной и финансово-хозяйственной деятельности, позволяет выявить недостатки предварительного и текущего контроля.

  При отсутствии  специальной аудиторской (ревизионной)  службы координирующим центром  внутреннего финансового контроля  в любой организации должна  стать бухгалтерская служба. Контрольные  функции бухгалтерии предусмотрены Законом о бухгалтерском учете и другими нормативными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учете и составления отчетности в Российской Федерации.

  Основным документом, определяющими порядок ведения  бухгалтерского учета в организации,  является учетная политика. Она формируется на основе законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативных актов органов, регулирующих бухгалтерский учет, и утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (руководителя организации). В учетной политике должен быть утвержден порядок за хозяйственными операциями, порядок, периодичность, сроки проведения ревизий, проверок, инвентаризаций и других контрольных действий. Для осуществления контрольно-ревизионной работы в штате бухгалтерии вводится контрольно-ревизионные группы (бюро, ревизоры). С учетом специалистов экономических и технических служб они проводят ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений организации, дочерних и зависимых обществ.

  На любой стадии  процесса управления неизбежны  отклонения фактического состояния  объекта управления от планируемого. Для своевременной информации  о качестве и содержании таких  отклонений необходим внутренний контроль.

  Внутренний контроль организации – это осуществление субъектами организации таких действий, как:

  - определение фактического  состояния организации (объекта  контроля);

  - сравнение фактических  данных с планируемыми;

  - оценка выявляемых  отклонений и степени их влияния на аспекты функционирования организации;

  - выявление причин  зафиксированных отклонений

  Цель внутреннего контроля – информационное обеспечение системы управления для получения принятия эффективных решений.

  Особенность внутреннего контроля – в его двойственной роли в процессе управления организацией. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Поэтому, теоретически рассматривая каждую стадию как отдельный элемент процесса управления, можно допустить, что элемент контроля присутствует на каждой стадии. Для оптимального хода любой из стадий процесса управления над каждой из них необходим контроль.

  На стадии планирования  реализуются следующие контрольные  функции:

- оценка рациональности  возможных вариантов плановых  решений

- соответствие плановых  решений принятым установкам и намеченным ориентирам, а также общей стратегии

  Для обеспечения  рациональности и адекватности, окружающим условиям самого курса  действий и общей стратегии,  для обеспечения соответствия  управленческих решений самой  возможности их успешной реализации (с точки зрения потенциалов организации) также необходим контроль. Если в стадию планирования не «включить» элемент контроля, ошибочность планирования в лучшем случае проявится на стадии организации и регулирования.

  На стадиях организации и регулирования реализации управленческих решений необходим контроль правильности хода реализации принятых плановых решений для достижения необходимых результатов. Необходимо контролировать и рациональность осуществления организации и регулирования принятых решений.

  На стадии учета  должен быть обеспечен контроль  за:

  - наличием и движением  имущества

  - рациональным использованием  производственных ресурсов в  соответствии с утвержденными  нормами, нормативами и сметами

  - состоянием выданных  и полученных обязательств

  - целесообразностью  и законностью хозяйственных  операций организации и т.д.

  Данные учета служат  информационной базой для контроля. С другой стороны, необходим  контроль качества самого учета.

  На стадии анализа  осуществляется оценка информации о результатах выполнения управленческих решений на основе ее разложения на различные составляющие и их соотнесение между собой. Контроль и анализ глубоко интегрированы. Данные контроля часто являются основой для проведения анализа. На стадии анализа реализуются и контрольные функции, например контроль уровня обеспеченности запасов и затрат источниками формирования. Методы анализа, используемые на стадиях осуществления контрольной деятельности, оценивают степень приближения фактических результатов к конечному пункту какой-либо управленческих решений.

  Таким образом,  внутренний контроль организации  является:

- неотъемлемым элементом  каждой стадии процесса управления

- «обособленной» стадией,  обеспечивающей информационную  прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях

  Функция контроля  глубоко интегрирована с другими  функциями управления. Вместе с  тем существует информационная  интеграция внутри функции контроля. Интеграция контроля и других  функций на одном уровне контроля на разных уровнях управления (контроль на уровне рабочего места, бригады, участка, цеха, организации) – это вертикальная интеграция.

  В результате интеграции  по горизонтали достигается согласование  отдельных элементов управления  с целью решения какой либо управленческой проблемы или достижения какой-либо цели управления. При вертикальной же интеграции функция контроля реализуется на разных уровнях управления, но на базе одной и той же информации, подвергаемой агрегированию (укрупнению). Вертикальная интеграция необходима для контроля со стороны вышестоящего звена (системы) упрвления.

 

  1. Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации

 

  В ходе ревизии  (проверки) необходимо разобраться  в системах бухгалтерского учета  и внутреннего контроля, которые применяются в проверяемой организации, и при этом изучить и оценить те средства контроля, на основе которых возможно определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых контрольных процедур.

  Масштаб и особенности  системы внутреннего контроля, а также степень их формализации должны соответствовать размерам организации и особенностям его деятельности. В ходе проверки необходимо убедиться в том, что система бухгалтерского учета достоверно либо не достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемой организации. Особенности системы внутреннего контроля могут способствовать формированию такого убеждения.

Информация о работе Подготовка и проведение внутреннего финансово-экономического контроля