Особенности составления бухгалтерского баланса при реорганизации юридического лица в форме соединения и слиянии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы, выявить особенности составления бухгалтерского баланса при реорганизации юридического лица в форме соединения и слияния. Для этого необходимо дать определение реорганизации, рассмотреть порядок и способы ее проведения.

Содержание

Введение 3

1 Реорганизация юридических лиц 3

2 Особенности составления бухгалтерской отчетности при реорганизации в форме присоединения 9

3 Особенности составления бухгалтерской отчетности при реорганизации в форме слияния 13

Заключение 17

Список использованных источников 18

Работа содержит 1 файл

Реорганизация юридического лица может осуществляться в форме слияния.docx

— 36.83 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ  И ИНФОРМАТИКИ 

Кафедра «Бухгалтерский учет, финансы и аудит» 
 

Курсовая  работа

по дисциплине:

на тему: « Особенности составления бухгалтерского баланса при реорганизации юридического лица в форме соединения и слиянии» 
 
 

          Работу  выполнила студентка

      группы  ЭФ4-0842 вс

  Васютина Маргарита Викторовна

              Работу  проверила

      Лащинская Наталья Викторовна

 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2010

Содержание

Введение 3

1 Реорганизация юридических  лиц 3

2 Особенности составления  бухгалтерской отчетности  при реорганизации  в форме присоединения 9

3 Особенности составления  бухгалтерской отчетности  при реорганизации  в форме слияния 13

Заключение 17

Список  использованных источников 18

     Введение

     В научной и учебной литературе проблемы реорганизации затрагиваются  лишь косвенно, их освещение преимущественно  носит лишь описательный характер. Большинство ученых не признает за реорганизацией самостоятельного значения и склонно рассматривать данный институт лишь как один из способов прекращения юридических лиц. Следствием подобного подхода является отсутствие углубленных теоретических исследований понятия, природы и признаков реорганизации как правового явления.

     Несовершенство  и противоречивость законодательства, отсутствие многих правовых норм, касающихся процесса реорганизации, ведут к  тому, что существуют реальные риски  признания любой реорганизации  юридического лица незаконной.

     Нетрудно  заключить, что в законодательстве установлены лишь общие принципы реорганизации акционерных обществ. Поскольку речь идет о сложном  правовом институте, необходимо не только привести в соответствие отдельные  противоречивые действующие правовые нормы, но и детализировать их, а  также ввести дополнительные нормы, что позволит упорядочить процедуру  реорганизации Российской Федерации, защитить права кредиторов, а также  поможет обеспечить стабильность гражданского оборота в целом. Этим обусловлена  актуальность темы данной курсовой работы.

     Цель  данной работы, выявить особенности  составления бухгалтерского баланса  при реорганизации юридического лица в форме соединения и слияния. Для этого необходимо дать определение  реорганизации, рассмотреть порядок и способы ее проведения.  

     1 Реорганизация  юридических лиц

     Реорганизация – это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

     Она осуществляется по решению собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица, уполномоченного ими органа (согласно учредительным документам) и по решению суда. Она может  служить в некоторых случаях  способом избежания ликвидации предприятия, в том числе по банкротству. Во всех формах нужно иметь одно обстоятельство, что всякая ликвидация предприятия несет зачатки монополизации. Форма – слияние и  присоединение – требуется согласие антимонопольного комитета.

     Разница между перечисленными выше формами  реорганизации юридических лиц  заключается в том, к кому и  в каком порядке переходят  права и обязанности реорганизуемых юридических лиц.

     Реорганизация юридических лиц относится к  наиболее сложным юридическим процессам, поскольку охватывает множество  отраслей законодательства. К ним  можно отнести гражданское, налоговое, трудовое законодательство. Также данный процесс урегулирован правилами  ведения бухгалтерского учёта, законом  о государственной регистрации юридических лиц, законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с реорганизацией юридических лиц путем слияния и присоединения[3].

     При слиянии нескольких организаций  возникает новое юридическое  лицо, к которому в соответствии с передаточным актом переходят  все права и обязанности данных организаций с прекращением деятельности последних (ст. 58 ГК РФ). Это новое  лицо является правопреемником ликвидированных  организаций.

     Все реорганизуемые компании, прекращающие свою деятельность, закрывают счета  учета прибылей и убытков и  составляют заключительную бухгалтерскую  отчетность на день, предшествующий внесению в ЕГРЮЛ записи о вновь возникшей организации (п. 15 Указаний). Заключительная бухгалтерская отчетность составляется с учетом операций, проведенных ликвидируемой организацией в период с даты утверждения передаточного акта до даты регистрации вновь созданной организации (п. 16 Указаний). Это могут быть расходы, связанные с реорганизацией, и текущие операции (в том числе начисление амортизации по передаваемому имуществу).[1]

     Требование  закрытия счетов учета прибылей и  убытков означает определение размера  чистой прибыли каждой реорганизуемой организации, которая передается правопреемнику (реформацию баланса). Этот процесс включает в себя закрытие счетов учета: продаж; прочих доходов и расходов;  прибылей и убытков.

     Операции  по передаче имущества могут отражаться в бухгалтерском учете ликвидируемой  организации с использованием вспомогательного счета 00 следующим образом:

     Д 00 К счетов учета активов - списаны активы ликвидируемой организации;

     Д счетов учета обязательств К 00 - списаны обязательства ликвидируемой организации;

     Д 80 К 81 "Собственные акции (доли)" - аннулированы выкупленные ликвидируемой организацией акции за счет уменьшения уставного капитала;

     Д 80 К 75 "Расчеты с учредителями" - списан уставный капитал;

     Д 75 К 00 - отражена передача имущественного комплекса по стоимости чистых активов.[1]

     Счет 00 бухгалтеры часто используют, когда  в новой бухгалтерской программе  вводят начальное сальдо по балансовым счетам организации на начало года.

     В результате данных операций обороты  по дебету и кредиту счета 00 должны быть равны, сальдо вспомогательный  счет 00 иметь не должен, ведь он служит только для разноски по счетам активов  и обязательств сумм без указания конкретных корреспонденций.

     Бухгалтер может выбрать иной счет, например 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", выделив на нем  субсчет, с использованием которого и отразить данные операции, но при этом следует помнить, что сальдо счет на конец процедуры также иметь не должен. В противном случае исказятся данные бухгалтерского учета и отчетности.[5]

     Вновь созданная организация формирует  вступительную бухгалтерскую отчетность на дату государственной регистрации  на основе данных передаточного акта. Она построчно суммирует числовые показатели заключительной бухгалтерской  отчетности ликвидированных организаций.

     Сведения  об основных средствах, доходных вложениях  в материальные ценности и нематериальных активах, полученных в ходе реорганизации, правопреемник отражает во вступительной  бухгалтерской отчетности в той  оценке, в которой они указаны  в передаточном акте (п. 18 Указаний). Однако, если за период с момента утверждения передаточного акта до даты регистрации правопреемника ликвидируемая организация начисляла амортизацию ОС, во вступительной отчетности основные средства, полученные в ходе реорганизации, отражаются по стоимости, зафиксированной в передаточном акте, за минусом начисленной за данный период амортизации.[2]

     В п. 19 Указаний даны рекомендации по формированию раздела "Капитал и резервы" в балансе организации-правопреемника. Операции по передаче имущества могут  отражаться в бухгалтерском учете  принимающей организации с использованием вспомогательного счета 00 следующим  образом:

     Д счетов учета активов К 00 - получены активы ликвидируемой организации;

     Д 00 К счетов учета обязательств - приняты к учету обязательства ликвидируемой организации;

     Д 00 К 75 - отражена балансовая стоимость чистых активов ликвидированной организации;

     Д 75 К 80 - отражено увеличение уставного капитала вновь созданной организации с учетом результата обмена акций ликвидированной организации на акции вновь созданной организации;

     Д 84 или 83 (75) К 75 (84 или 83) - отражена разница  между стоимостью имущества и  обязательств ликвидированной организации.[2]

     Может оказаться, что должник и кредитор - одно лицо. Такое происходит при  наличии взаимной дебиторской и  кредиторской задолженности между  реорганизуемыми организациями  в суммированном балансе. В подобном случае во вступительный баланс не включаются (п. 13 Указаний):

     - числовые показатели, отражающие  взаимную дебиторскую и кредиторскую  задолженность, включая расчеты  по дивидендам;

     - финансовые вложения одних реорганизуемых  организаций в уставные капиталы  других реорганизуемых организаций;

     - иные активы и обязательства,  характеризующие взаимные расчеты  реорганизуемых организаций, включая  прибыль и убытки в результате  взаимных операций.

     При наличии непокрытых убытков прошлых  лет у одной или нескольких объединяемых организаций эти убытки вычитаются из общей суммы нераспределенной прибыли других компаний, участвующих  в реорганизации. Так как правопреемнику передается только чистая прибыль (непокрытый убыток) участвующих в слиянии  организаций, суммирование числовых показателей  отчетов о прибылях и убытках  организаций, реорганизуемых в форме  слияния, во вступительной бухгалтерской  отчетности правопреемника не производится (п. 17 Указаний).[1]

     При реорганизации в форме присоединения  юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права  и обязанности присоединенного  юридического лица в соответствии с  передаточным актом (ст. 58 ГК РФ). В отличие  от других форм реорганизации присоединение  считается совершенным с момента  внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации присоединяемого юридического лица (п. 4 ст. 57 Кодекса). Присоединяющаяся организация  составляет заключительную бухгалтерскую  отчетность на день, предшествующий внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении  ее деятельности (п. 9 Указаний). При  этом она закрывает счет учета  прибылей и убытков, а суммы чистой прибыли распределяет (направляет на определенные цели) на основании договора о присоединении (п. 20 Указаний). Кроме  того, в ее заключительном бухгалтерском  балансе должны быть отражены текущие расходы, возникшие с момента утверждения передаточного акта до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации (п. 22 Указаний).[1]

     Общая схема отражения в бухгалтерском  учете операций присоединяемой организации  аналогична приведенным ранее записям  ликвидируемой организации при  реорганизации путем слияния. Активы, которые не подлежат передаче в порядке  правопреемства, в частности расходы  на лицензирование определенных видов  деятельности, также списываются  с баланса на финансовый результат. Организация-правопреемник, к которой  присоединяются, счет учета прибылей и убытков в бухгалтерской  отчетности не закрывает (текущий отчетный год для нее не прерывается) и  заключительную бухгалтерскую отчетность на дату регистрации в ЕГРЮЛ присоединяемой организации не формирует (п. 21 Указаний).[6]

Информация о работе Особенности составления бухгалтерского баланса при реорганизации юридического лица в форме соединения и слиянии