Особенности организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:42, доклад

Описание работы

Организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях ведется в общеустановленном порядке, согласно пункту 1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях.
Бухгалтерский учет и статистическая отчетность в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Информация о деятельности некоммерческой организации представляется органам государственной статистики, налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации. При этом к коммерческой тайне не могут быть отнесены следующие сведения:
• о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций (далее НКО);
• о размерах и составе имущества НКО;
• о расходах;
• о численности и составе работников;
• об оплате труда работников;
• об использовании безвозмездного труда граждан.

Работа содержит 1 файл

Особенности организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях.docx

— 31.93 Кб (Скачать)

Создание некоммерческих организаций в их современном  понимании началось в конце 80-х  начале 90-х годов.

ГК РФ определил  общие нормы деятельности некоммерческих организаций и некоторые их формы.

Принятые затем  законы о некоммерческих и благотворительных  организациях расширили виды их организации  и развили принципы их деятельности.

Появление новой  формы организации стало учитываться  и в налоговом законодательстве.

Вместе с тем  область бухгалтерского учета в  некоммерческих организациях практически  не развивается.

В настоящее  время в средствах массовой информации предлагается большое количество разнообразных  вариантов по отражению в учете  некоммерческих организаций той  или иной операции, которые зачастую противоречат, а иногда и взаимоисключают  друг друга.

Можно выделить следующие подходы к построению системы учета некоммерческих организаций:

- аналогично  непроизводственной сфере коммерческих  предприятий;

- аналогично  бюджетным организациям.

Наиболее часто  встречаются в литературе по бухгалтерскому учету, рекомендации по использованию  в учете некоммерческих организаций  концепцию учета непроизводственной сферы, которая состоит из достаточно произвольной компановки общепринятой методики отражения операций на двух счетах: 29 - «Обслуживающие производства и хозяйства» и 86 - «Целевые финансирование и поступления».

Но социальная сфера никогда не имела существенного  значения для учета и баланса  промышленных предприятий. Счет 29 «Обслуживание  производства и хозяйства» носит  характер вспомогательного счета для  аккумулирования и списания непроизводственных затрат за счет других источников.

Не развита  в системе производственного  учета и методика работы счета 86 «Целевое финансирование», который  используется этими предприятиями  эпизодически, и также не несет  существенной информации.

Таким образом, в основу учета некоммерческих организаций  заложены и выведены на главную роль второстепенные участки коммерческого  учета, никогда не имевшие в базовом  плане счетов самостоятельного существенного  значения и практики корреспондентского использования.

Причем центральное  место занимает именно затратный  счет 29 «Обслуживание производства и хозяйства», как наиболее продвинутый  в плане методологии учета  по сравнению со счетом 86 «Целевое финансирование».

С этим несоответствием  сталкивается бухгалтер некоммерческой организации, когда один за другим возникают  вопросы учета уплаченного налога на добавленную стоимость, приобретения и износа основных средств, формирования и расходования целевых средств.

Расширение сферы  деятельности некоммерческих организаций  увеличило количество проблем учета.

Возникают вопросы  о распределении затрат, при наличии  предпринимательской деятельности, учете курсовых разниц и другие. Все это приводит к тому, что  бухгалтерами придумываются схемы  учета, не находящие подтверждений  в нормативных документах.

Ситуация усложняется  также и налоговыми органами.

Исходя из этого, является необходимой скорейшая  выработка целостной системы  учета некоммерческих организаций, охватывающей все стороны их деятельности от операций по кассе до формирования отчетности.

Некоторые авторы предлагают адаптировать систему бюджетного учета к условиям НКО. Однако с  введением нового Плана счетов бюджетного учета, утвержденного Приказом Минфина  РФ от 26 августа 2004 года №70н «Об утверждении  инструкции по бюджетному учету», на наш  взгляд, слишком усложняет ведение  бухгалтерского учета.

Но некоторые  методики, которые используются в  бюджетном учете, все-таки можно  рекомендовать к применению в  практике некоммерческих организаций. В частности по вопросу отражения  на счетах бухгалтерского учета курсовых разниц.

Учет курсовых разниц - один из самых проблемных вопросов для некоммерческих организаций.

Инструкция по бюджетному учету разделяет движение целевых средств в зависимости от того, занимается или нет данная организация предпринимательской деятельностью.

Бюджетные организации не занимающиеся предпринимательской деятельностью, получившие средства в иностранной валюте, курсовые разницы по таким операциям относят на счета учета целевого финансирования (причем положительная разница увеличивает доходы, а отрицательная - уменьшает). А по операциям, связанным с предпринимательской деятельностью, - курсовые разницы относят на счета доходов.

Существует еще  одна особенность системы учета  в бюджетных организациях: субсчета с номером «1» предназначены  для учета бюджетных средств, а с номером «2» - для средств  от предпринимательской деятельности.

Таким образом, используя предложенную схему для  некоммерческих организаций, можно  рекомендовать следующие бухгалтерские  проводки для отражения курсовых разниц:

1. для некоммерческих  организаций, не занимающихся  предпринимательской деятельностью:

– положительные разницы:

Дебет 52 «Валютный счет»

Кредит 86/1 «Целевое финансирование/уставная деятельность»;

- отрицательные разницы:

Дебет 86/1 «Целевое финансирование/уставная деятельность»

Кредит 52 «Валютный счет»;

2. для некоммерческих  организаций, занимающихся предпринимательской  деятельностью:

– положительные разницы:

Дебет 52 «Валютный счет»

Кредит 91 «Прочие доходы и  расходы»;

- отрицательные разницы:

Дебет 91 «Прочие доходы и  расходы»

Кредит 52 «Валютный счет».

Предлагаемая  схема учета состоит в том, что она лишь использует некоторые  правила бюджетной системы учета  и не являются при этом их точной копией.

В любом случае, наиболее удобным в применении для  НКО, будет план счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина  Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

Наиболее важной частью для НКО будет разработка методики отражения операций по счету 86 «Целевого финансирования».

В соответствии со статьей 26 Закона о некоммерческих организациях источником финансирования имущества некоммерческой организации  могут являться:

·   регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

·   добровольные имущественные взносы и пожертвования;

·   выручка от реализации товаров, работ, услуг;

·   дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

·   доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

·   другие не запрещенные законом поступления.

Для учета поступающих  средств Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 86 «Целевые финансирования и поступления».

Расход целевых  поступлений должен производиться  в соответствии с целями и задачами некоммерческой организации.

Основной вопрос, который не имеет сегодня однозначного решения: это выбор метода отражения  операций по счету 86 «Целевое финансирование» - кассовый метод или метод начислений.

Обширная практика применения некоммерческими организациями  классического счета 86 «Целевое финансирование»  сочетает в себе два способа:

- кассовый метод  учета поступлений денежных средств,

- совмещение  методов при расходовании средств.  Так, например, денежные расходы  списываются по факту, а расходы  на заработную плату методом  начисления.

Действующими  нормативными документами прямо  не регламентировано применение того или иного метода в отношении  формирования счета 86 «Целевые финансирования». В комментариях или указаниях  используются формулировки «поступившие средства», то есть косвенно предусматривается  применение кассового метода учета.

Если обратиться к международной практике, то международные  стандарты предусматривают максимально  возможное использование метода начисления для отражения операций на счетах учета.

В качестве примера  можно привести международный стандарт финансовой отчетности МСФО 20, касающийся учета правительственных субсидий.

Стандарт предусматривает  два подхода для отражения  поступлений:

- если поступление  не предусматривает расходы (как  правило это субсидии в виде актива), в отношении их может применяться кассовый метод (например, некоммерческой организации передан автобус, такая операция подлежит отражению в учете после совершения);

- если поступление  предусматривает расходы или  покрытие уже произведенных расходов (как правило, это субсидии  в виде денежных средств), то  следует применять принцип начисления.

Однако данный метод может быть применен только в случае:

·   если существует обоснованная уверенность получения таких субсидий;

·   если организация удовлетворяет условиям выдачи таких субсидий.

Эти положения  международного стандарта можно  распространить и на учет целевых  средств некоммерческих организаций. То есть, при формировании счета 86 «Целевое финансирование» можно применить  метод начисления, если на отчетную дату организация располагает фактами, подтверждающими выделение ей средств  из соответствующего источника.

Более подробно вопросами, касающимися деятельности некоммерческих организаций, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО  «BKR-Интерком-Аудит» «Некоммерческие  организации».

Информация о работе Особенности организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях