Планирование учета и калькулирования себестоимости

Автор: Илья Мясин, 09 Декабря 2010 в 01:14, реферат

Описание работы

В данной работе проведен анализ того, в каких случаях это происходит, а также когда наиболее выгодно применять именно данный метод планирования учета и калькулирования себестоимости.

В первой главе данной работы освещена экономическая сущность понятия себестоимости, которое понадобится для анализа системы «direct-costing». Также здесь приведены статистические данные использования метода «direct-costing» в разных странах.

Во второй главе более подробно рассмотрены основные составляющие метода «direct-costing».

В третьей и четвертой главах приведены примеры практического использования метода «direct-costing». В частности в третьей главе рассмотрено практическое применение метода «direct-costing» в различных ситуациях, а в четвертой главе приведены примеры принятия управленческих решений с использованием метода «direct-costing» на конкретном молдавском предприятии.

Содержание

Введение 2

1.Себестоимость и методы ее учета и
калькулирования 3

1.1. Экономическая сущность понятия себестоимость……. 3

1.2. Методы учета и калькулирования себестоимости. 3

1.3. Возникновение метода «direct-costing». 5

1.4. Использование метода «direct-costing» в разных

странах 6

2. Основные составляющие метода «direct-costing»….. 6

3. Практическое применение метода «direct-

costing» 13

Заключение 15

Работа содержит 1 файл

Бух. управл. учет Директ-костинг.DOC

— 96.00 Кб (Скачать)

Как показывает практика, в настоящее время применение формулы цены, основанной на фиксации суммы полных затрат и определенного процента прибыли, приводит предприятия к тупиковым ситуациям. Стремясь привести свои доходы в соответствие с уровнем инфляции, сохранить норму и массу получаемой прибыли, предприятия повышают цены, тем самым делая свою продукцию неконкурентоспособной. Вместе с тем экономическая теория и практический опыт показывают, что завоевание и удержание рынков сбыта возможно при реализации более дешевой продукции и получении нужной массы прибыли за счет больших объемов продаж.

Система "директ-костинг" дает возможность установить связи  и пропорции между затратами и объемами производства, получить информацию о прибыльности и убыточности производства в зависимости от его объема, прогнозировать поведение себестоимости в зависимости от объема или мощностей. Выделение суммы постоянных затрат в этой системе калькулирования позволяет показать влияние их величины на сумму прибыли, а изменение валовой маржи дает возможность выявить более рентабельные изделия и соответственно внести изменения в ассортимент выпускаемой продукции.

Калькуляция себестоимости продукции по переменным издержкам обеспечивает контроль над  постоянными издержками, за вложениями в получение прибыли каждого выпускаемого вида продукта, за соблюдением ассортимента выпуска продукции. Такие калькуляции выявляют неконтролируемые издержки, различия между прибыльными и неприбыльными операциями, поведение издержек относительно нормативов.

Таким образом, система "директ-костинг" (калькуляция  покрытия) позволяет определить изменение  прибыли вследствие изменения переменных затрат, цен реализации, структуры  выпускаемой продукции и, соответственно, на основе такого анализа принять комплекс необходимых в этих условиях стратегических мер по управлению предприятием. Для определения потенциальной прибыли, которую может получить предприятие, является необходимым проведение совместного анализа издержек, объема производства и прибыли (затраты-объем-прибыль анализ/ЗОП анализ). Исчисление коэффициентов покрытия необходимо для выбора наилучшей (с точки зрения получения прибыли) структуры ассортимента реализуемой продукции. При равенстве всех других показателей предпочтение должно отдаваться той структуре продаж, которая обеспечивает самый большой коэффициент покрытия.

Необходимым элементом ЗОП анализа является изучение структуры затрат, то есть соотношения переменных и постоянных затрат фирмы. Причем следует отметить, что не существует единой рекомендации о наилучшей структуре затрат даже в пределах одной отрасли. Оптимальность их соотношения зависит от конкретных условий работы предприятия и воздействующих факторов, включая долгосрочную тенденцию продаж, ежегодные колебания в уровне реализации и т.п. Так, например, при благоприятном прогнозе долгосрочного роста объема продаж фирма, имеющая значительную долю постоянных расходов, будет получать гораздо большую величину прибыли, поскольку у нее выше коэффициент выручки.

Важным показателем  для принятия управленческих решений является критическая точка (точка критического объема, точка безубыточности, точка перелома и т.п.). Эта точка характеризует объем деятельности, при котором фирма не имеет ни прибыли, ни убытков. В процессе принятия управленческих решений концепция критической точки широко используется при выборе курса действий из ряда имеющихся альтернатив. Наилучшим считается тот, который имеет наименьшую величину критической точки, если остальные показатели (факторы) тождественны.

Таблица 1 
Порядок расчета и назначение основных показателей, применяемых при совместном анализе издержек, объема производства и прибыли в системе “direct-costing”

Показатель Порядок расчета Назначение
Валовая маржа, сумма покрытие (profit margin) (Пм) Пм.= ВР - Зпер 
(ВР - выручка от реализации;  
Зпер - переменные затраты)
Основной  оценочный показателем при проведении совместного анализа издержек, объема деятельности и прибыли
Удельная  маржинальная прибыль, покрытие на единицу  продукции (profit margin per unit) (Пуд.м )  
(К - количество единиц реализованной продукции  
Ц - продажная цена одной единицы 
Зпер.уд. - переменные удельные затраты)
Для оценки результативности выбираемых вариантов при совместном анализе издержек, объема деятельности и прибыли
Коэффициент маржинальной прибыли или степень покрытия 
(contribution margin ratio) 
в)
  Для измерения  влияния изменений объема реализации на величину маржинальной и чистой прибыли (особенно полезен при выборе ассортимента продукции)
Критическая точка, порог рентабельности (break-even point) (Ткр.) Ткр. (в единицах продукции) =   Зпост./ Цена – Зпер.уд.

 
Т
кр.(в денежном выражении) = Зпост./ Кв

Для планирования прибыли и выбора оптимального курса действий при различных изменениях факторов, принимаемых во внимание при проведении совместного анализа издержек, объема деятельности и прибыли
Операционный  рычаг (ОР) ОР = Валовая  маржа / Прибыль Показывает  на сколько процентов увеличится (уменьшится) прибыль при увеличении (уменьшении) выручки на 1 процент
Финансовая  устойчивость, Кромка безопасности (safety margin) (Кб) Кб.(в денежном выражении) = ВРит.- ВРкр 
Где ВРит.- итоговая плановая или фактическая выручка от реализации;  
Вкр.- выручка от реализации в критической точке; 
Кб.(в процентах)=[Кб.(в денежном выраж.)/Вит.]*100
Для установления предела, до которого может понижаться выручка от реализации без убытка для фирмы. 
Для определения максимально возможного снижения процента выручки от реализации в пределах которого фирма будет безубыточной 
Для исчисления безопасного предела сокращения количества реализуемых единиц продукции
 

     
     
     

Рассмотрим практическиq пример принятия управленческих решений с помощью системы “direct-costing”.

ГЛАВА 3. Практическое применение системы “direct-costing”.

Пример 
ЗАО "СИМ" – небольшой пивоваренный завод, производственная мощность которого в месяц составляет 10000 бочонков пива. На следующий месяц запланировано производство и реализация заказа – 7000 бочонков. Соответственно, свободные производственные мощности предприятия в плановом периоде составят 3000 бочонков или 30%. Переменные затраты предприятия составляют 60 ден.ед. на 1 бочонок. Постоянные затраты составляют 560 тыс.ден.ед. в месяц. Распределение постоянных расходов по изделиям осуществляется пропорционально объему производства в натуральном выражении.

Исходя из данных условий, на предприятии составлена калькуляция на следующий месяц (Таблица 1.1).

Таблица 1.1. Калькуляция себестоимости  продукции ЗАО "СИМ"

Показатель При производстве 7000 боч. При производстве 10000 боч.
Переменные затраты 60 ден.ед./боч. 60 ден.ед./боч.
Постоянные  затраты 80 ден.ед./боч. 56 ден.ед./боч.
Себестоимость 140 ден.ед./боч. 116 ден.ед./боч.

На тот  же месяц предприятию предложили заказ на производство и реализацию 2000 бочонков по цене не более 85 ден.ед. за 1 бочонок. Как отразится на результате деятельности предприятия решение о принятии подобного заказа?

Управленческое  решение может быть принято на основе составления калькуляции покрытия (Табл. 1.2).

Таблица 1.2. Калькуляция покрытия ЗАО "СИМ"

Показатель Расчет Сумма (тыс.ден.ед.)
Дифференциальные доходы 85 ден.ед./боч.* 2000 боч. 170
Дифференциальные  издержки 60 ден.ед./боч.* 2000 боч. 120
Покрытие 170-120 +50

Как видно  из Таблицы 1.2, выполнение заказа даст положительное покрытие в 50 тыс.ден.ед., т.е. при принятии заказа на предложенных условиях результат предприятия увеличится на 50 тыс.ден.ед., так как сумма постоянных затрат не меняется, и предприятие будет нести постоянные затраты независимо от принятия заказа.

Заключение
 

Решая, какой метод учета  и калькуляции  себестоимости стоит  применять, следует помнить, что не бывает универсальных вариантов.  Однако как показано в этой работе в некоторых ситуациях «direct-costing» имеет ряд преимуществ. Так как, он определяет себестоимость только по переменным затратам, а постоянные затраты списывает из прибыли того периода, в котором они были произведены, то при его использовании не возникает несоответствий истинной прибыли предприятия и изложенных на бумаге расчетов. Поэтому, проанализировав все примеры можно посоветовать применять «direct-costing» на производстве, где имеется много цехов или отделов, где производится широкий ассортимент продукции, который к тому же часто меняется, где нет постоянных объемов выпуска. Если же у этого предприятия к тому же не полностью загружены производственные мощности, и перед ним стоит дилемма, производить самому или же покупать какой-то из компонентов необходимых в дальнейшем производстве, а также оно сталкивается с рядом ограничивающих факторов, учитывая которые надо сформировать ассортимент, то в данном случае «direct-costing» просто необходим. Только одно условие ограничивает его широкое использование в странах с переходной экономикой: “директ-костинг” не применим в условиях инфляции. 
 
 
 
 

Информация о работе Планирование учета и калькулирования себестоимости