План счетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, что без существования счетов трудно себе представить современный бухгалтерский учет, как трудно представить себе бухгалтера, который не был бы знаком с порядком, принципами и правилами ведения учета на том или ином счету. Отсюда возникает необходимость рассмотрения классификаций счетов бухгалтерского учета по различным признакам.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1. Классификация счетов бух учета. Характеристика плана счетов 5
1.1.1. История развития плана счетов 5
1.1.2. Понятие и содержание плана счетов 7
1.1.3. Классификация плана счетов 9 1.2. Права обязанность и ответственность главного бухгалтера 14
1.2.1. Права главного бухгалтера 14
1.2.2. Обязанность главного бухгалтера 18
1.2.3. Ответственность главного бухгалтера 21
2.Практическая часть 35 Заключение 39
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

бух учет.doc

— 227.00 Кб (Скачать)
  • осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров (в настоящее время более 60 000 руб. по одному договору);
  • неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
  • несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств (включая и соответствующее оборудование кассовых комнат);
  • накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

     За  данные правонарушения установлена  административная ответственность в виде административного штрафа в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

     Главные бухгалтеры предприятий, в случаях  установления их вины, могут привлекаться к административной ответственности за нарушение ряда сроков:

  • срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации;
  • срока представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета;
  • срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса);
  • сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

     В соответствие со статьей 15.4 КоАП РФ нарушение  установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц предприятия (руководителя или главного бухгалтера) в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.[1,C. 247].

     Наказывается  также нарушение установленных  законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Это нарушение согласно статье 15.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда.

     На  основании статьи 16.22 КоАП РФ нарушение  сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (руководитель или главный бухгалтер) в размере от 1/10 до 2х-кратного размера неуплаченных налогов и сборов.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 15.6 КоАП РФ непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля в установленный законодательством о налогах и сборах срок, отказ от представления таких сведений или представление таких сведений в неполном объеме, в искаженном виде, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (руководитель или главный бухгалтер) от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда.

     На  практике главные бухгалтеры предприятия  часто привлекаются к административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности:

  • искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

     Мерой ответственности за это административное правонарушение является административный штраф в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

     За  нарушения, указанные в статьях 15.4, 15.5, 15.6, 15.8, 15.11 КоАП РФ применяются санкции  и по НК РФ, однако в последнем  случае меры ответственности применяются к предприятию, а не к должностным лицам предприятия (руководителю или главному бухгалтеру предприятия), как это установлено в КоАП РФ.

     В соответствии со статьей 15.25 КоАП РФ главные  бухгалтеры предприятий привлекаются к административной ответственности за нарушение валютного законодательства:

     1) осуществление валютных операций  без специального разрешения (лицензии) или с использованием заведомо  открытых с нарушением установленного  порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1/10 до 1 размера суммы незаконной валютной операции;

     2) невыполнение в установленный  срок обязанности по ввозу  на территорию РФ товаров, стоимость  которых эквивалентна сумме уплаченных  за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1/10 до 1 размера суммы незаконной валютной операции;

     3) нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения;

     4) несоблюдение установленного порядка  ведения учета, составления и  представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

     Главные бухгалтеры предприятий могут привлекаться к административной ответственности за другие административные правонарушения, предусмотренные действующим законодательством.

           Налоговая и материальная ответственность главного бухгалтера

     К налоговой ответственности главные  бухгалтеры предприятий привлекаются по двум статьям НК РФ:

  1. Статья 128. «Ответственность свидетеля».
  2. Статья 129. «Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода».

     Согласно  статье 128 НК РФ главный бухгалтер  предприятия может быть наказан за:

     1) неявку либо уклонение от явки  без уважительных причин по  делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля штрафом в размере 1000 рублей; 
         2) неправомерный отказ от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний штрафом в размере 3000 рублей.

     Привлекаемый  в качестве эксперта или специалиста  при проведении налоговой проверки главный бухгалтер на основании статьи 129 НК РФ может быть наказан за:

     1) отказ от участия в проведении  налоговой проверки штрафом в размере 500 рублей; 
          2) дачу заведомо ложного заключения штрафом в размере 1000 рублей.

К материальной ответственности главные бухгалтеры предприятий привлекаются на основании статьи 243 ТК РФ и заключенного с ними трудового договора. Так, согласно статье 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с главным бухгалтером.

     При этом согласно пункту 9 статьи 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае принятия необоснованного решения главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу предприятия (в том числе, неправильное исчисление и уплата налогов и взносов). Кроме вышеперечисленных видов ответственности главные бухгалтера могут нести иные виды ответственности, предусмотренные действующим законодательством и внутренними распорядительными документами предприятия. Так, например, главные бухгалтеры предприятий могут привлекаться к дисциплинарной ответственности на основании коллективного договора, положения о главном бухгалтере предприятия, приказов руководителя предприятия или действующих нормативных правовых актов [3, C. 147]. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Таким образом, план счетов представляет собой строго иерархическую структуру, основу которой составляют синтетические счета (счета первого порядка) и субсчета (счета второго порядка). Причем если ведение счетов и указание их нумерации является, строго обязательным, то использование в текущем учете субсчетов такой жесткой регламентации не предусматривает.

     Обеспечение таких методологических подходов к  применению единого плана счетов создает правовую базу четкой регламентации в организации руководством бухгалтерского учета. Упрощается его ведение, прежде всего за счет типизации отражения в учете однородных хозяйственных операций. Поэтому с наименьшими издержками удается автоматизировать все участки бухгалтерского учета. Сводятся к минимуму ошибки в корреспонденции счетов. Этому способствует также то, что в плане счетов по каждому синтетическому счету дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. Типовая схема закладывается в соответствующие программы при разработке автоматизированных систем учета. Это не исключает подхода, при котором, в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, предприятия вправе ее дополнять. Единственное ограничение при проведении данных процедур – строгое соблюдение основных методических принципов ведения бухгалтерского учета, которые изложены в Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

     В Российской Федерации сложилась  трехуровневая  иерархическая система организации плана счетов. На первом уровне, уровне государства, утверждается единый План счетов, который является обязательным для применения всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими коммерческую деятельность на территории России. Исключениями являются кредитные и бюджетные организации, для которых действует несколько иной план счетов.

     На  втором уровне разрабатывается план счетов отрасли, которым руководствуются в своей деятельности предприятия, объединенные в пределах одной отрасли народного хозяйства, например, предприятия сельского хозяйства.

     И, наконец, третий уровень организации  плана счетов состоит в том, что  каждое предприятие в отдельности  может вносить изменения в  единый план счетов в пределах синтетического счета, то есть открывать свои субсчета. Введение, изменение или дополнение единого плана счетов на отдельных предприятиях возможно только при согласовании с Правительством Российской Федерации.

     За  рубежом сложилась практика децентрализованного  формирования плана счетов. Это означает, что каждый отдельный бухгалтер может изменять и составлять план счетов так, как удобно лично ему. Это, безусловно, упрощает ведение учета на предприятии, но создает дополнительные сложности. Например, при смене бухгалтеров на предприятии, новый сотрудник должен потратить много времени на изучение плана счетов или на составление собственного плана. Такие же проблемы возникают и при аудиторских и налоговых проверках деятельности организации.

     При составлении плана счетов нужно  руководствоваться следующими принципами:

  1. Оптимальность количества счетов. То есть необходимо такое минимальное количество счетов, которое бы полностью удовлетворила информационные потребности всех пользователей бухгалтерскими данными.
  2. Стабильность, перспективность и инертность единых планов, которые должны разрабатываться на длительный срок (глобальные изменения в единых планах должны проводиться только при радикальном реформировании системы бухгалтерского учета и отчетности).
  3. Возможность внесения дополнительных изменений и дополнений в существующую номенклатуру счетов. Это связано с тем, что необходимо вовремя и адекватно отражать изменения в экономике (изменение законодательства, налогового обложения и др.). Этот принцип особенно актуален в России, так как в настоящий период в нашей стране идет реформирование экономической системы, принятие новых законов о сокращении налогового бремени предпринимателей и другие изменения, касающиеся бухгалтерского учета.
  4. Определенная степень свободы участия экономических субъектов в развитии классифицированной номенклатуры счетов, несмотря на жесткость подхода к единообразию отражения данных. Последний принцип реализуется при помощи двух-трех уровневой системы организации плана счетов, о чем было упомянуто выше.

     В мировой практике приняты три  основных подхода к построению плана счетов: иерархический, матричный и линейный. При матричном строении плана счетов все счета подразделяются на группы, в которых выделяются подгруппы счетов, далее сами счета. При линейном способе построения плана счетов осуществляется простое перечисление синтетических счетов, объединенных в группы, то есть отсутствуют субсчета. Это облегчает организацию аналитического учета, выбор корреспонденции счетов. В России принят иерархический подход к построению плана. Особое внимание при этом уделяется роли субсчетов, так как именно они помогают наиболее полно раскрыть сущность того или иного учитываемого на субсчете объекта бухгалтерского наблюдения. На каждом синтетическом счете можно открыть до 10 субсчетов.

Информация о работе План счетов