Планирование аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 10:30, контрольная работа

Описание работы

Объем аудиторской проверки представляет собой оценку аудитором (аудиторской организацией) количества и глубины проведения аудиторских процедур, затрат времени, количества и состава специалистов, которое требуется для проведения полноценной аудиторской проверки и подготовки обоснованного заключения аудитора. Объем аудиторской проверки определяется аудитором (аудиторской организацией) самостоятельно, с учетом получения знания деятельности экономического субъекта, прогнозирования масштаба предстоящих работ и сопутствующих аудиту услуг, предусмотренных договором с экономическим субъектом в дополнение к аудиту.

Содержание

Стадия планирования аудита…………………………………………..3

Описание бизнес клиента………………………………………………6

Описание бухгалтерской системы………………………………….....10

Описание автоматизированной системы управления……………......11

Преобладающее влияние АСУ на учет………………………………..13

Значительное влияние АСУ на учет……………………………………14

Незначительное влияние АСУ на учет ………………………………..14

Схема планирования аудита……………………………………………17

Работа содержит 1 файл

Планирование аудита.doc

— 116.50 Кб (Скачать)
  • Процедуру принятия учетной политики;
  • Ожидаемые изменения в деятельности предприятия или в законодательстве, которые могут потребовать изменений в учетной политике;
  • Соответствие учетной политики действующему законодательству;
  • Типичность учетной политики для данной отрасли.

     Рассматривая  взаимоотношения предприятия с  третьими лицами (сторонами), необходимо  проанализировать:

  • Существующие или возможные судебные разбирательства как по искам предприятия, так и против него;
  • Застраховано ли имущество и ответственность за него предприятия;
  • Налоговый статус предприятия (льготы по налоговым и т.п.).

     Аудитор  должен четко представлять, с какими отраслевыми рисками ему придется столкнуться и компетентен ли он в решении специфических проблем данной отрасли, потребуется ли привлечение специалистов для решения незнакомых и специфических вопросов. Для этого он изучает условия конкуренции в отрасли (необходимо составить список основных конкурентов); колебания цен; условия, вызвавшие спад в отрасли.

     Сбор  информации должен вестись доступными аудитору методами.

     Путем  расспросов руководства и главных  специалистов предприятия можно  узнать основные проблемы, а именно: конкуренция, налоговые вопросы,  финансовое положение предприятия,  крупные предприятия, изменения в бизнесе, руководстве, форме собственности, организационная структура и методы контроля, специфические проблемы, на которых руководство хотело бы сосредоточить внимание аудиторов.

     Посещая  подразделения, производства и  склады, можно получить представление об операциях клиента, наличии производственного оборудования, материальных запасов.

     Необходимо  также провести анализ информации  о бизнесе клиента, содержащейся  в его отчетности (бухгалтерские  отчеты и аналитические записки,  протоколы заседаний совета директоров, правления и акционеров, отчеты внутреннего аудитора, ревизионной комиссии, должностные инструкции), во внешних источниках информации (публикации в прессе, базы данных, аналитические издания, законодательства и иные нормативные бюллетени).

     Список  доступных источников информации приведен в стандарте «Планирование аудита».

     Полученные  сведения аудитор записывает  и оформляет в виде специальной записки, разделы которой посвящены описанию факторов, влияющих на предприятие, и обнаруженных рисков. Разделы данной записки могу соответствовать перечисленным составляющим деятельности предприятия.

Описание  бухгалтерской системы

    Прежде чем начать проверку счетов предприятия, аудитор должен понять, как организован и функционирует бухгалтерский учет на предприятии. Для этого целесообразно описать систему учета, т.е. построить схемы документооборота, указать, как распределяются обязанности сотрудников бухгалтерии, какие корреспонденции приняты для отражения главных операций предприятия и какие регистры учета ведутся. Нередко аудиторы пренебрегают этой частью планирования на том основании, что организации и методика учета на предприятиях стандартны, подчиняются централизованному регулированию и потому не нуждаются в описании. Такой подход недопустим, ибо именно централизованная система приводит к тому, что различные предприятия скрывают не только свои особенности, но и ошибки под названием типовых счетов и регистров. Например, нередки случаи отражения в балансе остатков по счету 10 «Материалы» в учетных ценах. За записью в учетной политике «учет производственных запасов ведется по средней себестоимости их приобретения» могут скрываться не только самые различные способы расчета средних значений, но и прямой отказ от них и списание материалов по наиболее выгодным для предприятия ценам и т.п. Сотрудники бухгалтерии могут утверждать, что учет на их предприятии на их предприятии ведется по журнально-ордерной форме, хотя на самом деле под журналами-ордерами скрываются оборотные ведомости и т.п.

     Описание  системы бухгалтерского учета  может содержать следующие документы:  организационную схему бухгалтерии  предприятия с указанием фамилий  основных сотрудников, у которых аудитор намеревается получать информацию; описание ответственности каждого из сотрудников, указанных в организационной схеме; схемы документооборота по важнейшим участкам учетного цикла; описание проводок по типовым операциям в разрезе учетных циклов; описание корреспонденции по разовым операциям и операциям со значительной вероятностью ошибки (операции со «своими» фирмами, бартер, толлинг, договоры комиссии и консигнации, договоры совместной деятельности, лизинг); описание отклонений в учетной политики или в правилах ведения отдельных счетов от нормативных; контрольный лист проверки данных отчетности.

     Последний  документ составляется самим  клиентом по запросу аудитора. В нем аудитор запрашивает,  насколько отчетность как в  целом, так и в отдельных частях готова к проверке и насколько клиент эту проверку может обеспечить технически. 

Описание  автоматизированной системы управления

     После описания организации бухгалтерского учета следует анализ автоматизированной системы управления (компьютерной системы клиента). Цель такого анализа – определить, насколько бухгалтерская отчетность зависит от компьютерной системы и нужно ли аудитору проводить специальную проверку алгоритмов и функционирования АСУ на проверяемом предприятии.

     Для характеристики компьютерной системы аудитор рассматривает: степень использования компьютеров в системе управления предприятием; сложность АСУ; значение АСУ для предприятия.

     Степень  использования АСУ описывается  по отделам предприятия; производственный отдел, отдел сбыта, бухгалтерия и т.д. Для каждого из них устанавливается следующее: используются ли эти отделы компьютеры или информацию, подготовленную на компьютере, какой объем операций обрабатывается на компьютере, какой процент сотрудников использует компьютер в своей работе, какой процент решений принимается на основе данных, подготовленных на компьютере. В результате такого исследования степень использования компьютеров квалифицируется как значительная или незначительная.

     На  оценку степени сложности АСУ влияют следующие факторы:

  • Степень надежности расчетов, выполняемых программой;
  • Количество операций, обрабатываемых системой;
  • Законченность операций (например, способность сравнения выставляемых счетов-фактур поставщиков с приходными ордерами, выдача разрешений на оплату счетов и начисление процентов, если имела место покупка в кредит);
  • Наличие электронного обмена информацией с контрагентами;
  • Способность системы работать в режиме реального времени.

     Кроме  того, сложность системы характеризуют:

  • Использование сложных баз данных, обслуживающих одновременно несколько систем;
  • Характер сетей передачи данных (локальная, национальная, интернациональная);
  • Применение сложных систем контроля доступа;
  • Размеры ЭВМ и количество обслуживающего их персонала.

     По  данному критерию АСУ квалифицируются  как простые или сложные.

     В  оценке значения АСУ для предприятия  рассматриваются следующие факторы:  степень возможного ущерба в случае отказа АСУ на какое-то определенное время, последствия крупой ошибки в обработке данных, зависимость какой-либо деятельности (например, отгрузки продукции) от работы АСУ. В зависимости от результатов анализа значение АСУ определяется как очень важное и ограниченное.

     Анализ  АСУ не должен занимать слишком  много времени аудитора, он выполняется только для оценки влияния компьютерной системы на бухгалтерский учет. Поэтому все вышеперечисленные характеристики оцениваются только качественно, не путем математических подсчетов, а с помощью профессионального суждения аудитора. Ознакомившись с тремя характеристиками, аудитор принимает решение, считать ли влияние АСУ на бухгалтерский учет предприятия преобладающим, значительным, незначительным. 

Преобладающее влияние АСУ на учет

     Компьютерная  система является сложной и  очень важной для бизнеса. Способность предприятия нормально функционировать в значительной степени зависит от АСУ, решения принимаются руководством предприятия на основании информации, подготовленной АСУ. Предприятия такого типа достаточно редки. Обычно наибольшая зависимость операций предприятия и их учета от АСУ наблюдается в банках. 
 
 
 

Значительное  влияние АСУ на учет

     Компьютеры  используются в меньшей степени,  чем в преобладающей системе.  Обычно к предприятиям такого  рода относят имеющие одну  или две АСУ, ориентированные на различные задачи. 

Незначительное  влияние АСУ на учет

     Использование компьютеров сведено на таких предприятиях к решению локальных задач. Автоматизированы отдельные участки учета или даже весь учет, однако процесс обмена информацией между локальными системами поддерживается вручную.

     Для  предприятий первых двух типов  необходимо на стадии планирования  понять процесс функционирования  систем учета и контроля в  компьютерной среде. Для клиентов с незначительным влиянием АСУ специального исследования компьютерного контроля и компьютерной среды не требуется. Для клиентов с преобладающим влиянием АСУ на учет и контроль необходимо предусмотреть в процессе аудита специальное тестирование АСУ, для чего привлекаются специалисты по такого рода системам. В компетенцию этого специалиста входят:

  • Определение и оценка рисков, связанных с компьютерной обработкой данных;
  • Идентификация и проверка системы компьютерного контроля;
  • Разработка компьютеризованной программа аудита.

     Каково  бы ни было влияние АСУ на учет, аудитор должен при планировании описать функционирование всей системы по отдельным ее этапам. По каждому из них указывается:

  • Значение системы;
  • Используемая система: типовая или разработанная (адаптированная) самим предприятием;
  • Основные функции и периодичность их работы;
  • Входные данные;
  • Выходные данные;
  • Обмен информацией с другими системами;
  • Подход к контролю; операции, зависящие от системы.

     Если  клиент имеет значительное влияние  АСУ на учет, то необходимо  рассмотреть также процедуры  программного контроля, которые складываются из следующих частей: 1) обеспечение сохранности информации (защита данных и программ, физическая защита оборудования, политика безопасности, принятая руководством; 2) приобретение систем, их развитие и обслуживание (планирование и выбор новых систем, гарантия качества, подготовка документации, обслуживание системы); 3) операции (планирование, установка и операционные процедуры, библиотеки носителей информации, ввод контрольных процедур); 4) поддержка информационных систем (поддержка языка, операции в сети, поддержка базы данных).

     Данную  информацию получают путем опроса  лиц, ответственных за разработку, внедрение и использование АСУ.  Детальность собираемой информации  определяется тем, намерен ли аудитор опираться на компьютерные системы контроля и проверять их функционирование или нет.

     В  планировании работы контрольных  и управленческих подразделений  аудиторской фирмы принимают  участие следующие лица.

     Генеральный директор

     Стадия 1-я. Проводит первую встречу с клиентом, договаривается о целях аудита, принципиальных условиях проведения предварительного планирования аудита.

     Стадия 3-я. Утверждает руководителя комплексного проекта по согласованию с руководителями департаментов (отделов).

     Стадия 5-я. Принимает окончательное решение о проведении аудита, подписывает договор.

Информация о работе Планирование аудита