Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 18:59, отчет по практике
Внешторгбанк – Банк Внешней Торговли был учреждён в 1990 году в форме закрытого акционерного общества с государственным участием в капитале. Он был создан в соответствии с решением первого съезда народных депутатов РСФСР в целях обеспечения экономической основы суверенитета России в условиях дезинтеграции, а затем и распада СССР. Внешторгбанк был призван обеспечить эффективное банковское обслуживание внешнеэкономических связей предприятий и организаций Российской Федерации. 17 октября 1990г. был зарегистрирован Устав Банка – этот день является датой рождения Внешторгбанка.нии преддипломной практики На материалах филиала ОАО «Внешторгбанк» в г. Омске
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Организация деятельности ОАО «Внешторгбанк»………………….....4
1.1. Принципы организации и функционирования ОАО «Внешторгбанк»….....4
1.2. Анализ результатов деятельности ОАО «Внешторгбанк»……………….....8
Глава 2. Деятельность филиала ОАО «Внешторгбанк» в г. Омске…………...11
2.1. Общая характеристика деятельности филиала. Основные операции филиала………………………………………………………………………….....11
2.2. Организационная структура филиала ОАО «Внешторгбанк» в г. Омске...16
2.3. Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность филиала ОАО «Внешторгбанк» в г. Омске………………………………………………...20
2.4. Оценка платёжеспособности заемщика (на примере филиала ОАО «Внешторгбанк» в г. Омске)……………………………………………………...23
Глава 3. Банковские технологии в деятельности ОАО «Внешторгбанк»…….27
Источники информации……………………………………………………31
Приложения…………………………………………………………………32
поручительства граждан Российской Федерации, имеющих постоянный источник дохода;
поручительства платежеспособных предприятий и организаций – клиентов Банка;
передаваемые в залог объекты недвижимости, транспортные средства и другое имущество.
Кредитный работник определяет платежеспособность заемщика на основании справки с места работы о доходах и размере удержаний, а также данных анкеты. Справка предоставляется за подписями руководителя и главного бухгалтера организации, скрепленными печатью. При расчете платежеспособности из дохода вычитаются все обязательные платежи, указанные в справке и анкете. Для этой цели каждое обязательство по предоставленному поручительству принимается в размере 50% среднемесячного платежа по соответствующему основному обязательству.
Платежеспособность заемщика определяется следующим образом:
где
Dr – среднемесячный доход (чистый) за 6 месяцев, за вычетом всех обязательных платежей;
K – коэффициент в зависимости от величины Dr: K = 0.3 при Dr в эквиваленте до 500 долларов США, K = 0.4 при Dr в эквиваленте от 501 до 1000 долларов США, K = 0.5 при Dr в эквиваленте от 1001 до 2000 долларов США, K = 0.6 при Dr в эквиваленте свыше 2000 долларов США;
T – срок кредитования (в месяцах).
Доход в эквиваленте определяется следующим образом:
Если у кредитного работника имеются сомнения в отношении сохранения доходов заемщика в течение предполагаемого срока кредита величина Dr, может быть скорректирована в сторону уменьшения с соответствующими пояснениями в заключение кредитного работника. Если в течение предполагаемого срока кредита заемщик вступает в пенсионный возраст, то его платежеспособность определяется следующим образом:
где
Dr1 –среднемесячный доход, рассчитанный аналогично Dr;
T1 – период кредитования (в месяцах), приходящийся на трудоспособный возраст заемщика;
Dr2 – среднемесячный доход пенсионера (принимается равным минимальному размеру пенсии в виду отсутствия документального подтверждения размера будущей пенсии заемщика);
T2 – период кредитования (в месяцах), приходящийся на пенсионный возраст заемщика;
K1 и K2 – коэффициенты, аналогичные K, в зависимости от величины Dr1 и Dr2.
Платежеспособность поручителей определяется аналогично платежеспособности заемщика с той разницей, что K = 0.3 вне зависимости от величины Dr.
Ниже, в Таблице 3 приведена примерная методика балльной оценки кредитоспособности индивидуальных клиентов Внешторгбанка и его филиалов, разработанная с учетом зарубежного опыта и адаптированная к реалиям российской практики.
На основе данной методики каждый коммерческий банк может создать единый интегральный показатель, в котором отразить/взвесить значения показателей, положенных в основу оценки кредитоспособности клиентов с учетом специфики функционирования и собственного видения своих клиентов.
Таблица 3.
Методика оценки кредитоспособности индивидуального клиента Внешторгбанка
Показатели | Баллы | Критериальный уровень |
1 | 2 | 3 |
1.Совокупный годовой доход (тыс. руб.) | Менее 10 10 – 20 20 – 40 40 – 60 более 60 | 5 15 30 45 60 |
1–а. В том числе годовой доход на одного члена семьи |
| Дифференцированно по регионам |
2. Ежемесячный платеж в погашение ссуды (в %) | Более 40% 30 – 40% 20 – 30% 10 – 20% менее 10% | 0 5 20 35 50 |
3.Долги заемщика: - прочим кредитным институтам - налоговым органам | более 10% размера ссуды менее 10%
более 10% размера ссуды менее 10% | - 10 - 5
- 10 - 5 |
1 | 2 | 3 |
4. Период обслуживания в данном банке | До 1 года 1 – 2 года 2 – 3 года 3 – 5 лет 5 – 10 лет 10 и более лет | 0 5 10 25 40 50 |
5. История кредитных отношений | Любые нарушения в течение последних 3 лет нет сведений |
-10 +30 |
6. Наличие банковских счетов | Имеет счет до востребования Счета до востребования и сберегательные До востребования и другие счета Только счет сберегательный | 30
50 40 30
|
7. Владение пластиковыми картами (кредитными, дебетовыми) |
Нет 1 или более нет ответа |
0 30 0 |
8. Возраст заемщика | До 50 лет Свыше 50 лет | 5 25 |
9. Статус резидента
| Владелец квартиры / дома Приобретает квартиру Арендатор Проживает с родителями Другие варианты | 50 40 15 10 5 |
10. Срок проживания по последнему адресу | До 1 года 1 – 2 года 2 – 4 лет более 4 лет | 0 15 35 50 |
11. Срок работы на одном предприятии (рабочем месте) | До 1 года 1 – 2 года 2 – 4 года более 4 лет пенсионер безработный | 5 20 50 70 70 5 |
Итого | Выдача ссуды Экспертная оценка Отказ в выдаче ссуды | Более 300 200 – 300 менее 200 |
Напоследок хочется отметить, что развитие кредитных отношений населения с банками – это вопрос не только экономический, но и политический, и социальный. Помимо необходимой экономической и политической стабильности, разработки коммерческими банками социально – ориентированной кредитной политики во взаимоотношениях с населением, он требует также модернизации форм и методов кредитования, совершенствования кредитов, использования опыта зарубежных стран с рыночной экономикой.
Глава 3. Банковские технологии в деятельности ОАО «Внешторгбанк»
В настоящее время на рынке банковских информационных систем в РФ используются следующие автоматизированные банковские системы:
Каждая система имеет свои особенности, достоинства и недостатки.
Во Внешторгбанке используется несколько систем, в частности «Афина», «Diasoft 44» и «БИСквит». В омском Филиале используется система «БИСквит» - интегрированная банковская система, обеспечивающая высокий уровень информационной поддержки банковских операций в условиях динамичного развития рынка финансовых услуг. Поговорим о ней поподробнее.
Основные преимущества данной системы сводятся к следующему:
поддержка сложных, нестандартных технологий и индивидуальных требований банка;
ведение операций в реальном масштабе времени;
организация работы удалённых отделений в режиме on-line;
оперативное обеспечение интенсивного развития бизнеса при введении новых банковских продуктов;
устойчивая работа при резком увеличении количества клиентов и операций;
надёжная и эффективная обработка большого объёма документооборота;
оперативность и качество отчётной и аналитической информации;
своевременная адаптация при изменении требований законодательства, инструкций банка России, других государственных органов, внешнего и внутреннего аудита;
организация эффективного и надёжного контроля доступа к финансовой и нефинансовой информации;
оптимизация управления деятельностью подразделений за счёт интегрированности, оперативности и информативности используемых систем;
максимально полная реализация принципа защиты инвестиций в аппаратные средства;
успешный опыт эксплуатации в кредитных организациях любой организационной структуры.
Хранение и обработку информации об основных бизнес-процессах, а также своевременную настройку и перенастройку процессов их автоматизированной обработки в ИБС БИСквит обеспечивает совокупность следующих системных служб: финансовых инструментов, метасхемы, клиентов, договоров, документов, учетной информации, стандартных транзакций, начислений, сообщений, расписаний, справочников, классификаторов, пользователей, OLAP.
Служба метасхемы дает возможность определять иерархически устроенные классы объектов и стандартные методы их обработки в терминах бизнес-объектов.
Служба клиентов позволяет хранить информацию о субъектах трех основных типов (юридическое лицо, физическое лицо, банк) и, помимо уникального внутреннего кода клиента в системе, иметь произвольное число типов идентификатора субъекта, например, индивидуальный номер налогоплательщика, различные виды удостоверений личности (для физических лиц), различные виды идентификаторов для банков (БИК – банковский индивидуальный код, код в системе SWIFT и т.д.).
Служба договоров обеспечивает хранение информации о совокупности распределенных во времени операций, обеспечивающих привлечение и размещение денежных средств, их трансформацию (например, операции покупки или продажи валюты), расчетно-кассовое обслуживание, услуги по хранению материальных ценностей и их инкассации, услуги обеспечивающего и нефинансового характера. Служба позволяет вести перечень субъектов и счетов, связанных с выполнением операций по договору, отслеживать состояние ресурсов по договору и их изменение в течение периода его действия, определять условия реализации договора и хранить историю их изменения.
Служба документов позволяет реализовать технологический процесс обработки документов в системе и задать маршруты обработки документов (work flow). При настройке документооборота определяются типы обрабатываемых документов, множества допустимых состояний и маршруты допустимых переходов для каждого их типа, связи между документами, правила обработки групп связанных документов. Документы могут быть как финансовыми (расчетно-кассовые: платежное поручение, мемориальный ордер и т.д.), так и нефинансовыми (запросы, заявки, распоряжения и т.п.).
Служба классификаторов решает задачи группировки и классификации информации. Основным назначением классификаторов является хранение признаков, позволяющих группировать объекты БД и определять логику их обработки. Объектами могут быть лицевые счета, клиенты, элементы различных справочников, таблицы БД, сами классификаторы и т. д. Каждый такой объект может быть включен в любое количество групп.
Служба учетной информации отвечает за автоматизацию информационной системы бухгалтерского учета. Служба ведет аналитические и синтетические регистры учета, обеспечивает классификацию счетов и ведение плана счетов, горизонтальные информационные связи между счетами, осуществляемые с помощью проводок, ведение множества областей учета, открытие, ведение и закрытие учетных периодов (например, открытие и закрытие операционного дня, проведение заключительных оборотов при закрытии финансового года).
В ИБС БИСквит реализовано учетное ядро, которое позволяет осуществлять бухгалтерский учет операций в полном соответствии с требованиями Банка России (Положение 205-П). В системе имеется возможность работать со счетами, документами и проводками по всем 5 категориям учета.
Служба финансовых инструментов обеспечивает поддержку различных форм краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках. К ним относятся денежные средства в различных валютах, ценные бумаги, производные инструменты (форварды, фьючерсы, свопы, опционы и т.д.).
В процессе настройки бизнес-логики огромное значение уделяется настройке операций, которая выполняется с помощью службы стандартных транзакций путем определения множества шаблонов их выполнения и производится в соответствии с типом операции (индивидуальная или групповая), видом транзакции (определяется обрабатывающей выполнение операции процедурой) и атрибутами настройки – основными и дополнительными. Описание сценария выполнения операции определяется конкретным видом банковского продукта, а его интерпретация задает конкретный экземпляр продукта.
Служба начислений определяет порядок и размер начисления и взимания платежей по процентам и комиссиям.
Служба расписаний обеспечивает вычисление времени выполнения события на основании заданной периодичности или временного ряда, хранение информации о ранее произошедших и плановых событиях, ведение журнала регистрации событий, ведение расписания плановых операций, инициирование выполнения операций в связи с наступлением срока плановой операции, указанного в расписании.
Служба сообщений обеспечивает интерфейс экспорта-импорта информации на основе внутрисистемных и поддерживаемых ИБС внешних стандартов обмена информацией.