Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:29, курсовая работа
В бухгалтерском учете отчетность является его завершающим этапом, на котором происходят обобщение накопленной учетной информации и представление ее в виде, удобном для заинтересованных лиц. Предприятие любой организационно-правовой формы обязано составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета.
Введение…………………………………………………………………...............3
Глава 1. Роль бухгалтерской отчетности в системе учёта
Сущность бухгалтерской отчетности………………………………………..5
Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности….8
Система регулирования учета и отчетности в Российской Федерации….10
Глава 2. Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности……………………………………………………………………….14
Глава 3. Перспективы развития бухгалтерского учета в России…………….17
Глава 4. Проблемы адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным стандартам……………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………28
Библиографический список…………………………………………………….30
1.3 Система регулирования учета и отчетности в Российской Федерации.
В
Российской Федерации бухгалтерский
учет и отчетность строго регламентируются
законодательными органами, причем в
разработке нормативных документов
велика роль государства. Кроме того,
существует нацеленность отчетности на
удовлетворение требований в первую
очередь налоговых органов и
отсутствует возможность
Следует отметить, что за последние десятилетия в России подходы к регулированию бухгалтерского учета претерпели определенные изменения. В годы советской власти бухгалтерский учет регулировался так называемыми подзаконными актами – инструкциями, приказами, положениями и методическими указаниями, которые выпускались министерствами и ведомствами страны и республик; методология учета задавалась Министерством финансов СССР. Основными регулятивами в области бухгалтерского учета были так называемые положения: Положение о главных бухгалтерах, Положение о бухгалтерских отчетах и балансах и др. Это были документы предписывающего характера, практически не дававшие бухгалтеру возможности выбора учетных процедур. В них регламентировались действия бухгалтера в виде типовых проводок, задавалась жесткая структура отчетности.
В
настоящее время в России сложилась
четырехуровневая система регулирования
учета и отчетности, на формирование
которой огромное влияние оказали
экономические преобразования в
стране и активное распространение
международных стандартов финансовой
отчетности. Система регулирования,
разработанная Департаментом
Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Закон о бухгалтерском учете. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Важным нормативным актом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации, в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности (например, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ).
Одним
из важнейших методологических документов
в области бухгалтерского учета
является Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
Второй уровень составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), разработанные Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В положениях по бухгалтерскому учету рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций. Многие положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности, например, Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н. Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России.
К
числу документов второго уровня
следует отнести также План счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организаций и Инструкцию
по его применению, являющиеся базовыми
документами системы
Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.
Если документы второго уровня обязательны для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, ПБУ 4/99 является документом второго уровня, а ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня.
Четвертый
уровень включает приказы, указания,
инструкции, выпускаемые самой
Очевидно,
что в нормативных актах по
бухгалтерскому учету имеются противоречия,
которых не избежать, поскольку, чем
более развита система
Глава 2. Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности
В конце 1990-х — начале 2000-х гг. в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283.
Изменения
в системе бухгалтерского учета
и отчетности были направлены на обеспечение
формирования информации о финансовом
положении и финансовых результатах
деятельности хозяйствующих субъектов,
полезной заинтересованным пользователям.
В качестве основного инструмента
реформирования бухгалтерского учета
и отчетности были приняты Международные
стандарты финансовой отчетности (далее
— МСФО). В бухгалтерской отчетности
раскрывается информация: об аффилированных
лицах, событиях после отчетной даты,
условных фактах хозяйственной деятельности,
прекращаемой деятельности, обесценении
финансовых и других активов, по сегментам
и др. Хозяйствующие субъекты используют
в бухгалтерском учете и
В то же время, несмотря на определенные успехи в развитии в бухгалтерском учете и отчетности имеются серьезные проблемы, которые проявляются:
а)
в отсутствии официального статуса
бухгалтерской отчетности, составляемой
по МСФО, а также необходимой
б)
в формальном подходе регулирующих
органов и хозяйствующих
в)
в неоправданно высоких затратах
хозяйствующих субъектов на подготовку
консолидированной финансовой отчетности
по МСФО путем трансформации
г) в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;
д) в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;
е)
в недостаточности участия
ж)
в низком уровне профессиональной подготовки
большей части бухгалтеров и
аудиторов, а также недостаточности
навыков использования
Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации.
В
настоящее время складываются благоприятные
условия для дальшейшего
Глава 3. Перспективы развития бухгалтерского учета в России.
Окончание срока действия Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, относящейся к периоду 2004 - 2010 гг., ознаменовано подготовкой новых Федеральных законов - "О бухгалтерском учете" и "О консолидированной финансовой отчетности". Их применение потребует разработки и принятия объемного блока подзаконных актов, принципиально новых для российской системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В связи с этим профессиональное сообщество с большим вниманием следит за разъяснениями представителей Минфина России. Среди таких выступлений - доклад Леонида Зиновьевича Шнейдмана, директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, на научно-практической конференции "Развитие системы бухгалтерского учета, аудита и налогообложения в России" (Москва, 26 мая 2011 г.), организованной журналом "Налоговая политика и практика". Тема доклада - "Перспективы бухгалтерского учета и аудита в России" - как нельзя более актуальна. Большинство участников конференции - члены Института профессиональных бухгалтеров России. Были приглашены и ведущие специалисты бухгалтерской отрасли государственного и негосударственного секторов.
Л.З. Шнейдман сообщил, что особых "потрясений" в нормативном регулировании бухгалтерского учета за среднесрочный период 2004 - 2010 гг. не произошло и не предвидится в будущем. Основные проблемы возникают на стыке бухгалтерского и налогового учета. При этом он подчеркнул, что стратегический путь, принятый с 2004 г., в целом сохраняет свое значение, несмотря на то что легализация МСФО по сравнению с изначально запланированными сроками задерживается. Российские организации по-прежнему будут составлять индивидуальную отчетность по национальным стандартам. А вот консолидированную отчетность в случаях, прямо предусмотренных законодательством, им предстоит формировать непосредственно на основе МСФО.
По мнению докладчика, проект федерального закона "О бухгалтерском учете" не предполагает революционных изменений в сфере его применения, хотя ряд положений обладает новизной. Л.З. Шнейдман выделил следующие новации:
1)
возможность для отдельных
Информация о работе Перспективы развития бухгалтерской отчётности