План счетов бухгалтерского учета – основа системы организации учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – изучить План счетов бухгалтерского учета. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и назначение Плана счетов;
описать действующий План счетов;
описать направления совершенствования Плана счетов.

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 119.36 Кб (Скачать)

     Счет 010 «Износ основных средств» предназначен для обобщения информации о движении сумм износа по объектам жилищного  фонда, объектам внешнего благоустройства  и другим аналогичным объектам (лесного  хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.), а также у некоммерческих организаций по объектам основных средств. Начисление износа по указанным объектам производится в конце года по установленным нормам амортизационных отчислений. Аналитический учет по счету 010 ведется по каждому объекту.

     Счет 011 «Основные средства, сданные в  аренду» предназначен для обобщения  информации о наличии и движении объектов основных средств, сданных  в аренду, если по условиям договора аренды имущество должно учитываться  на балансе арендатора (нанимателя). Аналитический учет по счету 011 ведется  по арендаторам, по каждому объекту  основных средств, сданных в аренду. Основные средства, сданные в аренду, находящиеся за пределами Российской Федерации, учитываются на счете 011 «Основные средства, сданные в  аренду» обособленно.

     К плану счетов разработана инструкция по его применению, приводится типовая корреспонденция счетов. 
 

 

      3. Направления совершенствования плана счетов 

     На  основе Плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов необходимых для ведения бухгалтерского учета на данном предприятии. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций, в том числе принципы их признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями, методическими указаниями и другими нормативными актами по вопросам бухгалтерского учета. Таким образом, при отражении той или иной операции на счетах бухгалтерского учета следует, прежде всего, руководствоваться правилами, установленными в соответствующих ПБУ, а уж затем смотреть – есть ли соответствующая корреспонденция в Плане счетов. Соответственно, если какое либо положение Инструкции по применению Плана счетов противоречит ПБУ, то учет следует вести по правилам, описанным в ПБУ, а не в Инструкции по применению Плана счетов. Это означает, что любые изменения и дополнения, вносимые в План счетов или Инструкцию по его применению, не могут изменять принципы формирования тех или иных показателей на счетах бухгалтерского учета, установленные действующими бухгалтерскими стандартами (ПБУ). Такие изменения и дополнения могут быть направлены либо на приведение Плана счетов и текста Инструкции в соответствие с действующим законодательством, либо на уточнение и более подробное описание порядка отражения на счетах отдельных финансово-хозяйственных операций.

     Российский  План счетов бухгалтерского учета отличается несколько от плана счетов, принятых в международном бухгалтерском  учете; однако эти различия не столь  существенны и не требуют значительных преобразований в бухгалтерском  учете российских организаций.

     В России почти ликвидирована система  директивного планирования, а значительное количество бывших государственных  организаций приватизирована. В  тоже время многие отрасли находятся  на грани развала, постоянно чего-то требуют от государства, которое  вынуждено вмешаться в решение  даже простейших хозяйственных вопросов. В таких условиях применений План счетов бухгалтерского учета не может  не отражать особенности современного состояния национальной экономики  России.

     Единый  унифицированный План Бухгалтерских  счетов, применяемый в России, имеет  свои преимущества, поскольку обеспечивает:

  • Централизированное единое методическое руководство учетом;
  • Контроль Правильности ведения учета, отчетности и использования имущества организации;
  • Сбор информационного материала в целом по стране, регионам и в разрезе отдельных организации, что служит основой для анализа деятельности организаций на разных уровнях и для принятия конкретных управленческих решений по дальнейшему совершенствованию ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

     С появлением в России организаций  различных форм собственных возникла необходимость доработки Плана  Счетов бухгалтерского учета, направленной на повышения уровня конкретизации  и детализации информации, подлежащей отражению на счетах бухгалтерского учета, чтобы рационально сочетать принципы централизации и децентрализации.

     Новый план счетов, используя международный  счет, отражает национальные особенности  бухгалтерского учета на современном  этапе развития российской экономики.

     За  рубежом сложилась практика децентрализованного  формирования плана счетов. Это означает, что каждый отдельный бухгалтер  может изменять и составлять план счетов так, как удобно лично ему. Это, безусловно, упрощает ведение учета  на предприятии, но создает дополнительные сложности. Например, при смене бухгалтеров  на предприятии, новый сотрудник должен потратить много времени на изучение плана счетов или на составление собственного плана. Такие же проблемы возникают и при аудиторских и налоговых проверках деятельности организации.

     В настоящее время ряд профессиональных бухгалтерских организаций поставили вопрос о необходимости создания Всемирного плана счетов бухгалтерского учета.

     Общие бухгалтерские принципы построения плана счетов включают:

  1. Международные принципы его построения и вытекающие из них требования к бухгалтерскому учету: точное отражение имущественного и финансового положения фирмы, оценка средств и источников, осторожность, разделение бухгалтерских периодов, постоянство используемых методов, доброкачественность информации и продолжение деятельности;
  2. Четкое выделение в плане счетов 4 категорий счетов:
  • балансовые счета (активные, пассивные, активно-пассивные). Обычно в эту группу входит 5 классов счетов, позволяющих составлять бухгалтерский баланс;
  • счета «затраты–выпуск–результаты», предназначенные для определения результата в целом по предприятию по видам деятельности: эксплуатационная;
  • финансовая, чрезвычайная. В этой группе в зависимости от учетных систем представлено 2–3 класса счетов;
  • счета управленческой, маржинальной, аналитической, вспомогательной бухгалтерий, использующиеся для принятия тактических и стратегических решений, определения и анализа себестоимости, результатов работы в разрезе центров ответственности. В зависимости от систем управленческая бухгалтерия включает 1–3 класса счетов;
  • счета, осуществляющие связь между финансовой и управленческой бухгалтериями. Обычно эти счета включаются в классы управленческой бухгалтерии. Этот принцип используется в планах счетов Европейского экономического сообщества, Организации африканского единства, Латиноамериканских государств. Использование этого принципа в мировой практике учета позволяет решить две основные управленческие проблемы:

     а) организовать финансовое управление предприятием по данным финансовой бухгалтерии;

     б) организовать тактическое и стратегическое управление фирмой по данным управленческой бухгалтерии.

  1. Определение финансовых результатов работы предприятия 4 разными способами по 4 категориям счетов: балансовым, затраты–выпуск, управляющим и связывающим финансовую и управленческую бухгалтерию.

     При этом один и тот же финансовый результат фирмы определяется разными способами с различной степенью детализации (в целом по предприятию – соизмерением остатков активных и пассивных счетов, по видам деятельности – соизмерением затрат с выпуском, по центрам ответственности и для целей контроля – по отражающим счетам).

  1. В большинстве региональных и национальных планов счетов выделяются основные счета, субсчета первого и второго порядка, аналитические счета первого и второго порядка, при этом кодирование счетов производится, как правило, по десятичной системе, что особенно важно при автоматизации учетных процессов и решения управленческих проблем.
 
 

 

      Практическое задание 

     В качестве объекта исследования выбран ОАО «Карпинский хлебокомбинат», расположенный по адресу 620014, Карпинск, ул. Горького, 1/а. Руководитель: Чинилов Григорий Григорьевич (конт. тел. 8 (34383) 33750).

     В 1951 году в городе Карпинске был  построен хлебозавод, для производства хлебобулочных изделий, с небольшой  численностью работников. В эксплуатацию был пущен 1 цех, где были установлены  тестомесильные машины и 2 печи, они были рассчитаны на производство 3 тонн хлеба в сутки.

     В 1980-х годах на хлебозаводе произошла модернизация и техническое перевооружение, это повлекло за собой увеличение выпуска продукции до 5 тонн в сутки. Это произошло в связи с установкой 2 автоматизированных печей, тестомесильных машин и укладчиков делителей.

     В 1986 году были установлены тестоокруглительные  машины, печь для производства чёрного  хлеба, печь для производства белого хлеба. Установленное оборудование позволило облегчить процесс  производства, немного снизить расходы, связанные с производством продукции, а следовательно сделать предприятие  более конкурентоспособным на рынке.

     Современные автоматические линии обеспечивают высокий технологический уровень  производства. Качество продукции гарантировано  соответствием всего технологического процесса нормативно – технической документации, а также строжайшим физико-химическим и бактериологическим контролям.

     В настоящее время предприятие  расширяет рынки сбыта продукции  и увеличивает объёмы производства.

     9 февраля 1998 года Карпинский хлебозавод  был приватизирован в ОАО «Карпинский хлебокомбинат».

     Предприятие имеет обособленное имущество на правах хозяйственного ведения, самостоятельный  бухгалтерский баланс, расчетный  и иные счета в банках, фирменный  знак и гербовую печать с наименованием  предприятия и собственное имущество  акционерного общества.

     ОАО «Карпинский хлебокомбинат» самостоятельно приобретает от своего имени имущественные и не имущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судебных органах, также предприятие осуществляет реализацию недвижимого имущества, сдачу его в аренду, в залог, внесение его в качестве вклада в уставной (складочный) капитал хозяйственных обществ производит только с согласия собственников. Предприятие несет ответственность по обязательствам всем своим имуществом, в своей деятельности руководствуется Гражданским Кодексом Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации, регламентирующим деятельность коммерческих организаций, решениями и постановлениями областных и местных органов власти.

     Площадь помещений, занимаемых хлебокомбинатом, составляет 1350 м2.

     Деятельность  хлебокомбината осуществляется в сфере  выработки хлебобулочных изделий  и торговли.

     Основными целями деятельности предприятия являются:

  • производство и реализация хлебобулочных изделий через торгующие организации города и прилегающих сел;
  • обеспечение и повышение социальных гарантий членов трудового коллектива;
  • получение прибыли и рост доходов.

     Основной  вид деятельности предприятия:

  • производство и реализация хлебобулочных изделий через торгующие организации города и прилегающих территорий.

     К основному производству относятся  две линии по выпечки черного  и одна линия по выпечки белого хлеба. Бесперебойную работу основного  производства обеспечивает вспомогательное  производство, к которому относятся  склад, котельная, гараж, лаборатория. На складе хранятся сырье и материалы. В лаборатории ежедневно проводятся анализы и экспертиза образцов сырья  и готовой продукции. К обслуживающему производству относятся магазины и  жилищное коммунальное хозяйство (два общежития для рабочих). 

     Ведомость остатков по счетам на 01.04.2009 г., руб.

Шифр  и наименование счета Дебет Кредит
01 «Основные средства» 12454600  
02 «Амортизация основных средств»   1316050
58 «Финансовые вложения» 500000  
08 «Вложения во внеоборотные активы» 920000  
04 «Нематериальные активы» 698000  
05 «Амортизация нематериальных активов»   94000
10 «Материалы» В том числе:

10/1 Сырье  и материалы по учетной стоимости  – 3638300, отклонение – +250000

10/6 Прочие  материалы по учетной стоимости  – 680800, отклонение – +59200

4628300  
97 «Расходы будущих периодов» 120000  
43 «Готовая продукция». В том числе:

Хлеб  Бородинский – 186 шт., 252000

Хлеб  Ржаной – 95 шт., 168000

420000  
50 «Касса» 18000  
51 «Расчетный счет» 16082000  
52 «Валютный счет» 54180  
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»   1562000
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»   42000
68 «Расчеты по налогам и сборам»   280100
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»   321200
20 «Основное производство», в том числе:

незавершенное производство по хлебу Бородинский – 269410

незавершенное производство по хлебу Ржаной – 412700

3106800  
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»   6424000
71 «Расчеты с подотчетными лицами» 15300  
75 «Расчеты с учредителями» 1260000  
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 224100  
99 «Прибыль и убытки»   4323926
91 «Прочие доходы и расходы» 2441500  
80 «Уставный капитал»   17000000
82 «Резервный капитал»   140000
84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»   10024000
83 «Добавочный капитал»   840000
96 «Резервы предстоящих расходов»   74600
66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»   500904
ИТОГО: 42942780 42942780

Информация о работе План счетов бухгалтерского учета – основа системы организации учета