Перспективы развития бухгалтерской отчётности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

В бухгалтерском учете отчетность является его завершающим этапом, на котором происходят обобщение накопленной учетной информации и представление ее в виде, удобном для заинтересованных лиц. Предприятие любой организационно-правовой формы обязано составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............3
Глава 1. Роль бухгалтерской отчетности в системе учёта
Сущность бухгалтерской отчетности………………………………………..5
Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности….8
Система регулирования учета и отчетности в Российской Федерации….10
Глава 2. Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности……………………………………………………………………….14
Глава 3. Перспективы развития бухгалтерского учета в России…………….17
Глава 4. Проблемы адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным стандартам……………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………28
Библиографический список…………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 50.62 Кб (Скачать)

     1.3 Система регулирования учета и отчетности в Российской Федерации.

     В Российской Федерации бухгалтерский  учет и отчетность строго регламентируются законодательными органами, причем в  разработке нормативных документов велика роль государства. Кроме того, существует нацеленность отчетности на удовлетворение требований в первую очередь налоговых органов и  отсутствует возможность применения профессионального суждения бухгалтеров.

     Следует отметить, что за последние десятилетия  в России подходы к регулированию  бухгалтерского учета претерпели определенные изменения. В годы советской власти бухгалтерский учет регулировался  так называемыми подзаконными актами – инструкциями, приказами, положениями  и методическими указаниями, которые  выпускались министерствами и ведомствами  страны и республик; методология  учета задавалась Министерством  финансов СССР. Основными регулятивами в области бухгалтерского учета  были так называемые положения: Положение  о главных бухгалтерах, Положение  о бухгалтерских отчетах и  балансах и др. Это были документы  предписывающего характера, практически  не дававшие бухгалтеру возможности  выбора учетных процедур. В них  регламентировались действия бухгалтера в виде типовых проводок, задавалась жесткая структура отчетности.

     В настоящее время в России сложилась  четырехуровневая система регулирования  учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали  экономические преобразования в  стране и активное распространение  международных стандартов финансовой отчетности. Система регулирования, разработанная Департаментом методологии  бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, выделяет законодательный, нормативный, методический и организационный  уровни.

     Первый  уровень наряду с другими законодательными актами образует Закон о бухгалтерском  учете. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

     В одном ряду с Законом о бухгалтерском  учете стоят другие законы, например, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ. Важным нормативным  актом первого уровня является Гражданский  кодекс Российской Федерации, в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности (например, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых  обществ).

     Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета  является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 23 июля 1998 г. № 34н, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного  Положения были приняты в новой  редакции в связи с введением  в действие частей первой, второй и  третьей Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных  актов. Заменив ранее действовавшие  положения (Положение о бухгалтерских  отчетах и Положение о главных  бухгалтерах), законодатели учли в указанном  Положении требования рыночной экономики. Однако, несмотря на всю важность данного  документа, его нельзя однозначно отнести  к документам первого уровня, поскольку  оно утверждено не законодательным  органом, а приказом Минфина России.

     Второй  уровень составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), разработанные  Минфином России согласно государственной  программе перехода Российской Федерации  на принятую в международной практике систему учета и статистики в  соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В положениях по бухгалтерскому учету рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций. Многие положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности, например, Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н. Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России.

     К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России, а ранее –  и в СССР. План счетов – документ общего порядка – является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей народного хозяйства независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций  и банков. В План счетов неоднократно вносились корректировки в связи  с изменяющимися экономическими условиями. Минфин России приказом от 31 октября 2000 г. № 94н утвердил План счетов, который введен в действие с 1 января 2001 г. и действует по настоящий  момент.

                Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

     Если  документы второго уровня обязательны  для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, ПБУ 4/99 является документом второго  уровня, а ежегодные приказы Минфина  России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к  отчетности текущего года, являются документами  третьего уровня.

     Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе Плана счетов, или учетная  политика организации, принятая в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету  «Учетная политика организаций» ПБУ 1/98, утвержденным приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н, являются документами  четвертого уровня.

     Очевидно, что в нормативных актах по бухгалтерскому учету имеются противоречия, которых не избежать, поскольку, чем  более развита система нормативного регулирования, тем больше в ней  противоречий. Поэтому основная задача бухгалтера, особенно бухгалтера-аналитика, сводится к пониманию причин этих противоречий для успешного ведения  дела. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности

     В конце 1990-х — начале 2000-х гг. в  области бухгалтерского учета и  отчетности в Российской Федерации  произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета  в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства  Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283.

     Изменения в системе бухгалтерского учета  и отчетности были направлены на обеспечение  формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах  деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного инструмента  реформирования бухгалтерского учета  и отчетности были приняты Международные  стандарты финансовой отчетности (далее  — МСФО). В бухгалтерской отчетности раскрывается информация: об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, прекращаемой деятельности, обесценении  финансовых и других активов, по сегментам  и др. Хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Крупнейшие хозяйствующие  субъекты (нефтяной, газовой, электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского  сектора) подготавливают консолидированную  финансовую отчетность по МСФО или  иным международно признаваемым стандартам. Получил развитие рынок аудиторских  услуг. Возрос престиж бухгалтерской  профессии, возникла аудиторская профессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых  стали членами Международной  федерации бухгалтеров.

     В то же время, несмотря на определенные успехи в развитии в бухгалтерском  учете и отчетности имеются серьезные  проблемы, которые проявляются:

     а) в отсутствии официального статуса  бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

     б) в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов  ко многим категориям, принципам и  требованиям бухгалтерского учета  и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

     в) в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской  отчетности, подготовленной по российским правилам;

     г) в значительном административном бремени  хозяйствующих субъектов по представлению  избыточной отчетности органам государственной  власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно  с бухгалтерским учетом вести  налоговый учет;

     д) в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том  числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;

     е) в недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая  пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также  в развитии бухгалтерской и аудиторской  профессии;

     ж) в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и  аудиторов, а также недостаточности  навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

     Сложившаяся система бухгалтерского учета и  отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации.

     В настоящее время складываются благоприятные  условия для дальшейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Введены  в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В профессиональном сообществе накоплены  определенные навыки и опыт ведения  бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости  повышения темпов перехода к использованию  МСФО. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Перспективы развития бухгалтерского учета в России.

     Окончание срока действия Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, относящейся к периоду 2004 - 2010 гг., ознаменовано подготовкой новых Федеральных законов - "О бухгалтерском учете" и "О консолидированной финансовой отчетности". Их применение потребует разработки и принятия объемного блока подзаконных актов, принципиально новых для российской системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В связи с этим профессиональное сообщество с большим вниманием следит за разъяснениями представителей Минфина России. Среди таких выступлений - доклад Леонида Зиновьевича Шнейдмана, директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, на научно-практической конференции "Развитие системы бухгалтерского учета, аудита и налогообложения в России" (Москва, 26 мая 2011 г.), организованной журналом "Налоговая политика и практика". Тема доклада - "Перспективы бухгалтерского учета и аудита в России" - как нельзя более актуальна. Большинство участников конференции - члены Института профессиональных бухгалтеров России. Были приглашены и ведущие специалисты бухгалтерской отрасли государственного и негосударственного секторов.

     Л.З. Шнейдман сообщил, что особых "потрясений" в нормативном регулировании  бухгалтерского учета за среднесрочный  период 2004 - 2010 гг. не произошло и  не предвидится в будущем. Основные проблемы возникают на стыке бухгалтерского и налогового учета. При этом он подчеркнул, что стратегический путь, принятый с 2004 г., в целом сохраняет свое значение, несмотря на то что легализация  МСФО по сравнению с изначально запланированными сроками задерживается. Российские организации по-прежнему будут составлять индивидуальную отчетность по национальным стандартам. А вот консолидированную  отчетность в случаях, прямо предусмотренных законодательством, им предстоит формировать непосредственно на основе МСФО.

     По  мнению докладчика, проект федерального закона "О бухгалтерском учете" не предполагает революционных изменений в сфере его применения, хотя ряд положений обладает новизной. Л.З. Шнейдман выделил следующие новации:

     1) возможность для отдельных организаций  использовать в гражданском законодательстве  данные не бухгалтерского, а налогового  учета.

Информация о работе Перспективы развития бухгалтерской отчётности