Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:17, реферат
Документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета предусмотрено два способа отражения в бухгалтерском учете поступления материалов на предприятие – с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов» и без их использования. Выбор способа закрепляется в учетной политике предприятия.
Отражение
поступления материалов
в бухгалтерском
учете
Материалы в организацию могут поступать из следующих источников:
приобретение за плату;
изготовление силами организации;
внесение в качестве вклада в уставный капитал;
безвозмездное получение;
поступление в результате товарообменной операции.
Наиболее распространенными случаями является приобретение материалов за плату.
Документами
системы нормативного регулирования
бухгалтерского учета предусмотрено
два способа отражения в
Первый способ (без использования счетов 15 и 16) предполагает следующую схему проводок:
дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Авансы выданные» кредит счета 51 «Расчетные счета» - на сумму произведенной оплаты поставщикам материалов;
дебет счета 10 «Материалы» кредит счета 60 – на сумму стоимости поступивших материалов по договорным ценам;
дебет счета 10 кредит счета 60 – на сумму работ и услуг сторонних организаций, которые в соответствии с нормативными документами могут быть включены в фактическую стоимость приобретения материалов.
Кроме того, при этом возникают отношения связанные с НДС.
В том случае, когда расходы организации, связанные с приобретением или заготовлением материалов, предварительно аккумулируются на счете 15, а счет 16 не используется, схема бухгалтерских проводок будет аналогичной:
дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Авансы выданные» кредит счета 51 «Расчетные счета» - на сумму произведенной оплаты поставщикам материалов;
дебет счета 10 «Материалы» кредит счета 60 – на сумму стоимости поступивших материалов по договорным ценам;
дебет счета 10 кредит счета 60 – на сумму работ и услуг сторонних организаций, которые в соответствии с нормативными документами могут быть включены в фактическую стоимость приобретения материалов.
дебет счета 10 кредит счета 15 – на сумму фактической себестоимости приобретения материалов.
В случае, если применяется счет 16, схема проводок будет несколько иной (при этом, как правило, используется и счет 15):
дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Авансы выданные» кредит счета 51 – на сумму произведенной оплаты поставщикам материалов;
дебет счета 15 кредит счета 60 – на сумму стоимости поступивших материалов по фактической себестоимости приобретения;
дебет счета 15 кредит счета 60 – на сумму работ и услуг сторонних организаций, которые в соответствии с нормативными документами могут быть включены в фактическую себестоимость приобретения материалов;
дебет счета 10 кредит счета 15 – на сумму стоимости приобретенных материалов по учетным ценам;
дебет счета 16 кредит счета 15 – на сумму отклонений в стоимости материалов (ТЗР)
дебет счетов учета производственных затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 44 «Расходы на продажу» и т.д.) кредит счета 10 – на сумму стоимости использованных материалов по учетным ценам;
дебет счетов учета производственных затрат кредит счета 16 – на сумму положительных отклонений стоимости материалов или
дебет счетов учета производственных затрат кредит счета 16 (сторно) – на сумму отрицательных отклонений стоимости материалов.
Одна
из двух последних проводок оформляется
одновременно с проводками, которыми
материалы списываются в
Перечень расходов, включаемых в фактическую себестоимость материалов, приобретенных за плату включает:
- стоимость материалов по договорным ценам – представляет собой сумму оплаты, установленную соглашением сторон в возмездном договоре непосредственно за материалы.
- транспортно-заготовительные расходы – это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.
- расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.
В состав транспортно-заготовительных расходов входят:
-
расходы по погрузке
дебет счета 15 (или 10) кредит счета 60 – на сумму стоимости соответствующих работ или услуг.
Так как оплата этих расходов включается сверх договорной цены приобретенных материалов, то и проводка оформляется дополнительно к основной.
- расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников. Причем, если работники организации, перечисленные в предыдущем абзаце, занимаются не только заготовкой, приемкой, хранением и отпуском материалов, но и ценностей, относящихся к внеоборотным активам, готовой продукции, полуфабрикатам собственной выработки и т.п., то допускается отнесение затрат по содержанию заготовительно-складского аппарата непосредственно на затраты на производство по соответствующим калькуляционным статьям накладных расходов.
Так как речь идет о расходах, осуществляемых организацией, приобретающей материалы, в бухгалтерском учете будет дебетоваться счет учета материалов (или счет учета затрат по заготовлению и приобретению материалов) и кредитоваться счета учета затрат, связанных с оплатой труда и начислениями на нее:
дебет счета 15 (10) кредит счета 70 – на сумму начисленной заработной платы заготовительно-складского аппарата организации. Если заготовительно-складской аппарат выполняет функции связанные с приобретением иных активов, необходимо разработать форму расчета, в которой производить распределение между видами имущества;
дебет счета 15 (10) кредит счета 69 – на сумму начислений на заработную плату заготовительно-складского аппарата (ЕСН);
-
расходы по содержанию
дебет счета 15 (10) кредит счета 60 – на сумму стоимости работ и услуг сторонних организаций (прежде всего коммунальные и аналогичные им услуги), использованные при эксплуатации перечисленных зданий и сооружений;
дебет счета 15 (10) кредит счета 23 (29) – на сумму стоимости работ и услуг, выполненных и оказанных структурными подразделениями организации в целях содержания указанных зданий и сооружений;
дебет счета 15 (10) кредит счета 71 «расчеты с подотчетными лицами» - на сумму стоимости имущества, работ и услуг, использованных при содержании перечисленных зданий и сооружений и оплаченных наличными деньгами.
Для прочих видов расходов оплата наличными не является характерной;
-
наценки (надбавки), комиссионные
вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые
снабженческим,
- плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
- расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов.
Расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях, включают в себя затраты организации по переработке, обработке, доработке и улучшению технических характеристик, приобретенных материалов, не связанные с производственным процессом. Эти работы, могут выполняться как собственными силами организации-покупателя, так и сторонними организациями. При выполнении таких работ сторонними организациями в расходы по доведению включается стоимость выполненных работ и расходы по перевозке к месту выполнения работ и обратно, по погрузке и выгрузке, выполненных сторонними организациями. При выполнении работ собственными силами дебетуется счет учета материалов или счет учета затрат по заготовлению и приобретению материалов и кредитуются счета учета производственных затрат соответствующих подразделений – 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». При выполнении соответствующих работ сторонними организациями, кредитуются счета расчетов – 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п.
Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных материалов. Учет и формирование затрат на производство материалов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.
При поступлении материалов, изготовленных силами организации, схема бухгалтерских проводок существенно проще – используются счета учета производственных затрат и счета учета материалов:
дебет счета 23 «Вспомогательные производства» кредит счетов учета производственных затрат (20, 23, 29, 70, 10, и т.д.) – на сумму стоимости работ и услуг вспомогательных производств по изготовлению материалов.
Сдача подразделениями на склад материалов оформляется накладными на внутреннее перемещение материалов, кроме случаев изготовления материалов силами организации, накладная на внутреннее перемещение оформляется в следующих случаях:
-
продукция, изготовленная
-
осуществляется возврат
-
производится сдача отходов,
-
осуществляется сдача
Операции по передаче материалов из одного подразделения организации в другое оформляется также накладными на внутреннее перемещение материалов.
Для документального оформления учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами применяется унифицированная форма «Требование-накладная». Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Этими же накладными оформляются операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из производства неизрасходованных материалов, если они ранее были получены по требованию, а также сдача отходов и брака. Накладную подписывают материально-ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.
Информация о работе Отражение поступления материалов в бухгалтерском учете