Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:38, реферат
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с первым периодом возникновения денег. Само понятие “инфляция” ( от лат. Inflatio - вздутие) впервые стало употребляться в Северной Америке в 1861-1865 гг. Означало оно некий процесс, приводящий к увеличению бумажно-денежного обращения. Вскоре этот термин стал использоваться в Великобритании и Франции, причем в основном в среде финансистов и банкиров. В экономической литературе оно появилось лишь в начале ХХ в.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………………….3
1. ЧТО ТАКОЕ ИНФЛЯЦИЯ…………………………………………………….4
2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НЫНЕШНИХ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ ……………………………………………………….5
3. ЭТАП 1992-1996 ГГ……………………………………………………………6
4. ЭТАП: 1996 - АВГУСТ 1998 ГГ…………………………………………….. 8
5. ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС В АВГУСТЕ 1998 Г. И ЕГО ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ……………………………………...….10
6. МЕРЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ, А ТАК ЖЕ ИНЫЕ НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ....12
6.1 Общеэкономические меры………………………………………………….12
6.2 Сдерживание финансовых факторов инфляции………………………….13
6.3 Регулирование денежных факторов инфляции…………………………..14
6.4 Оздоровление банковской системы………………………………………..15
6.5 Нейтрализация внешних факторов воздействия на инфляционный процесс………………………………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………
Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика обычно проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы.
Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.
Одной из причин дефляционной политики явилось возведение в ранг официальной догмы либерализма и монетаристской концепции без учета трудностей перехода России к рыночной экономике и вопреки опыту зарубежных стран.
5.ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС В АВГУСТЕ 1998 Г. И ЕГО ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
В экономической жизни России после семи лет активных рыночных реформ, после достижения официально провозглашенной финансовой стабильности разразился финансовый крах, страна, по существу, объявила себя банкротом. В тот момент правительство заявило, что государство не в состоянии осуществлять текущие платежи по внешнему и внутреннему долгу, а российские банки не в состоянии погасить свои обязательства перед вкладчиками и внешними кредиторами. Одним из первых следствий краха , естественно, стал рост цен. Потребительские цены выросли только за сентябрь 1998г. на 38% , за октябрь на 5%. В общей сложности за 1998г. рост цен превысил 60%, и это при 1% в 1997г.
Почему это произошло?
В чем причина столь
Выводы из сложившейся в августе 1998г. ситуации были не утешительными: в создавшихся условиях, развитие рыночной экономики России представляется протекающим в условиях резкой разбалансированности, ценовая динамика в существенной степени зависит от развития ситуации на валютном и финансовом рынках и в бюджетной сфере ( включая проблемы обслуживания госдолга).
На финансовом рынке в 1998 г. напряженность нарастала.
Ожидание девальвации рубля и отсутствие альтернативных рублевых инструментов для вложения средств предопределили приобретение банками валютных активов, несмотря на проблемы с рублевой ликвидностью.
*Динамика официального курса рубля по отношению к доллару США.
Из диаграммы видно, что курс рубля изменялся в августе - сентябре 1998 г. скачками. При этом необходимо учитывать, что инфляционные последствия скачкообразного изменения курса рубля оказываются гораздо более ощутимыми, чем если бы курс рубля “опускался” постепенно: дополнительно стимулировали рост цен массовое “бегство” от рубля, ажиотажный спрос населения на многие виды товаров и появление локальных товарных дефицитов в разгар кризиса.
Объем доходов, аккумулируемых в бюджетной системе, снижается на протяжении последних лет, сделав к 1998 г. практически невозможным нормальное финансирование бюджетной сферы. Периодически проводимые денежные зачеты в разных формах значительно искажали реальную ситуацию с доходами бюджета.
Таким образом, инфляционные последствия финансового кризиса весьма ощутимы. Это проявляется особенно рельефно, если учесть, что последовательное снижение темпов инфляции и относительное ( с учетом инфляции ) укрепление рубля являлись наиболее заметными достижениями в результате семи лет реформ.
В “Первоочередных мерах Правительства и Центрального Банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране” на 1999 год была указана цель - удержать инфляцию на уровне не более 30 %.
6.МЕРЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ, А ТАК ЖЕ ИНЫЕ НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ.
Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции.
Как свидетельствует мировой опыт, лекарство от инфляции не может ограничиваться мерами воздействия лишь на ее монетарные факторы путем ограничения денежной эмиссии и предложения денег. Монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывают ее многофакторность и подрывают основы национальной экономики России. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.
Целью антиинфляционной политики в России должно стать не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа. Небольшая инфляция увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.
Рассмотрим ряд мер , имеющих комплексный характер и являющихся необходимыми мерами стабилизации инфляции в российском обществе.
6.1. Общеэкономические меры.
Первоочередной
Снижение инвестиций в основной капитал в 1997 - 1998 гг., незначительный рост - в 1999 г. свидетельствуют о неудовлетворенном инвестиционном спросе, недоступности финансовых и кредитных ресурсов для производственного сектора, низкой платежеспособностью предприятий.
Мировой опыт проектного финансирования
свидетельствует о возможности
максимального привлечения
Важную роль в регулировании инвестиций призваны сыграть принятые в конце 1998 г. нормативно-законодательные акты, в частности по лизинговым операциям.
Необходимы так же решительные меры по возвращению “беглых” капиталов из-за рубежа.
Необходимо всеми способами наращивать рост ВВП. Без подъема национального производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем.
Основой этой программы должна быть научно обоснованная модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы ее стабилизацию, затем подъем производства товаров и услуг, которые служат обеспечением рубля.
6.2. Сдерживание финансовых факторов инфляции.
Ключевое место в
Рыночная экономика требует
строгой регламентации
Не менее важны методы покрытия очередного транша кредита России, предоставляемого Международным валютным фондом. Чрезмерное использование государственных заимствований для финансирования бюджетного дефицита всегда становится инфляционным фактором при отсутствии реальных источников погашения долгов. Поэтому необходимо не только устанавливать лимит государственного долга, но и осуществлять контроль за его соблюдением и эффективным использованием заимствований.
Не инфляционным источником сокращения бюджетного дефицита должны стать экономический рост, увеличение налогооблагаемой базы.
Для сдерживания инфляции так же необходима научно обоснованная налоговая политика, которая не должна парализовать бизнес и толкать его в “теневую” экономику. Налоговая политика в России должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики.
Кроме того, специфическим для России направлением антиинфляционной политики является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве, препятствующего экономическому развитию. В этой связи актуальными задачами являются:
6.3. Регулирование денежных факторов инфляции.
В России резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к сужению официальной денежной массы.
Антиинфляционная политика в этой области призвана отрегулировать эмиссионные потоки и скорость их обращения. Не менее важно совершенствование структуры денежной массы.
Низкая насыщенность ВВП
рублевой массой стимулировала появление
множества неофициальных
В антиинфляционной политике важное место занимает регулирование скорости обращения денежной единицы, так как ее увеличение равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях.
6.4. Оздоровление банковской системы.
Важным направлением антиинфляционной политики является реструктуризация банковской системы, основательно подорванной валютно-финансовым кризисом. “ Замораживание” 1/3 банковских активов, вложенных в ГКО _ ОФЗ, парализовало с августа 1998 г. деятельность многих крупных банков, что привело к кризису неплатежей в банковской сфере. Все свободные средства банков хлынули на валютный рынок. Оставшиеся деньги многие банки перевели на Запад, создали новые финансовые структуры. Множество банков оказались банкротами.
Для восстановления платежеспособности банков Центральный банк принял некоторые меры. В их числе: проведение многостороннего клиринга за счет средств фонда обязательного резервирования; стабилизационные кредиты; создание Агентства по реструктуризации банковской системы с целью восстановления и стабилизации.
Требует особого внимания
регулирование и контроль со стороны
Центрального банка России над деятельностью
банковской системы в целях ориентации
ее не кредитно-расчетное
6.5. Нейтрализация внешних факторов воздействия на инфляционный процесс.
Снижение курса рубля по отношению к доллару стало активным фактором инфляционного роста цен, так как импортные товары составляют половину потребительского рынка России. Механизм “импортируемой” инфляции проявляется также в повышенном спросе на доллары и другие инвалюты.
Долларизация экономики России неизбежна при кризисной ситуации, когда рубль плохо выполняет свои функции. Поэтому призыв прекратить хождение доллара утопичен и чреват появлением “черного” валютного рынка.
Составной частью антиинфляционной политики с этой точки зрения является регулирование валютного рынка и стабилизация курса рубля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В заключении хотелось бы сказать о том, что рассматривая все вышеизложенные комплексные меры по борьбе с инфляцией, как объективные, нельзя забывать и о субъективной стороне вопроса. Для эффективного осуществления вышеизложенной антиинфляционной политики, для функционирования экономики страны в целом - необходимо доверие к ее правительству. Не мене важно упрочить доверие к правительству, чем просто стабилизировать экономику. Известно, что доверие к правительству, которое выпускает деньги, способствует устойчивости денежного обращения и восстановлению доверия к денежной единице (рублю).
Итак:
Инфляция может быть контролируемым и регулируемым процессом. Для этого важно использовать государственное регулирование экономики в дополнении к рыночным регуляторам.
Информация о работе Первоочередные меры борьбы государства в условиях высокой инфляции