Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:52, реферат
Целью данной работы является рассмотрение структуры и содержания отчета о движении денежных средств, а основными задачами – изучение назначения, общей структуры отчета, правил заполнения каждого раздела отчета и сравнения особенностей формы №4 в МСФО и в российских стандартах.
При написании курсовой работы использовались: Федеральные законы Р.Ф., Постановления Р.Ф., учебная и научная литература, периодические издания.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3
1. Назначение отчета о движении денежных средств ……………………. 4
2. Техника заполнения Отчета о движении денежных средств ………..... 5
2.1. Раздел «Движение денежных средств по текущей деятельности» .... .5
2.2. Раздел «Движение денежных средств по инвестиционной деятельности» ……..........8
2.3. Раздел «Движение денежных средств по финансовой деятельности» ………….....10
3. Методы составления отчета о движении денежных средств …….........14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………20
Список используемой литературы ………………………………………….21
по строке 4222 «на финансовые вложения» записывают суммы денежных средств, перечисленных на покупку финансовых вложений (приобретение ценных бумаг, взносы в уставные капиталы других организаций и т.д.) В эту же строку вписываются денежные средства, потраченные на покупку дебиторской задолженности по договору уступки права требования; суммы предоставленных прочим организациям займов. Если организация приобрела контрольный пакет акций в уставном капитале другой организации, то уплаченная сумма указывается по этой же строке. Здесь указывается кредитовый оборот по счетам 50, 51, 52 и 55 в корреспонденции с дебетом счетов 76, 58;
в строку 4229 «на прочие выплаты, перечисления» вносят все остальные суммы, списанные со счетов учета денежных средств на инвестиционную деятельность.
Строка 4200 «Результат движения денежных средств от инвестиционной деятельности» находится расчетным путем как разница между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной деятельности (строка 4210 – строка 4220).
В этом разделе отражают данные о поступлении и расходовании наличных и безналичных средств по финансовой деятельности организации.
Финансовая деятельность – это краткосрочные (на срок не более 12 месяцев) вложения фирмы. Например, выпуск облигаций, векселей, других ценных бумаг и т.д.
По строке 4310 «Поступило денежных средств – всего» отражают все поступления денег, связанных с финансовой деятельностью (обороты по дебету счетов 50,51,52,55,57). В нижерасположенных строках приводят расшифровку таких поступлений:
по строке 4311 «кредитов и займов» указывают денежные средства, поступившие на счета организации в виде кредитов и займов. Отражается дебетовый оборот по счетам 50, 51, 52 в корреспонденции с кредитом счетов 66,67;
в строку 4312 вписывают суммы поступивших бюджетных ассигнований и иного целевого финансирования. Отражается дебетовый оборот по счетам 50, 51, 52 в корреспонденции с кредитом счета 86;
строка 4313 предназначена для отражения вкладов участников. Отражается дебетовый оборот по счетам 50, 51, 52 в корреспонденции с кредитом счета 75;
по строке 4314 записывают другие поступления по финансовой деятельности (например, эмиссионный доход от проданных акций – кредит счетов 75, 83).
Строка 4320 «Направлено денежных средств – всего» предназначена для отражения списанных денег на финансовую деятельность (обороты по кредиту счетов 50, 51, 52, 55, 57). В нижерасположенных строках приводят расшифровку таких поступлений:
в строку 4321 вписывают суммы погашенных кредитов и займов без учета начисленных процентов. Здесь указывается кредитовый оборот по счетам 50, 51, 52 и 55 в корреспонденции с дебетом счетов 66, 67;
по строке 4322 отражают выплаченные дивиденды учредителям. Здесь указывается кредитовый оборот по счетам 50, 51, 52 и 55 в корреспонденции с дебетом счета 75;
строка 4323 служит для записи всех прочих списаний на финансовую деятельность (кредит счетов 50, 51, 52, 55, 57). Это может быть выкуп собственных акций у акционеров (дебет счета 81), погашение обязательств по финансовой аренде. Финансовая аренда (лизинг) предполагает приобретение в собственность арендодателем (лизингодателем) определенного имущества, с последующим предоставлением этого имущества арендатору (лизингополучателю) во временное владение и пользование для предпринимательских целей (ст. 665 ГК РФ). Погашение текущих обязательств по лизингу лизингополучатель осуществляет в размере и сроки, определенные договором лизинга и отражает – Д-т 76 К-т 51.
Строка 4300 «Результат движения денежных средств от финансовой деятельности» заполняется по данным вышеприведенных строк и представляет собой разность между поступлением и расходованием денежных средств по финансовой деятельности (строка 4310- строка 4320).
Строка 4400 «Результат движения денежных средств за отчетный период». Для расчета показателя по этой строке нужно сложить величину чистых денежных средств от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности (+(-) строка 4100 +(-) строка 4200 +(-) строка 4300).
При заполнении отчета о движении денежных средств организация учитывает в целях аналитичности итоговой информации помимо данных о движении денежных средств также их эквивалентов.
Строка 4450 Остаток денежных средств на начало отчетного года. По этой строке отражается сумма денежных средств, числящаяся на счетах организации по состоянию на 1 января (дебетовое сальдо по счетам 50 (кроме денежных документов), 51, 52, 55,57).
Сальдо в иностранной валюте по счетам 50 и 52 необходимо пересчитать по курсу ЦБ РФ на 1 января. Эта строка заполняется по данным главной книги и баланса.
Строка 4500 Остаток денежных средств на конец отчетного периода. По этой строке отражается остаток наличных денег в кассе, на расчетных, валютных счетах и иных счетах в банках. Показатель данной строки можно определить расчетным путем как остаток денежных средств на начало отчетного года плюс (минус) чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов. Кроме этого, данный показатель должен соответствовать остаткам по счетам учета денежных средств (50, 51, 52, 55), отраженным в главной книге на конец отчетного периода.
Строка 4490 «Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю». Данную строку заполняют организации, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью и имеющие валютные счета. Чтобы правильно заполнить эту строку необходимо пересчитать некоторые данные за прошлый год.
По этой строке показываются расхождения величины валютных денежных средств по курсу ЦБ РФ на 31 декабря предыдущего года (графа 4) и на начало отчетного года отраженных по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года в графе 3 (валюта на одну и ту же дату, но по разным курсам). Здесь также нужно отразить сумму курсовых разниц за год по валютным денежным средствам.
При сопоставлении итоговых данных с этой строкой будет ясно, какое влияние на итоговое увеличение или уменьшение денежных средств оказали курсовые разницы
3. Методы составления отчета о движении денежных средств
Отчет о движении денежных средств необходим как руководителям для контроля над денежными потоками, так и сторонним инвесторам и акционерам, которые на основании этого отчета могут делать выводы об управлении ликвидностью фирмы, о ее доходах и способности фирмы привлекать значительные суммы денежных средств. Проанализируем основные принципы составления отчета о движении денежных средств в соответствии с МСФО.
Правила составления отчета о движении денежных средств установлены МСФО 7 "Отчеты о движении денежных средств", согласно которому отчет должен содержать информацию о денежных потоках компании в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Для составления отчета в части операционной деятельности МСФО 7 допускает использование двух методов: прямого и косвенного. Информацию же о денежных потоках в разрезе финансовой и инвестиционной деятельности можно представлять только прямым методом.
Прямой метод составления отчета.
При использовании прямого метода раскрываются основные виды валовых денежных поступлений и валовых денежных платежей. Информация об основных видах денежных поступлений и платежей может быть получена:
1. Из учетных записей компании.
2. Путем корректировки продаж, себестоимости продаж (доходов в виде процентов, расходов на выплаты процентов и аналогичных расходов для финансовых учреждений) и других статей в отчете о прибылях и убытках с учетом:
- изменений в запасах и операционной кредиторской и дебиторской задолженностях в течение периода;
- других не денежных статей;
- прочих статей, ведущих к возникновению инвестиционных или финансовых денежных потоков.
Из учетных записей в этом случае специалисты, ответственные за формирование отчетности, анализируют учетные регистры по движению денежных средств и классифицируют денежные потоки по видам деятельности (операционной, финансовой или инвестиционной) и по статьям движения денежных средств («Закупка товаров», «Выплата зарплаты», «Погашение кредитов» и т. д.).
Путем корректировки статей отчета.
Большинство предприятий ежедневно осуществляют огромное количество денежных операций, поэтому их довольно трудно анализировать и классифицировать. Проще принять за основу данные, уже отраженные в учете по методу начисления, которые использовались при составлении отчета о прибылях и убытках и баланса.
При составлении отчета о движении денежных средств нужно исключить влияние не денежных статей («Амортизация», «Резервы») и учесть изменение активов, капитала и обязательств компании.
Косвенный метод составления отчета
Согласно МСФО 7 при использовании косвенного метода чистая прибыль или убыток корректируются с учетом результатов операций не денежного характера, любых отсрочек или начислений прошлых периодов или будущих операционных денежных поступлений платежей и статей доходов или расходов, связанных с инвестиционными или финансовыми потоками денежных средств. Косвенный метод раскрывает движение денежных средств от операционной деятельности (чистый приток или отток), а валовые поступления и выбытия денежных средств не анализируются и соответственно не классифицируются по статьям движения денежных средств.
Согласно стандарту МСФО при подготовке отчета о движении денежных средств рекомендуется использовать прямой метод.
Практика показывает, что отчет о движении денежных средств, составленный прямым методом, более понятен и лучше воспринимается руководителями и акционерами, не являющимися профессиональными финансистами.
Немаловажным фактором при выборе метода составления отчета о движении денежных средств является доступность данных, удовлетворяющих основным требованиям МСФО. Зачастую информацию, необходимую для заполнения статей раздела "Операционная деятельность" прямым методом, очень сложно выделить из совокупного денежного потока компании. Кроме того, при выборе метода нужно руководствоваться следующим принципом — затраты на получение информации не должны превышать ценность этой информации.
Согласно МСФО 7 отчет о движении денежных средств должен объяснять причины изменения сумм денежных средств и их эквивалентов. К денежным средствам относятся наличные деньги и вклады до востребования, а к эквивалентам — краткосрочные высоколиквидные вложения, легко обратимые в определенную сумму денежных средств и подвергающиеся незначительному риску изменения ценности. К ним могут быть отнесены, например, инвестиции в финансовые инструменты (за исключением банковских овердрафтов).
Кроме того, в соответствии с МСФО в примечании к отчету о движении денежных средств должна раскрываться информация об операциях не денежного характера, оказывающих значительное влияние на инвестиционную и финансовую деятельность компании. Примерами таких операций являются эмиссия акций с целью приобретения активов, конвертация долговых обязательств в акции (трансформация долга в капитал), заключение договора аренды на значительную сумму (приобретение актива на условиях капитальной аренды), а также товарообменные (бартерные) сделки.
Для проведения комплексной оценки финансово-экономического состояния предприятия в отечественной и зарубежной практике широко используются различные формы отчетности – бухгалтерская (баланс предприятия), финансовая (отчет о прибылях и убытках) и налоговая (по видам налогов). Помимо них важная роль отводится отчету о движении денежных средств и отчету о движении собственного капитала.
Однако основной недостаток такого подхода заключается в том, что та или иная форма отчетности анализируется обособленно и без привязки к другим формам. Получается, что эти формы существуют как бы сами по себе, хотя взаимосвязь между формами через общие элементы очевидна, но выражена довольно слабо. В то же время современному предпринимателю, инвестору и акционеру, а также директору предприятия и руководителю финансово-экономической службы необходимо знать все о своем бизнесе исключительно в оперативном режиме – в данный момент времени. Традиционные формы отчетности для этого явно не подходят. И не только потому, что довольно громоздки и составляются раз в квартал. Главное - они не позволяют воссоздать целостную картину финансовой ситуации, поскольку каждая из этих форм характеризует лишь отдельные стороны и аспекты деятельности предприятия. А поэтому для оперативного анализа нужен не набор форм отчетности, а всего лишь один емкий по содержанию и обобщению документ.
Вследствие этого необходима разработка унифицированного аналитического баланса как единого документа, с помощью которого можно осуществлять анализ финансово-экономического состояния и управление экономикой предприятия в реальном режиме времени. В свою очередь, его формат, содержание и практическое назначение должны отвечать следующим требованиям:
1) данный баланс является сводным документом внутренней отчетности, анализа и аудита (оценка состояния бизнеса по видам деятельности, подразделениям, отдельным бизнес - единицам);
2) составляется на базе бухгалтерской информации и в оперативном режиме времени (автоматизированный контроль, учет и анализ данных за любой период времени – день, неделя, месяц, квартал, год);
3) содержит актуальную информацию (своевременная обработка входящих данных с учетом достигнутого уровня их аналитики и детализации);
4) дает представление о размещении имущества предприятия (движение активов и капитала, выявление ошибок, отклонений и диспропорций);
5) воссоединяет официальные формы отчетности (с сохранением их индивидуальности, но с отдельными редакционными изменениями);
6) раскрывает существующую взаимосвязь между формами отчетности (общие элементы и связующие звенья);
Информация о работе Отчет о движении денежных средств – порядок составления 2012 год