Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:51, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть назначение, построение, содержание, порядок отражения показателей в отчете, его аналитическое использование.
Введение
1.1 Сущность отчета об изменении капитала
1.2 Нормативно-законодательное регулирование формы
2. Порядок формирования отчета об изменении капитала в отчетности
2.1 Содержание и порядок составления отчета об изменении капитала.
2.2 Аналитические возможности отчета об изменениях капитала
3. Мероприятия по совершенствованию и составлению отчета об изменении капитала.
Список использованных источников
Введение
В соответствии с действующим законодательством отчет об изменениях капитала является составным элементом бухгалтерской отчетности, основная задача которого - конкретизировать данные бухгалтерского баланса в отношении собственного капитала, величина которого отражается в пассиве бухгалтерского баланса.
Выделение показателей капитала организации в отдельную форму связано с важностью информации для многих заинтересованных пользователей о состоянии и движении составных частей капитала, особенно это касается организаций, имеющих организационно - правовую форму в виде хозяйственного товарищества и общества. В образце формы отчета об изменениях капитала приведено большое количество показателей, требующих раскрытия, и организация, исходя из специфики деятельности и наличия определенных данных, должна сформировать форму отчета.
В связи с внесением множества изменений и дополнений Минфином РФ в недавнее время в бухгалтерскую отчетность и правила ее заполнения, в том числе и в отчет об изменениях капитала (форма № 3), и учитывая важность этого вида отчетности для организаций, следует подчеркнуть актуальность темы данной курсовой работы. Важность исследования продиктована сложностью формирования отчета, который должен содержать данные о величине капитала на начало отчетного периода, об увеличении капитала с выделением увеличения за счет дополнительного выпуска акций, за счет переоценки имущества, за счет прироста имущества, за счет реорганизации юридического лица (присоединение, слияние), за счет доходов, которые относятся на увеличение капитала, а также о величине капитала на конец отчетного периода и его уменьшении.
Цель курсовой работы - рассмотреть назначение, построение, содержание, порядок отражения показателей в отчете, его аналитическое использование.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Ознакомиться с понятием и сущностью Отчета об изменении капитала, а также его нормативно-законодательным регулированием.
2. Рассмотреть порядок формирования Отчета об изменении капитала.
3. Предложить мероприятия по совершенствованию отчетности.
Методологической базой исследования послужили нормативно-правовые акты РФ; справочные и учебные пособия; статьи отечественных экономистов, опубликованных в периодических изданиях; система «Консультант Плюс».
В курсовой работе были использованы следующие методы исследования: монографический, метод сравнения, метод анализа, сводка и группировка, расчетно – конструктивный.
1.1 Сущность отчета об изменении капитала
В состав годовой бухгалтерской отчетности входит форма № 3 «Отчет об изменениях капитала», утвержденная приказом Минфина России от 22.07.2003г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности». В ней раскрывается информация о движении уставного (складочного) капитала, резервного капитала, добавочного капитала, а также информация об изменениях величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации. Кроме того, в этой форме указывают суммы резервов, которые были сформированы и (или) использованы организацией. Отчет должен быть подписан руководителем организации и главным бухгалтером. Заголовочная часть отчета оформляется аналогично заголовочной части баланса. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке и в валюте Российской Федерации [6].
Форму № 3 «Отчет об изменениях капитала» заполняют в составе годовой бухгалтерской отчетности коммерческие организации. Малые предприятия, которые не подлежат обязательному аудиту, и такие организации, как, например кооперативы, некоммерческие организации, бюджетные и унитарные предприятия, учреждения, отчет об изменениях капитала не обязаны предоставлять.
В форме № 3 «Отчет об изменениях капитала» все данные согласно п. 10 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» приводятся минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному (кроме отчетов, составляемых за первый отчетный период деятельности организации). Если для каких-либо случаев изменения уставного, резервного и дополнительного капитала в форме № 3, рекомендованной Минфином России, строки не предусмотрены, организация должна их добавить. Такими изменениями могут быть получение эмиссионного дохода, направление средств резервного капитала на выплату процентов по облигациям, эмитированным обществом и т.д.
Форма № 3 в целом аналогична отчету об изменениях капитала, представляемому в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Отчет состоит из двух разделов: «Изменения капитала» и «Резервы», каждый из которых предполагает детализацию показателей в соответствии с учредительными документами и учетной политикой. Кроме того, в отчете предусмотрена справочная информация (раздел «Справки»), раскрывающая факторы, которые повлияли на увеличение или уменьшение капитала за отчетный и предыдущий годы [20].
В первом разделе «Изменения капитала» отражаются наличие и движение источников собственных средств организации.
Уставный капитал – основной источник формирования собственных средств предприятия и представляет совокупность средств, первоначально вложенных в предприятие его собственником (собственниками). Порядок формирования уставного капитала регулируется законодательством и учредительными документами. Учет движения средств уставного капитала осуществляется на счете 80 «Уставный капитал».
Добавочный капитал – один из внутренних источников финансовых средств, образуется, в основном, за счет прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки, безвозмездно полученных ценностей, эмиссионного дохода. Порядок формирования уставного капитала регулируется законодательством и учредительными документами. Добавочный капитал учитывается на счете 83 «Добавочный капитал».
Резервный капитал - это часть собственного капитала компании, образуемая за счет ежегодных отчислений от прибыли, представляющая резерв денежных средств. Резервный фонд служит для социального развития предприятия, покрытия потерь, а также для выплаты дивидендов и пополнения капитала в случаях недостаточности получаемой прибыли. Учет осуществляется на счете 82 «Резервный капитал».
Во втором разделе выделяют четыре вида резервов:
1) резервы, образованные в соответствии с законодательством;
2) резервы, образованные в соответствии с учредительными документами;
3) оценочные резервы;
4) резервы предстоящих расходов [10].
Справка формы № 3 содержит сумму чистых активов и целевого финансирования организации.
Отчет об изменениях капитала имеет целью представление информации об источниках формирования собственного капитала организации за отчетный период и причинах его изменения. Постатейный анализ показателей позволяет охарактеризовать способность организации к самофинансированию и наращиванию капитала. В зависимости от причин изменения размера капитала может быть оценен вклад собственного капитала в формирование активов.
Основной целью представления в бухгалтерской отчетности показателей капитала организации является обеспечение всех пользователей информацией о его составе и динамике, которая выражает эффективность управления организацией, а также экономических правах пользователей отчетности, связанных с деятельностью этой организации. Кроме того, показатель капитала организации служит связующим звеном между бухгалтерскими балансами предыдущего и данного отчетных периодов [12].
1.2 Нормативно-законодательное регулирование формы
В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности.
К первому уровню нормативного регулирования относятся Конституция РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ. Конституция РФ определяет, что вопросы ведения бухгалтерского учета находятся в ведении РФ, а субъекты Федерации не в праве разрабатывать свои правила учета [1]. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» раскрывает организационные вопросы формирования и представления бухгалтерской отчетности. Законом установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям [2]. Также к документам первого уровня относят Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О малом и среднем предпринимательстве», Указы Президента РФ и другие. В статье 25 Федерального закона «Об акционерных обществах» оговаривается, что уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Также уставный капитал может быть увеличен (уменьшен) путем увеличения (уменьшения) номинальной стоимости акций или размещения (выкупа) дополнительных акций.
К документам второго уровня в первую очередь необходимо отнести ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность», которое требует от хозяйственных товариществ и обществ отчета об изменениях капитала, содержащего как минимум данные о величине капитала на начало отчетного периода, увеличении капитала с выделением раздельно увеличения за счет дополнительного выпуска акций, за счет переоценки имущества, за счет прироста имущества, за счет реорганизации юридического лица, за счет доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно на увеличение капитала, уменьшении капитала с выделением раздельно уменьшения за счет уменьшения номинала акций, за счет уменьшения количества акций, за счет реорганизации юридического лица (разделение, выделение), за счет расходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно в уменьшение капитала, величине капитала на конец отчетного периода [6].
К числу документов второго уровня следует отнести также Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, ПБУ 6/01, ПБУ 3/2006, ПБУ 1/2008 и другие. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, в составе собственного капитала организации учитываются уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы (п. 66). Пункт 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» определяет, что организация может не чаще одного раза в год переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал. Также оговаривается, что результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года. В соответствии с п. 14 ПБУ 3/2006 курсовая разница, связанная с расчетами с учредителями по вкладам, в том числе в уставный (складочный) капитал организации, подлежит зачислению в добавочный капитал этой организации [5]. Согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика предприятия» последствия изменения учетной политики должны быть отражены в отчете. В ПБУ 10/99 «Расходы организации» оговаривается, что отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение финансовых вложений, а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности), являются операционными расходами [8].
К документам третьего уровня относят Методические указания о формах бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина РФ №66н от 2.07.2010г., в соответствии с которым утверждена форма отчета обизменениях капитала. В Приказе Минфина РФ № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» утверждены новые «Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности» и «Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности», а также рекомендуемые формы отчетности.
В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997, дано определение капитала организации: «Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации» [18].
К документам четвертого уровня относят локальные акты, разрабатываемые в рамках учетной политики предприятия.