Перспективы развития бухгалтерской отчётности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

В бухгалтерском учете отчетность является его завершающим этапом, на котором происходят обобщение накопленной учетной информации и представление ее в виде, удобном для заинтересованных лиц. Предприятие любой организационно-правовой формы обязано составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............3
Глава 1. Роль бухгалтерской отчетности в системе учёта
Сущность бухгалтерской отчетности………………………………………..5
Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности….8
Система регулирования учета и отчетности в Российской Федерации….10
Глава 2. Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности……………………………………………………………………….14
Глава 3. Перспективы развития бухгалтерского учета в России…………….17
Глава 4. Проблемы адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным стандартам……………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………28
Библиографический список…………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 50.62 Кб (Скачать)

     Такой нормы законопроект в явном виде не содержит. По-видимому, она будет  актуальна для микропредприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения. Между тем, по мнению автора, использование данных налогового учета в публичных отношениях порождает коллизию с правом налогоплательщика на налоговую тайну, хотя формально тот идет на ее разглашение сознательно.

     Сам же докладчик перспективу замещения  бухгалтерского учета налоговым  учетом подробно не комментировал, но отметил, что любое упрощение  бухгалтерской отчетности равнозначно  сужению информации, а значит, затрагивает  интересы ее пользователей. Он подчеркнул, что формальных критериев малого предприятия - численности и выручки - для целей бухгалтерского учета  недостаточно. Упрощения оправданны лишь для предприятий локального значения, не представляющих публичного интереса;

     2) введение внутреннего контроля.

     Обязательный  внутренний контроль уже действует  в ряде отраслей. В частности, он применяется в целях противодействия  легализации доходов, полученных преступным путем. Но в бухгалтерском учете  требование о его обязательности вводится впервые. Оно будет распространяться на компании публичной значимости.

     По  мнению автора, введение системы внутреннего  контроля на нормативном уровне предполагает наличие централизованной системы  внешнего контроля и регламентирование взаимодействия между ними. Примером государственного надзорного органа, уполномоченного проводить проверочные мероприятия по вопросу организации внутреннего контроля в сфере его деятельности, может служить Росфинмониторинг. В аудиторской деятельности внешний контроль за соблюдением правил внутреннего контроля осуществляют саморегулируемые организации. В любом случае декларирование одной лишь обязанности осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности нерезультативно. Более того, из текста законопроекта следует, что такой контроль, по сути, осуществляется в интересах руководителя экономического субъекта. В то же время российское законодательство в ряде случаев обязывает юридические лица создавать ревизионную комиссию или назначать ревизора. Как разграничиваются функции этих контрольных органов? Представляется, что норма о контроле нуждается в конкретизации в рамках самого законопроекта, а не на уровне подзаконного регулирования.

     3) исключение указания о применении  унифицированных форм.

     В этой части доклада Л.З. Шнейдман подчеркнул, что законопроект не предполагает наличия централизованных форм, т.е. компании смогут группировать обязательные реквизиты первичного учетного документа  так, как им удобно.

     Добавим, что под влиянием арбитражной  практики "либеральный" подход к  оформлению "первички" в полной мере реализуется и сейчас. Тем не менее право на свободное оформление первичных документов нельзя абсолютизировать. Дело в том, что законодательство о бухгалтерском учете включает в себя все федеральные законы. А специальные законы могут предъявлять к оправдательным документам особые требования. Наглядный тому пример - необходимость применения транспортной накладной по общеустановленной форме (ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"; п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (вступает в силу с 25.07.2011)). Вообще говоря, пример с транспортной накладной выявляет коллизию между требованиями двух федеральных законов. Вместо того чтобы в арбитражном режиме выяснять приоритетную норму, не лучше ли заблаговременно сделать надлежащую оговорку в профильном законе о бухгалтерском учете? Она позволит избежать и налоговых споров вокруг первичных документов.

     Л.З. Шнейдман отметил, что новая редакция закона о бухгалтерском учете  уравнивает бумажный и электронный  документооборот.

     В связи с этим хотелось бы привлечь внимание представителей Минфина России к недооценке роли оттиска печати в бумажном документообороте. Напомним, что ни действующий Закон о  бухгалтерском учете, ни продвигаемый законопроект не содержат прямого указания на необходимость применения печати. Поэтому формально ее оттиск в  первичном документе считается  необязательным реквизитом. Между тем на практике печать юридического лица требуется на стадии оформления сертификата ключа ЭЦП в удостоверяющем центре (для подтверждения полномочий физических лиц). Более того, законодательство об электронной подписи выделяет документы, заверенные печатью, в особую категорию (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", п. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи").

     По  вопросу о квалификационных требованиях  к главным бухгалтерам Л.З. Шнейдман сообщил, что единая позиция у  разработчиков нового закона пока не сложилась. Возможный вариант - обязательное членство в одной из саморегулируемых организаций. Будут ли требования к специалистам на этой руководящей должности всеобщими или дифференцированными по категориям экономических субъектов - пока тоже не ясно.

     В выступлении Л.З. Шнейдмана были затронуты и проблемы развития национальных стандартов бухгалтерского учета. Процедура  включения (легализации, или придания юридической силы) МСФО в российское правовое поле определена Федеральным законом "О консолидированной финансовой отчетности". Международные стандарты и разъяснения к ним подлежат опубликованию на русском языке. Поэтому российские стандарты в необходимых случаях будут содержать прямые отсылки к конкретным правилам МСФО. Подобный подход можно обнаружить уже сегодня в ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" по процедуре проверки НМА на обесценение.

     К сожалению, докладчик не прояснил подход Минфина России к совершенствованию  системы положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). С одной стороны, он подчеркнул, что цель создания "российского  варианта МСФО" не преследуется. Но в то же время сообщил, что практически  все механизмы и категории  МСФО "перекочуют" в национальные стандарты. Эту информацию, конечно  же, нужно принять на вооружение как самим бухгалтерам, так и  учебным заведениям, осуществляющим профессиональную подготовку бухгалтерских  кадров. Но не вполне ясно, какая судьба ожидает налоговый учет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 4. Проблемы адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным стандартам.

     С принятием Положения о бухгалтерском  учете и отчетности (2) и нового Плана счетов бухгалтерского учета (3) бухгалтерский учет в России существенно  приблизился к международным  учетным стандартам. Указанными нормативными документами введены в учетную  практику новые объекты учета, обусловленные  рыночной экономикой (нематериальные активы, арендные отношения, финансовые вложения и др.); организациям разрешено  выбирать варианты учета многих его  объектов; предложено ввести в учетную  практику ряд международных учетных  принципов: принцип начисления (в  том числе по реализации продукции), принцип осторожности (разрешено  создавать резервы сомнительных долгов) и некоторые другие; бухгалтерская  отчетность приближена к финансовой отчетности западных стран.

     Однако  адаптация бухгалтерского учета  и отчетности России к международным  учетным стандартам сопряжена с  определенными трудностями и  проблемами.

     Прежде  всего России предстоит сделать  выбор между англо-американо-голландской  и континентальной (европейской) системами  бухгалтерского учета.

     Первая  система ориентирована на потребности  инвесторов и кредиторов, является гибкой и либеральной с точки  зрения регламентации. Вторая система  отличается большей регламентацией бухгалтерского учета и отчетности на государственном уровне и существенно  зависит от банковского кредитования. В России исторически государство  жестко регламентирует порядок бухгалтерского учета и отчетности; в пей, очевидно, более приемлема континентальная  система бухгалтерского учета.

     Очень важной проблемой для России является установление соотношения правил ведения  бухгалтерского учета и налогообложения. В настоящее время в России система бухгалтерского учета существенно  зависит от постоянных изменений в налоговой системе. Чтобы избежать этой зависимости, возможно, будут введены два вида учета: бухгалтерский и налоговый.

     России  предстоит выбрать систему нормативных  документов по регламентации бухгалтерского учета. В настоящее время большая  часть учетных работников поддерживает четырехуровневую систему нормативных  документов:

     1-й  уровень - законодательный: принятие  закона по бухгалтерскому учету  и отчетности;

     2-й  уровень: стандарты (положения)  по бухгалтерскому учету и  отчетности;

     3-й  уровень: методические рекомендации (указания); 4-й уровень: рабочие  документы по бухгалтерскому  учету самого предприятия.

     Закон по бухгалтерскому учету и отчетности должен определить правовые основы бухгалтерского учета, его организацию, основные направления  бухгалтерской деятельности и составления  отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский  учет и представлять финансовую отчетность. Проект закона по бухгалтерскому учету  и отчетности обсужден в Государственной  Думе в 1995 г.

     Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок  учета определенного объекта  или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном учете - положения) призваны конкретизировать закон о  бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработаны проекты 10 первоочередных учетных стандартов. Некоторые из них утверждены Минфином РФ, в том  числе Положение "Учетная политика предприятия", являющееся основополагающим, поскольку в нем изложены основные принципы учета, ориентированные на международные (принципы непрерывности  деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной  политики и др.).

     Методические  рекомендации призваны конкретизировать уччтные стандарты в соответствии с отраслевыми особенностями. Они  разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).

     Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения  учета в нем. Основным из них является документ по учетной политике предприятия.

     Резкое  расширение задач бухгалтерского учета  в условиях перехода к рыночной экономике, введение коммерческой тайны на многие учетные показатели, придание бухгалтерской  отчетности статуса публичности, а  также необходимость адаптации  бухгалтерского учета и отчетности России к международным стандартам обусловливают необходимость выделения  из бухгалтерского учета в качестве самостоятельных финансового и  управленческого учета.

     Финансовый  учет должен предусматривать в основном получение информации, необходимой  для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, и осуществляться в соответствии с законодательством, отечественными стандартами и другими регламентирующими  документами.

     Управленческий  учет призван обеспечить получение  внутренней информации, необходимой  для управления производством и  принятия решений руководством на ближайшую  и отдаленную перспективу, исчисление и контроль себестоимости продукции, определение финансовых результатов  от реализации продукции по всем выбранным  позициям (зонам реализации, новым  технологическим решениям и др.).

     При разработке внутрипроизводственной системы  учета, отчетности и контроля необходимо в полной мере использовать отечественный  опыт организации оперативного учета  и анализа хозяйственной деятельности, а также опыт организации управленческого  учета в зарубежных странах.

     Выделение в качестве самостоятельных финансового  и управленческого учета потребует, очевидно, введения двухрядной системы  счетов: балансовых, используемых в финансовом учете для составления баланса, и операционных, используемых в управленческом учете. Эти изменения позволят определять финансовый результат деятельности организации различными методами.

     Как уже отмечалось, использование англо-американо-голландской  и континентальной систем бухгалтерского учета предусматривает высокий  образовательный уровень как  профессионалов, так и всего населения, позволяющий им хорошо разбираться  в довольно сложной системе информации. В России же до недавнего времени  от бухгалтера требовалось в основном лишь овладение учетной техникой - планированием и анализом финансово-хозяйственной  деятельности он не занимался; основная часть населения незнакома даже с основами бухгалтерского учета  и не разбирается в отчетной информации.

Информация о работе Перспективы развития бухгалтерской отчётности