Отражение поступления материалов в бухгалтерском учете

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:17, реферат

Описание работы

Документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета предусмотрено два способа отражения в бухгалтерском учете поступления материалов на предприятие – с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов» и без их использования. Выбор способа закрепляется в учетной политике предприятия.

Работа содержит 1 файл

Отражение поступления материалов в бухгалтерском учете.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Отражение поступления материалов в бухгалтерском  учете 

    Материалы в организацию могут поступать из следующих источников:

    приобретение  за плату;

    изготовление  силами организации;

    внесение  в качестве вклада в уставный капитал;

    безвозмездное получение;

    поступление в результате товарообменной операции.

    Наиболее  распространенными случаями является приобретение материалов за плату.

    Документами системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета предусмотрено  два способа отражения в бухгалтерском  учете поступления материалов на предприятие – с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов» и без их использования. Выбор способа закрепляется в учетной политике предприятия.

    Первый  способ (без использования счетов 15 и 16) предполагает следующую схему проводок:

    дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Авансы выданные» кредит счета 51 «Расчетные счета» - на сумму произведенной оплаты поставщикам материалов;

    дебет счета 10 «Материалы» кредит счета 60 – на сумму стоимости поступивших материалов по договорным ценам;

    дебет счета 10 кредит счета 60 – на сумму работ и услуг сторонних организаций, которые в соответствии с нормативными документами могут быть включены в фактическую стоимость приобретения материалов.

    Кроме того, при этом возникают отношения  связанные с НДС.

    В том случае, когда расходы организации, связанные с приобретением или  заготовлением материалов, предварительно аккумулируются на счете 15, а счет 16 не используется, схема бухгалтерских проводок будет аналогичной:

    дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Авансы выданные» кредит счета 51 «Расчетные счета» - на сумму произведенной оплаты поставщикам материалов;

    дебет счета 10 «Материалы» кредит счета 60 – на сумму стоимости поступивших материалов по договорным ценам;

    дебет счета 10 кредит счета 60 – на сумму работ и услуг сторонних организаций, которые в соответствии с нормативными документами могут быть включены в фактическую стоимость приобретения материалов.

    дебет счета 10 кредит счета 15 – на сумму фактической себестоимости приобретения материалов.

    В случае, если применяется счет 16, схема  проводок будет несколько иной (при  этом, как правило, используется и  счет 15):

    дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Авансы выданные» кредит счета 51 – на сумму произведенной оплаты поставщикам материалов;

    дебет счета 15 кредит счета 60 – на сумму стоимости поступивших материалов по фактической себестоимости приобретения;

    дебет счета 15 кредит счета 60 – на сумму работ и услуг сторонних организаций, которые в соответствии с нормативными документами могут быть включены в фактическую себестоимость приобретения материалов;

    дебет счета 10 кредит счета 15 – на сумму стоимости приобретенных материалов по учетным ценам;

    дебет счета 16 кредит счета 15 – на сумму отклонений в стоимости материалов (ТЗР)

    дебет счетов учета производственных затрат (20 «Основное  производство», 23 «Вспомогательные производства», 44 «Расходы на продажу» и т.д.) кредит счета 10 – на сумму стоимости использованных материалов по учетным ценам;

    дебет счетов учета производственных затрат кредит счета 16 – на сумму положительных отклонений стоимости материалов или

    дебет счетов учета производственных затрат кредит счета 16 (сторно) – на сумму отрицательных отклонений стоимости материалов.

    Одна  из двух последних проводок оформляется  одновременно с проводками, которыми материалы списываются в производство.

    Перечень  расходов, включаемых в фактическую  себестоимость материалов, приобретенных  за плату включает:

    - стоимость материалов  по договорным  ценам – представляет собой сумму оплаты, установленную соглашением сторон в возмездном договоре непосредственно за материалы.

    - транспортно-заготовительные расходы – это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

    - расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.

    В состав транспортно-заготовительных  расходов входят:

    - расходы по погрузке материалов  в транспортные средства и  их транспортировке, подлежащие  оплате покупателем сверх цены  этих материалов согласно договора. В бухгалтерском учете такие  расходы отражаются проводкой:

    дебет счета 15 (или 10) кредит счета 60 – на сумму стоимости соответствующих работ или услуг.

    Так как оплата этих расходов включается сверх договорной цены приобретенных  материалов, то и проводка оформляется  дополнительно к основной.

    - расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников. Причем, если работники организации, перечисленные в предыдущем абзаце, занимаются не только заготовкой, приемкой, хранением и отпуском материалов, но и ценностей, относящихся к внеоборотным активам, готовой продукции, полуфабрикатам собственной выработки и т.п., то допускается отнесение затрат по содержанию заготовительно-складского аппарата непосредственно на затраты на производство по соответствующим калькуляционным статьям накладных расходов.

    Так как речь идет о расходах, осуществляемых организацией, приобретающей материалы, в бухгалтерском учете будет  дебетоваться счет учета материалов (или счет учета затрат по заготовлению и приобретению материалов) и кредитоваться счета учета затрат, связанных с оплатой труда и начислениями на нее:

    дебет счета 15 (10) кредит счета 70 – на сумму начисленной заработной платы заготовительно-складского аппарата организации. Если заготовительно-складской аппарат выполняет функции связанные с приобретением иных активов, необходимо разработать форму расчета, в которой производить распределение между видами имущества;

    дебет счета 15 (10) кредит счета 69 – на сумму начислений на заработную плату заготовительно-складского аппарата (ЕСН);

    - расходы по содержанию специальных  заготовительных пунктов, складов  и агентств, организованных в  местах заготовок (кроме расходов  на оплату труда с отчислениями на социальные нужды). В данном случае дебетуется счет 10 или 15 и кредитуются счета учета соответствующих расходов:

    дебет счета 15 (10) кредит счета 60 – на сумму стоимости работ и услуг сторонних организаций (прежде всего коммунальные и аналогичные им услуги), использованные при эксплуатации перечисленных зданий и сооружений;

    дебет счета 15 (10) кредит счета 23 (29) – на сумму стоимости работ и услуг, выполненных и оказанных структурными подразделениями организации в целях содержания указанных зданий и сооружений;

    дебет счета 15 (10) кредит счета 71 «расчеты с подотчетными лицами» - на сумму стоимости имущества, работ и услуг, использованных при содержании перечисленных зданий и сооружений и оплаченных наличными деньгами.

    Для прочих видов расходов оплата наличными не является характерной;

    - наценки (надбавки), комиссионные  вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые  снабженческим, внешнеэкономическим  и иным посредническим организациям. В бухгалтерском учете расчеты  с указанными организациями отражаются так же, как и расчеты с другими поставщиками и подрядчиками – по дебету счета 15 или 10 и по кредиту счетов расчетов – 60, 76 и т.п.;

    - плата за хранение материалов  в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

    - расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов.

    Расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях, включают в себя затраты организации по переработке, обработке, доработке и улучшению технических характеристик, приобретенных материалов, не связанные с производственным процессом. Эти работы, могут выполняться как собственными силами организации-покупателя, так и сторонними организациями. При выполнении таких работ сторонними организациями в расходы по доведению включается стоимость выполненных работ и расходы по перевозке к месту выполнения работ и обратно, по погрузке и выгрузке, выполненных сторонними организациями. При выполнении работ собственными силами дебетуется счет учета материалов или счет учета затрат по заготовлению и приобретению материалов и кредитуются счета учета производственных затрат соответствующих подразделений – 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». При выполнении соответствующих работ сторонними организациями, кредитуются счета расчетов – 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п.

    Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных материалов. Учет и формирование затрат на производство материалов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

    При поступлении материалов, изготовленных силами организации, схема бухгалтерских проводок существенно проще – используются счета учета производственных затрат и счета учета материалов:

    дебет счета 23 «Вспомогательные производства» кредит счетов учета производственных затрат (20, 23, 29, 70, 10, и т.д.)на сумму стоимости работ и услуг вспомогательных производств по изготовлению материалов. 

    Сдача подразделениями на склад материалов оформляется накладными на внутреннее перемещение материалов, кроме случаев изготовления материалов силами организации, накладная на внутреннее перемещение оформляется в следующих случаях:

    - продукция, изготовленная подразделениями  организации, используется для  внутреннего потребления в организации  или для дальнейшей переработки;

    - осуществляется возврат подразделениями  организации на склад или цеховую  кладовую;

    - производится сдача отходов, образующихся  в процессе производства продукции  (выполнения работ), а также сдача  брака;

    - осуществляется сдача материалов, полученных от ликвидации (разборки) основных средств;

    Операции  по передаче материалов из одного подразделения  организации в другое оформляется  также накладными на внутреннее перемещение  материалов.

    Для документального оформления учета  движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами применяется унифицированная форма «Требование-накладная». Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Этими же накладными оформляются операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из производства неизрасходованных материалов, если они ранее были получены по требованию, а также сдача отходов и брака. Накладную подписывают материально-ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.

Информация о работе Отражение поступления материалов в бухгалтерском учете