Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 01:01, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении и описании особенностей бухгалтерского учета на малых предприятиях в условиях этапа рыночных преобразований российской экономики и общества в целом. В соответствии с целью предметом данного исследования являются отличительные черты хозяйственного учета на малых предприятиях; объектом исследования являются организации малого бизнеса, представляющие собой самостоятельные и наиболее типичные формы экономической жизни общества.
1. Введение ……………………………………………………………………………...… 2
Актуальность …………………………………………………………………… 2
Цель ……………..…………………………………………………………….… 2
Предмет …………………………………………………………………………. 2
Объект …………………………………………………………………………... 2
Задачи …………………………………………………………………………… 3
Степень разработанности ……………………………………………………… 3
Структура работы ………………………………………………………………. 3
2. Особенности малого предприятия …………………….…………...…………….…. 4
Понятие малого предприятия и его роль в экономике ……………………..... 4
Законодательная база малого предприятия …………………………………... 6
3. Особенности бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса ..……..… 9
Задачи бухгалтерского учета и его организация на малом предприятии ...… 9
Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства ……………………………………………………………….... 12
Порядок определения доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения …………………………………………………………………...… 17
4. Заключение ……………………...…………………………………………………… 26
5. Список литературы …………….….……………………………………………...… 27
от ста одного до двухсот пятидесяти (101-250) человек включительно для средних предприятий;
до ста человек (≤ 100) включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати (≤ 15) человек;
Как видно, в новом законе усовершенствовано понятие малого и среднего предприятия, а также произведен отказ от разделения данных предприятий на отрасли в разрезе среднесписочной численности работников.
Основные особенности регулирования малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации заключаются в следующем:
Таким образом, новый закон № 209-ФЗ регулирует отношения между малым и средним бизнесом с одной стороны и органами государственной власти всех уровней.
1
3. Особенности бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса
3.1 Задачи бухгалтерского учета и его организация на малом предприятии.
Ведение бухгалтерского учета на предприятии малого бизнеса регулируется приказом Минфина о типовых рекомендациях[6] и другими принятыми в последние годы законодательными и нормативными документами по малому и среднему предпринимательству, чья практическая реализация требует серьезного анализа и пристального внимания к перспективам развития этой сферы деятельности. Бухгалтерский учет, являя собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций, является важнейшей функцией управления всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в экономике. В этой связи организация бухгалтерского учета в промышленности основывается на использовании общих научно обоснованных принципов управления системного подхода, программно-целевого метода, экономико-математического моделирования и других.
Задачи бухгалтерского учета, закрепленные в законодательстве, выражаются в следующем: в формировании полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности[7]; в обеспечении информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращении отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации.
Поставленные перед бухгалтерским учетом задачи по обеспечению информацией внутренних и внешних пользователей о показателях деятельности организации в целях достоверной оценки ее финансового и имущественного положения свидетельствуют о повышении роли бухгалтерского учета как уникального источника для принятия обоснованных управленческих решений. В свою очередь возникновение новых экономических и правовых отношений между хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм собственности, происходящие интеграционные процессы во всех сферах их деятельности с зарубежными партнерами предполагают формацию бухгалтерского учета, ориентированного на использование общепринятых в мировой практике принципов и правил ведения бухгалтерского учета.
В процессе перехода к рыночной экономике общество переживает системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности - политической, правовой, экономической, социальной. К числу проблем экономического характера следует отнести вопросы развития и поддержки малого и среднего бизнеса, который может и должен стать важным фактором подъема российской экономики. Особенно актуальным является анализ особенностей бухгалтерского учета на малых предприятиях, так как их число последние годы неуклонно растет.
Возвращаясь к приказу Министерства финансов, регламентирующего ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях, проанализируем его суть. В соответствии с Типовыми рекомендациями малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров бухгалтерского учета:
- единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. N 63;
- журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. N 176.
При применении указанных писем необходимо учитывать письмо Минфина России от 24 июля 1992 г. N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях" и соответствующие отраслевые указания, разработанные министерствами и ведомствами для предприятий соответствующих отраслей (строительство, торговля, снабжение и др.);
- или упрощенной формы бухгалтерского учета, которая предусмотрена в указанных Типовых рекомендациях (не путать с упрощенной системой учета в соответствии с Законом N 222-ФЗ).
Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников.
Поскольку все указанные формы разработаны на основании старого Плана счетов, малые предприятия в связи с переходом на новый План счетов[8] ведут учет в предложенных формах с изменением кодов отдельных счетов бухгалтерского учета в соответствии с новым Планом счетов.
Упрощенная форма бухгалтерского учета, предусмотренная Типовыми рекомендациями, может вестись по двум формам:
1) простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия).
2) форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.
По первой форме рекомендовано вести учет малым предприятиям, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производство продукции и работ, связанное с большими затратами материальных ресурсов.
Суть метода заключается в ведении учета всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме, установленной в приложении к Типовым рекомендациям.
При этом наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками и по подоходному налогу с бюджетом малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме, установленной в приложении к Типовым рекомендациям.
Учет с использованием второй формы бухгалтерского учета рекомендовано осуществлять малым предприятиям, осуществляющим производство продукции (работ, услуг). При этом в Типовых рекомендациях приводятся следующие регистры бухгалтерского учета, которые могут быть применены для учета финансово-хозяйственных операций: ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений; ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям; ведомость учета затрат на производство; ведомость учета денежных средств и фондов; ведомость учета расчетов и прочих операций; ведомость учета реализации; ведомость учета расчетов и прочих операций; ведомость учета расчетов с поставщиками; ведомость учета оплаты труда; ведомость (шахматная).
Для организации учета по упрощенной форме малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Минфином России, составляет рабочий план счетов бухгалтерского учета. При этом в Типовых рекомендациях приведен пример рабочего плана счетов для малого предприятия, ведущего учет по упрощенной форме, предусмотренной в Типовых рекомендациях.
Как известно, в настоящее время в соответствии с принципом временной определенности фактов хозяйственной деятельности все предприятия должны отражать выручку от реализации в бухгалтерском учете по мере отгрузки продукции. При этом для целей налогообложения предприятие может выбирать метод учета реализации как по отгрузке, так и по оплате.
Однако из этого правила есть одно исключение, и оно как раз предусмотрено Типовыми рекомендациями для малых предприятий. Допускается, что при учете доходов и расходов малые предприятия могут не соблюдать допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности и использовать кассовый метод учета выручки от реализации продукции (работ, услуг). Соответственно и затраты, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, отражаются на счете 20 "Основное производство" только в части оплаченных затрат.
Использование в бухгалтерском учете кассового метода не затрагивает учетную политику малого предприятия в целях налогообложения.
Следует отметить, что использование упрощенной формы учета и рекомендованного Типовыми рекомендациями рабочего плана счетов для малых предприятий не является строго обязательным. Малое предприятие вправе самостоятельно решить, использовать упрощенную форму учета или не использовать. Это же относится и к кассовому методу учета доходов и расходов, применение которого также не является обязательным, и малое предприятие может продолжать вести бухгалтерский учет исходя из метода начисления, если сочтет по каким-либо причинам неприемлемым для себя кассовый метод.
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 19.07.98 N 34н, годовая бухгалтерская отчетность может представляться малым предприятием в сокращенном варианте.
Так, субъектам малого предпринимательства разрешается не представлять отчет о движении денежных средств. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять также приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.
3.2 Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской федерации.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской федерации.
Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных воз награждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Информация о работе Особенности учета на предприятиях малого бизнеса