Особенности товарооборота

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 11:16, реферат

Описание работы

Целью изучаемой темы является комплексное изучение сущности и видов товарооборота, таких как оптовый и розничный, товарооборот по собственной продукции и по покупным товарам. Особое внимание уделяется методам и этапам планирования, таким как: планирование на основе численности потребителей, планирование на основе мощности кухни и планирование по пропускной способности торгового зала.

Содержание

Введение
1. Планирование товарооборота предприятий питания, экономические предпосылки, методы и их характеристика
2. Товарооборот общественного питания: сущность, состав, значение. Виды товарооборота и его классификация
3. Цели, принципы и этапы планирования товарооборота
4. Основные методы планирования товарооборота и их характеристика
5. Многовариантные подходы к планированию оборота по продукции собственного производства
6. Планирование оборота по реализации покупных товаров
7. Пути роста товарооборота общественного питания в современных условиях
Список литературы
Приложение
Практическое задание

Работа содержит 1 файл

особенности товарооборота.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     План 

Введение

  1. Планирование товарооборота предприятий питания, экономические предпосылки, методы и их характеристика
  2. Товарооборот общественного питания: сущность, состав, значение. Виды товарооборота и его классификация
  3. Цели, принципы и этапы планирования товарооборота
  4. Основные методы планирования товарооборота и их характеристика
  5. Многовариантные подходы к планированию оборота по продукции собственного производства
  6. Планирование оборота по реализации покупных товаров
  7. Пути роста товарооборота общественного питания в современных условиях

Список литературы

Приложение

Практическое  задание 

 

      Введение 

     Общественное  питание по своему экономическому содержанию - это сфера товарного обращения, поэтому предприятия общественного  питания входят в систему торговли и важнейшим показателем качества их деятельности является товарооборот. Товарооборот общественного питания – это выручка от реализации продуктов общественного питания населению и др. По отношению к нему учитываются, анализируются и планируются все остальные показатели, такие как рентабельность, расходы и доходы предприятия, поэтому очень важно знать методы расчета и планирования товарооборота.

     Целью изучаемой темы является комплексное  изучение сущности и видов товарооборота, таких как оптовый и розничный, товарооборот по собственной продукции и по покупным товарам. Особое внимание уделяется методам и этапам планирования, таким как: планирование на основе численности потребителей, планирование на основе мощности кухни и планирование по пропускной способности торгового зала.

     А чтобы предприятие успешно существовало на рынке и смогло составить конкуренцию  другим предприятиям питания необходимо иметь большие доходы. Увеличение этих доходов прямо пропорционально  росту товарооборота. Для этого  необходимо учитывать и как можно более рационально использовать основные пути увеличения товарооборота в современных условиях. В основном это касается ассортимента продукции, культуры обслуживания и расширения рынков сбыта.

     Товарооборот  и его планирование играет не малую  роль в существовании предприятия общественного питания. Только правильное и четкое применение этой экономической составляющей предприятия питания обеспечит высокую конкурентоспособность, устойчивое положение на рынке и даст возможность успешно развиваться. 

 

      1. Планирование товарооборота предприятий питания, экономические предпосылки, методы и их характеристика 

     Механизм  экономического обоснования объема и структуры товарооборота предприятий  питания включает в себя определение  приоритетных целей, обеспечение связи  между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, эффективности действующего законодательства. Методы планирования зависят от объекта планирования, типа предприятия питания и временного фактора. При этом учитывают следующие экономические предпосылки:

     - данные о развитии деятельности  предприятия:

     численность населения и состав контингента  потребителей; перспективы изменения  этих показателей; обеспеченность населения  сетью общественного питания; наличие  других предприятий общественного  питания, число мест в них, их тип и ассортимент предлагаемой продукции, т.е. конкурентное окружение и возможные перспективы его изменения;

     - результаты экономического анализа  товарооборота и выпуска продукции  в предприятии за ряд предшествующих  лет;

     - перспективы изменения материально – технической базы самого предприятия: состав и структура сети (открытие новых мест реализации или их закрытие, изменение режима работы или числа мест); внедрение нового оборудования, форм организации производства и обслуживания; предлагаемая система снабжения (качество поступающего сырья, доля полуфабрикатов, быстрозамороженной продукции);

     - результаты изучения микроспроса;

     - прогнозируемый индекс цен;

     При планировании товарооборота используют данные статистической отчетности и  данные первичного оперативного учета выпуска и реализации товаров на предприятии. 

     2. Товарооборот общественного питания: сущность, состав, значение. Виды товарооборота и его классификация 

     Товарооборот  общественного питания выражает экономически отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказании услуг по организации питания и состоит из двух основных частей:

     - реализации продукции собственного  производства;

     - продажи покупных товаров.

     Основным  показателем деятельности предприятия  общественного питания является валовой товарооборот, включающий в себя продажу товаров индивидуальным потребителям, учреждениям, организациям и другим предприятиям питания для переработки или перепродажи.

     Валовой товарооборот является ведущим показателем, характеризующим общий объем производственно-торговой деятельности предприятия. Вместе с тем, исходя из того, кому проданы товары, валовой товарооборот общественного питания подразделяют на оптовый и розничный.

     Оптовый товарооборот – это продажа готовой  продукции или полуфабрикатов одними предприятиями питания другим для дальнейшей доготовки и перепродажи.

     Розничный товарооборот – это продажа продукции  собственного производства и покупных товаров непосредственно потребителям через обеденные залы, буфеты. Выпуск всей продукции кухней в стоимостном выражении является оборотом продукции собственного производства. В свою очередь, продукцию собственного производства подразделяют на обеденную и прочую.

     К обеденной продукции относят  первые, вторые, третьи блюда, холодные и горячие закуски. В прочую продукцию включают полуфабрикаты, кулинарные, кондитерские, мучные изделия, напитки собственной выработки.

     Покупные  товары – это товары, приобретаемые  предприятием питания со стороны  и продаваемые потребителям без  обработки (хлеб, молоко, табачные изделия и другие). Классификация товарооборота показана в приложении 1.

     Роль  и значение товарооборота как  экономического показателя заключается  в следующем:

     - товарооборот является объемным  показателем, характеризующим масштабы  деятельности предприятия;

     - по удельному весу товарооборота  предприятия питания в товарообороте  региона, отрасли можно судить  о доле предприятия на рынке;

     - товарооборот в расчете на  душу населения характеризует  один из аспектов жизненного  уровня населения;

     - по доле товарооборота предприятия  питания в товарообороте региона  определяется предприятие-монополист (оно считается таковым, если  удельный вес товарооборота предприятия  в товарообороте региона превышает  30%);

     - по отношению к товарообороту  учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия (товарооборочиваемость, рентабельность, уровень издержек и др.). 

     3. Цели, принципы и этапы планирования товарооборота 

     План  товарооборота и выпуска продукции  является одним из основных экономических показателей работы предприятия общественного питания, так как характеризует объем производственно-торговой деятельности, а все остальные показатели находятся в прямой зависимости от него.

     Планирование  товарооборота можно осуществить двумя этапами. Первый этап включает:

     - планирование товарооборота предприятия;

     - планирование оборота по реализации  продукции собственного производства;

     - планирование оборота по реализации  продукции покупных товаров;

     - распределение плана товарооборота по кварталам, месяцам.

     Второй  этап включает:

     - планирование оборота по реализации  продукции собственного производства;

     - планирование оборота по реализации  покупных товаров;

     - расчет плана товарооборота в  целом как суммы реализации  продукции собственного производства и покупных товаров;

     - распределение плана товарооборота  по кварталам, месяцам. 

     4. Основные методы планирования товарооборота и их характеристика 

     В зависимости от поставленных целей, обслуживаемого контингента потребителей, необходимой степени детализации плановых показателей, наличия информационной базы могут применяться методы планирования товарооборота на основе ожидаемого выполнения и сопоставимой базы товарооборота или на основе численности потребителей.

     Ожидаемое выполнение плана за текущий год определяется на основе данных о его фактическом выполнении за 9 месяцев и планового задания на оставшийся период до конца года. Такой метод

     применяется в том случае, если в октябре  план был перевыполнен или не выполнен незначительно.

     Пример. (практическое задание, задача№2) оборот по собственной продукции за 9 месяцев 3596,7т.р. – это 61,7% в валовом обороте. Годовой оборот 5538,5т.р.4 квартал – 27,2% в годовом объеме. В 4 квартале перевыполнение на 1,2%.

     Валовая реализация за 9 мес.3596,7*100/61,7=5829,3т.р.

     Реализация  за 4 кв. 5538,5*27,2/100=1506,4т.р.

     1506,4*1,2/100+1506,4=1524,4т.р.

     Рвал=5829,3+1524,4=7353,7т.р.

     После расчета ожидаемого выполнения определяют сопоставимую базу на планируемый год, которая представляет собой форму  ожидаемого выполнения плана, учитывающую все изменения условий работы предприятия, которые произойдут в планированном периоде.

     Следующим этапом плановой работы является определение  и обоснование темпов изменения  товарооборота на планируемый период – это наиболее сложный и ответственный момент. При расчете темпов изменения используют такие же экономико-статистические методы планирования, как и при планировании розничного товарооборота:

     1)метод  скользящей средней

     2)метод  расчета среднегодовых темпов  роста.

     Если  в процессе расчета среднегодовой темп изменения ниже 100%, т.е. наблюдается тенденция к снижению физического объема товарооборота, то прогнозировать эту же динамику на перспективу нецелесообразно. Необходимо продумать комплекс мероприятий, позволяющих по меньшей мере сохранить физический объем товарооборота на уровне отчетного периода. К таким факторам относятся:

     -проведение  рекламных мероприятий;

     -изменение  форм обслуживания;

     -расширение  ассортимента продукции на основе  изучения спроса;

     -предоставление  дополнительных услуг.

     В основе этих мероприятий лежит изучение микроспроса (локального спроса), которые  позволяют оценить уровень работы данного предприятия с точки  зрения степени удовлетворения потребностей и разработать программу действий по устранению

     недостатков.

     После обоснования среднегодовых темпов роста товарооборота определяют плановую сумму товарооборота по формуле 

Информация о работе Особенности товарооборота